МастерскаяВерсии происхождения фамилии Аршба

Сообщение Давид Аршба » 04 сен 2014, 13:29, последние изменения » 11 сен 2017, 07:26


В этом разделе собирается информация о происхождении фамилии Аршба.


Образование абхазских фамилий

Абхазский либо любой другой язык абхазо-адыгской группы - данная версия выглядит наиболее вероятной, так как язык является неотъемлемой частью культуры любого народа и носителю этой культуры и языка очень сложно идентифицировать себя вне данной парадигмы. Я же постараюсь расширить взгляд на этот вопрос, учитывая историческую хронологию, этногенез абхазов, источники, имеющиеся генетические и любые другие данные, относящиеся к вопросу.

"История Мидии." И. М. Дьяконов 1956:
Для определения этнического состава на какой-либо территории в каждый данный момент важнее материал собственных имен, чем материал топонимических названий. Топонимика часто сохраняется от прежнего языка населения, особенно если смена языка, как чаще всего бывает, происходила не путем вытеснения самого населения, а постепенно, через этап двуязычия. Напротив, собственные имена - если только они, как обычно бывало в древности, сохраняют свою значимость, - свидетельствуют часто о том, что население говорило на том языке, к которому принадлежат имена». Здесь же он предостерегающе заключает: «Однако догматические религии часто несут с собой и имена на языке этой религии.


"Антропонимия абхазов." Ш. Д. Инал-Ипа 2002:
В составе абхазской антропонимии, как и во всякой другой, мы находим большое количество заимствованных имен разного происхождения, что объяснимо культурными и политическими связями Абхазии с внешним миром. Хронологически первыми из них идут имена переднеазиатского мира (Тархуна, Астана и др.), затем имена сарматского происхождения и далее - греческие, римские, византийские христианские и другие имена, которые носили, главным образом, представители высшего сословия тогдашнего абхазского общества (в основном в пределах I тысячелетия н. э.), указанные ниже и лишь отчасти сохранившиеся в исторических источниках.

Примерно с XI века, после образования феодальной Грузинской монархии, в условиях расширения влияния грузинской культуры, в Абхазию начинают проникать грузинские имена и имена из других этнических сред, но оформленные по правилам картвельских языков (например, Отаго - Дотагод, Дардан - Дардын и женские: Мария - Ламара, Фамарь - Тамара и др.). С течением времени в Абхазии укореняются уже десятки грузинских имен.

В период расцвета феодализма у адыгов, культурное влияние их на народы Кавказа получило широкое распространение. К данному и более поздним периодам относятся, видимо, имена с оформлением на -кәа, -хәа и комплексами согласных тл, ҭл, дл, проникшие в абхазскую среду (Адпагьыкеа // Аҭлагьыкәа, Ҭлапс, Аҭпаҧсыкәа, Аҭлакәа, Чагьархәа, Базрыкәа, Дарыкәа и пр.), но может быть здесь мы имеем дело и с реанимированием многих общих древних абхазо-адыгских имен.

Относительно рано проникают в Абхазию арабские и тюркские имена, но достоверные сведения об этом в источниках почти отсутствуют вплоть до позднего средневековья, хотя влияние арабского проявилось уже в местном имени Ригва (IV-VI вв..) с добавкой к нему -дин (по- араб. «вера»). К числу первых мусульманских арабских, турецких имен, зафиксированных среди абхазов в середине XV века, в конце XVI века и в конце 20-х годов XVII века, относятся, напр.: Рабиа, Мехмед, Насух и Карабей (абхазская форма Қарбеи). В течение же XVIII века мусульманские имена получили уже широкое распространение, особенно среди дворянско-княжеского сословия, наиболее тесно связанного с турками. Н. Я. Марр не без основания отмечал, что у абхазов «мусульманских имен больше, чем христианских, даже христианские календарные имена чаще в мусульманской форме». Среди абхазов, особенно старшего поколения, и сейчас нередки такие имена, как Аазиз, Аслан, Арзаабей, Осман, Хасан и многие другие.


Тюркский сегмент в Абхазии связан с совместной многовековой историей, начиная, по-видимому, ещё с бунтурков. Из древней истории Абхазии известно, что абхазский царь Леон I женился на дочери хазарского кагана (VIII в.). Их сын Леон II при поддержке хазар добивается отделения Абхазии и Лазики от Византийской империи (VIII в.) и провозглашает Абхазское царство. Позже начало тесных контактов абхазов с тюрками датируется XVI веком, когда в Абхазии наступает господство Султанской Турции (XVI-XVIII вв.). По мнению А.К. Шагирова большинство тюркизмов попало к абхазо-адыгам во время татарского ига и в период турецко-крымской экспансии на северо-западном Кавказе [Шагиров 1989, с. 74]. Примерно к XIII-XIV столетиям в горы центральной части Северного Кавказа стягиваются тюркоязычные карачаевцы и балкарцы, потомки ряда тюркских племен и в том числе половцев, с которыми связаны по своему происхождению кумыки. Около XIV-XV вв. появляются здесь и ногайцы. Несколько позднее в Ставрополье появляются тюркоязычные трухмены, очень близкие среднеазиатским туркменам [Климов 1965, с. 11]. Царь Давид IV Строитель в борьбе против тюрков-огузов Сельджукидской империи пригласил и поселил в Борчалы и прилегающих областях кыпчакскую орду численностью 40 тыс. воинов, что вместе с членами их семей всего около 200 тысяч человек. Уместно будет отметить, что одновременно царь Давид IV породнился с кыпчаками, взяв в жены дочь хана.

Давид Дасаниа 2014:
Одной из самых актуальных проблем истории и этнологии абхазских фамилий является проблема, связанная с определением времени возникновения фамилий у абхазов. Существуют разные мнения. Подавляющее большинство утверждает, что абхазские фамилии возникли в древности, незначительная часть - что не ранее 16-17 веков. А сейчас проанализируем существующие материалы и сами разберёмся, что к чему. В историко-этнологической литературе бытует мнение, что одним из первых народов мира, у которых возникли фамилии, являются франки. Так считал, например, профессор Мусукаев. Иной точки зрения придерживается грузинский ученый П.А. Цхадаиа. Отметив, что, согласно распространенному мнению, фамилия возникла в Италии в XI веке, упомянутый автор утверждает о сложении родового имени (фамилии) у грузин в раннефеодальную эпоху и завершении этого процесса в VII-VIII веках. А к IX веку, согласно П.А. Цхадаиа, грузинская фамилия как антропонимическая категория уже была окончательно сформирована. Говоря о начальной истории письменной фиксации абхазских фамилий, Г.А. Амичба пишет: «По периоду XI-XVIII веков в письменных источниках встречается несколько четко определенных двух- и трехкомпонентных именований. В большинстве из них уже в качестве одного из компонентов присутствует имя фамильного рода, чего нет в антропонимной модели предшествующего периода, т.е. раннего средневековья». Далее автор указывает, что настоящие абхазские фамилии образовались в XI-XV веках. Касательно тотемных названий, издревле бытовавших у абхазов в качестве фамилий, автор подчеркивает, что «в письменных источниках они не зафиксированы, ибо по номинации личности не считались обязательными компонентами именования». «По всей вероятности, - продолжает Г.А. Амичба, - у абхазов долгое время, в том числе в V-X веках, функции фамилии исполняло патронимическое имя – имя отца, деда или прадеда (эпоним) в сочетании с личным именем определяемого, соединенные через деминутив ипа («сын») или ипха («дщерь»). В качестве подтверждения фамильных функций патронимического имени в рассматриваемое автором время, ученый приводит в пример такие фамилии, как Шат-ипа, Инал-ипа, Дзяпш-ипа и Инапха, которые бытуют и по сей день.

---

MARSHANIA Как и во многих мифологических представлениях и ритуале других традиций, связано с культом медведя  -  с доисторическим мотивом семи ярких звезд на конфигурации Большой Медведицы и Полярной звезды, расположенной в ручке ковша Малой Медведицы ночного неба. Слово восходит к иран. *arsha- 'медведь': авест. arsha-, хорезм. hrs, осет. ars и др. На одном из этапов своего развития в абхазской мифопоэтической системе существующее обозначение медведя профанируется и происходит заимствование новой формы из осетинского языка через сванское языковое посредство, ср. родовые имена  -  сван. Arzian 'Арзиан(и)', абх. Arshba 'Аршба' (между тем, в отдельной проверке нуждается отношение формы Arzian со сванским словосложением  arazayan 'восьмилетний', увязываемым с символикой чисел 'четыре'  -   'восемь')*. В родовом имени абхазского дворянского дома Marshan, Amarshan 'Маршан, Амаршан' морфемный ряд запретного  слова усложнен. Он состоит из классных показателей (нулевого и  a-) перед сванским префиксом абстрактных имен m- (рефлекс картв. *m-) в функции дериватора вторичного табу (табуирование слова, уже являющегося табу) и сванского суффикса -an (< -yan < -ian, формант  притяжательности, который в антропонимах равен груз. dze 'сын', shvili 'дитя',  'ребенок'), в то время как зап.-грузинский вариант формы  -  Marshania 'Маршаниа' расширен занскими парадигмами -i-a. К этому ср. абх. amarshana 'сердитый' (c дополнительным аффиксом, первонач. о медведе), а тж северокавказские эвфемизмы - лак. ars 'сын', дарг. urshi то же и др., указывающие на особую культовую и ритуальную значимость медведя, как принято считать, после волка, высокоорганизованной волчьей стаи (не исключено, что настоящий порядок условно-символического распределения на иерархической лестнице воображаемых фигур священных животных в темных областях Млечного Пути отражен и во взаимосвязи родов Шервашидзе  -  Маршаниа). Любопытно, но фамилию Marshan, Amarshan с таким же успехом можно выводить и от иран. *arshaina- : авест. arshan- 'мужчина',  'мужской' с картвельским  префиксальным прикрытием в силу табу, который этимологизируется на почве и.-е. *wers- 'лить',  'проливать (о дожде)' : *wers-en- с первоначальным значением 'изливающий семя',  'мужской', ср. фразу из хеттского ритуала плодородия "медведь же на вас [деревьев] вскочил" (Т. В. Гамкрелидзе/Вяч. Вс. Иванов). Сюда же имя легендарных царей Ирана Arshan  'Аршан', имеющее мотивировку (к   сочетаемости словоформы arshan-  с авест. vara:za- 'кабан' от и.-е. *wers-, т. е. с биол. самцом, см. Ch.  Bartholomae), и. собств. основателя парфянской династии Arsa:k 'Аршак', сакральная значимость числа 'восемь' в образе Будды, мотив вызывания дождя стимулированием небесного медведя через посредство стаи волков  -  созв. Псов, инсценированный в ритуальных плясках "людей-волков" (людей в волчьих шкурах), в хеттской традиции  -   вместе с "людьми-медведями" и т. п. Однако, как бы там ни было, можно констатировать, что связь родового имени Marshan, Amarshan, Marshania с мифологемой медведя, со священным животным Небо-Бога, верифицируется с достаточной очевидностью                                                                       

В заключение хотелось бы надеяться, что представители знатных фамилий, в плюсквамперфекте, по крайней мере до середины времен, не станут ставить дворянские приставки перед родовыми именами, а при межальянсных буйабесах  -  еще и на конце, поскольку со стороны они смотрятся не столько как анахронизм, сколько как "краски боевые" (NB м. буйабес  -  не со зла, но с любовью  - мы знаем, что человек слаб)



История


С середины I тысячелетия до н. э. Абхазия являлась частью Колхидского царства.

В VI—V веках до н. э. на побережье Абхазии были основаны греческие колонии Диоскуриада, Питиунт и др.

В конце II века до н. э. Aбхазия, как и вся Колхида, находилась в подчинении понтийского царя Митридата VI Евпатора, а в 65 году до н. э. попала под власть римлян.

К концу I века н. э. на территории Абхазии сложились княжества апсилов, абазгов и санигов — племенные образования раннефеодального типа; правители их утверждались римскими императорами.

С образованием в IV веке н. э. в Западной Грузии царства Лазики Абхазия вошла в его состав. В начале VI века северная часть Абхазии была подчинена Византии. Восстания местного населения против византийского владычества были подавлены, и с 60‑х годов VI века власть Византии укрепилась во всей Абхазии.

В 1‑й половине VI века в Абхазии было официально принято христианство; в VI веке сложились феодальные отношения. К VIII веку относят образование абхазской народности.

Краткая историческая справка:
В течение VIII‑X веков существовало Абхазское царство, первым царем которого был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Своего расцвета царство достигло в Х веке при Георгии II.

Во 2‑й половине X века абхазский престол был наследован Багратом, и Абхазское царство занимало уже большую часть современной Грузии. После присоединения Картли для обозначения страны появляется термин Сакартвело. В приморской части Абхазии ведущим было земледелие, в горной ‑ скотоводство. Росла береговая торговля с заморскими странами.

К концу XV века феодальная Грузия распалась на ряд государств и княжеств. В XV‑XVI веках Абхазия совместно с Мегрелией и Гурией входила в состав княжества Сабедиано, а на рубеже XVI‑XVII веков выделилась в самостоятельное княжество. В XVII‑XVIII веках Абхазия находилась под властью Турции. Абхазский народ неоднократно восставал (в 1725, 1728, 1733, 1771, 1806 годах и т.д.) против турецкого владычества. Возможность избавления от турецкого ига Абхазия видела в сближении с Россией.

17 февраля 1810 года (в настоящее время дата отмечается по старому стилю) — российский император Александр I подписал Манифест, согласно которому Абхазское княжество на правах автономии вошло в состав Российской империи.
С 1810 по 1864 год Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России.

С 1864 по 1917 год Абхазия ("Сухумский военный отдел", "Сухумский округ") была подчинена царской администрации на Кавказе.
4 марта 1921 года Абхазия была провозглашена советской социалистической республикой. 16 декабря 1921 года вошла в состав Грузинской ССР на договорных началах, затем 13 декабря 1922 года — в состав ЗСФСР (Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика) как часть Грузинской ССР. 30 декабря 1922 года в составе ЗСФСР вошла в СССР. С февраля 1931 года Абхазия была в составе Грузинской ССР на правах автономной республики.



Аршба

  1. Первая буква 'а' может быть как определённым артиклем, так и первой буквой слова 'арш'.
  2. Учитывая что окончание 'ба' является патронимическим (то есть либо относится к родовому прозвищу, либо к имени основателя рода), то схема, указанная в пункте 1, может также применяться и к имени собственному - Арш или А-Рш
  3. Звучание на абхазском [арышба].
  4. Время и письменность могли внести свои изменения в произношение и допускают использование форм: а-рыш, а-риш, а-раш, а-руш и т.д. заменяя гласную между 'р' и 'ш'. И тоже самое без определённого артикля 'а'.
  5. Далее, эти версии нужно исследовать на предмет связей с любым из возможных языков, на котором мог говорить либо основатель рода, либо его потомки. Для этого потребуется проанализировать имеющиеся исторические данные как по абхазам, так и по их соседям, учитывая переселения народов, завоевания, религию и т.д.
  6. Использовать сегодняшнюю генетическую картину абхазов и представителей рода Аршба, для более точного установления возможного языка, при котором могла образоваться фамилия Аршба.


Абхазский

А-рш - абж. силок.
А́-ршабара - перех. гл. (иршабеит) 1) обезводить, обезвоживать, сделать безводным что-либо; аарҩара адгьыл аршабеит - засуха обезводила почву 2) истомить, томить жаждой кого-либо; ашоура ҳаршабеит (ашоура иахҟьаны ҳшабеит) - жара истомила нас.
А́-ршаҟьшаҟьара - перех. гл. (иршаҟьшаҟьоит) быстро двигать глазами в разные стороны.
А́-ршаҟәара – (схы иршаҟәеит) он меня утомил своими бесконечными разговорами.
А-ршанхага - чудо, диво; то, что заставляет удивляться.
А-ршанхара I - удивление, ошеломление, изумление.
А-ршанхара - перех. гл. (диршанхеит) сильно удивить, удивлять, ошеломить, ошеломлять, изумить, изумлять, привести в состояние замешательства; избаз саршанхеит - то что, я увидел, ошеломило меня.
А́-ршапшапра - перех. гл. (иршапшапуеит) заставить ярко светиться.
А́-ршара I – 1) витье; ашаха аршара (ашахаршара) витье веревки; 2) кручение; 3) перен. затевать, замышлять что-то нехорошее: акы иршоит, изаку здыруада - он что-то замышляет, кто знает, что.
А́-ршара II - перех. гл. (иршеит) 1) свить, вить; ашаха иршоит - он вьет веревку 2) скрутить, крутить, гладить, завивая; иҧаҵа иршоит - он крутит свои усы.
А-ршара́ - перех. гл. (иршеит) провести, проводить ночь без сна, бодрствовать; иаха смыцәаӡакәа исыршеит - я вчера провел ночь без сна.
А́-ршаҳаҭга - свидетельство (документ).
А́-ршеишеира - перех. гл. (иршеишеит) заставить ярко светиться, сиять.
А́-ршкәакәара - отбеливание.
А́-ршкәакәара II - перех. гл. (иршкәакәеит) отбелить, отбеливать, выбелить, белить, сделать белым.
А́-ршлара - перех. гл. (иаршлеит) заставить седеть, сделать седым; агәырҩа ихы аршлеит - голова его поседела от горя; уи схы аршлахьеит (уи схы зыршлахьоу ауп) я что- либо давно знаю; оно мне надоело.
А́-ршра - тиф; аршра ихьит - он заболел тифом.
А-ршра́ I - кипячение, нагревание, накаливание.
А-ршра́ II - перех. гл. (иршит) 1) нагреть, нагревать, накалить, накалять; аиха иршит - он накалил железо 2) вскипятить, кипятить 3) (о водке) перегнать, перегонять, подвергать перегонке.
А-ршра́ III - перех. гл. (иршит) заставить лаять; ала умыршын! - не заставляй собаку лаять!
А́-ршреиқәаҵәа - брюшной тиф.
А́-рштәы – то, что подлежит перегонке.
А́-ршҳамра - перех. гл. (иршҳамит) сделать ядовитым, желчным.
А-ршша́ - (иршшоу) гладкий, разглаженный, полированный.
А-ршшара́ I - разглаживание, полировка.
А-ршшара́ II - перех. гл. (иршшеит) 1) разгладить, разглаживать, полировать 2) перен. смягчить, сгладить; иҩыза иажәа бааҧсқәа иршшеит - он сгладил грубые слова своего друга.
А-ршшара́ III - перех. гл. (иршшеит) рубить дрова.
А-ршы́ - (иршу) 1) кипяченый; аӡы ршы - кипяченая вода. 2) каленый; аиха ршы - каленое железо.
А-ршы́га - кипятильник, аппарат для кипячения, перегонки.
А-ршы́рҭа - место, где что-либо кипятят, перегоняют.
А-ршы́шга - будра плющевидная, glechoma hederaceae.
А́-ршышра I - пляска святого Витта (Виттова пляска, хорея).
А́-ршышра II - неперех. гл. (даршышит) заболеть Виттовой пляской.
А-ршьа́ - (иршьоу) расколотый, колотый; амҿы ршьа - колотые дрова.
А-ршьа́гара I - натаска, натаскивание; ала аршьагара - натаска собаки.
А́-ршьагара II - перех. гл. (иршьагеит) натаскать, натаскивать, обучить, обучать собаку.
А́-ршьаҟа - пехота.
А́-ршьамхнышлара - перех. гл. (диршьамхнышпеит) заставить кого-либо стать на колени, поставить кого-либо на колени.
А-ршьара́ I - раскалывание.
А-ршьара́ IIперех. гл. (иршьеит) 1) расколоть, колоть; амҿы иршьоит - он колет дрова. 2) см. арҷара.
А-ршьра́ - перех. гл. (дииршьит) 1) заставить кого-либо убить кого-либо; ухәы иумыршьын! - не делай так, чтобы он тебя убил! остерегайся его! 2) (в сочетании с существительным аӡы) утопить, топить; аӡы дадыршьит - они утопили его 3) опьянить, пьянить; ажәа даиршьит - он его утомил разговорами; аҩы даиршьит - он его напоил допьяна.
А́-ршьцылара - перех. гл. (даиршьцылеит) заставить привыкнуть к кому-либо к чему-либо, научить, научать кого-либо чему-либо приучить, приучать кого-либо к кому-либо, к чему-либо; приучать кого-либо; амшә анапы иадыршьцылеит - медведя приручали; аҭаҭын ахара дадыршьцыпеит - его научили курить; абнаҳәыҳә инапы иаиршьцылеит - он приручил дикого голубя.
А-ршьшьара́ - перех. гл. (иршьшьеит) см. арҷҷара.
А-ршьышьра́ - перех. гл. (иршьышьит) 1) растереть, растирать, размять, мять, месить; аҟәыд аршьышьра - растирать фасоль 2) погладить, гладить по чему-либо; ан лхәыҷы ихы лыршьышьуеит - мать гладит своего ребенка по голове.
А-ршьышьтәы́ - фасоль.
А-ршьышьы́ - месиво.
А-ршьышьышьы́га - мялка, приспособление для растирания чего-либо.
А́-ршәаа - особый свист, с помощью которого люди, находясь в лесу или на значительном расстоянии друг от друга, поддерживали связь между собой; аршәаа дасуеит - он свистит.
А-ршәара́ I - перех. гл. (диршәеит) напугать, испугать, пугать кого-либо, навести страх на кого-либо; даара диршәеит - он его очень напугал, он на него навел страх; ахәыҷы думыршәан - не пугай ребенка! диршәама? - он его напугал?
А-ршәара́ II - (ииршәеит) заставить платить кого-либо что- либо; шәкы мааҭ ҳиршәеит - он заставил нас заплатить по сто рублей, он взял с нас по сто рублей.
А-ршәара́ III - перех. гл. (ииршәеит) заставить измерить, померить, мерить.
А́-ршепара - перех. гл. (иршәпеит) сделать толстым.
А́-ршәра - перех. гл. (иршәит) бросить, бросать, кинуть, кидать; ампыл иршәит - он бросил мяч; ахаҳә умыршәын! - не бросай камень!
А-ршәра́ I - перех. гл. (ииршәит) заставить покрасить; аҭӡы ииршәит - он его заставил покрасить стену.
А-ршәра́ II - перех. гл. (иршәит) (о фруктах) заставить созреть, поспеть.
А-ршәра́ III - перех. гл. (иршәит) заставить нарывать.
А-ршәра́ IV - перех. гл. (иршәит) заставить, застынуть, заледенеть.
А-ршәтәы́ - аршәтәы џьымшьы - лук семенной.
А́-ршәҭыкакаҷра - перех. гл. (иршәҭкакаҷит) игәараҭа иршәҭкакаҷит - он превратил свою усадьбу (свое хозяйство) в цветущий сад.
А́-ршәҭра - перех. гл. (иршәҭит) заставить цвести.
А-ршәшәара́ - перех. гл. (иршәшәеит) потрясти, трясти, встряхнуть, встряхивать.
А-ршәы́ - мороженое.
А-ршәы́га - морозильник.
А-ршеы́кьра - перех. гл. (диршәыкьит) (о плачущем ребенке, о плачущей женщине) успокоить, унять, угомонить.
А-ршәы́ра - см. абнаршәыра.
А́-ршәыршәырра - перех. гл. (иаршәыршәырит) заставить развеваться, колыхаться, развевать; аҧша абираҟ аршәыршәыруеит - ветер развевает флаг.
А́-раш - вяз, карагач, ulmus glabra.
А-рашы́ - ореховое масло; арашы илырхит - его проучили, жестко наказали, показали ему где раки зимуют, показали ему кузькину мать.
А-рашы́хбзыб. толченый орех, ореховое масло.
А-ра́шь – 1) араш (мифический крылатый конь); 2) устар. боевой конь.
А-рашьи́а - кружево, кайма.
А-рашьи́аҵәы - спица для вязания кружева.
А-рашьы́ла - см. арашьиа.
А́-рашәага - орудие прополки; рашәан - время, период, пора прополки.
А́-рашәара I - прополка, полка.
А́-рашәара II - неперех. гл. (драшәоит) заниматься прополкой; иацы амҿы ҧысҟон, иахьа срашәоит - вчера рубил дрова, а сегодня занимаюсь прополкой.
А́-рашәара - лаб. гл. (ирашәеит) прополоть, пропалывать что-либо; аҧш ирашәоит - он пропалывает кукурузу; рашәарамза - см. иун.
А́-рашәатә - то, что подлежит прополке.
А́-рашәашьа - прополка, манера, способ прополки; арашәашьа издырӡом - он не умеет пропалывать, ирашәашьа сгәаҧхаӡом - его манера прополки мне не нравится.
А́-рашәаҩ - пропольщик.
А́-рашәаха сымам - у меня нет времени заниматься прополкой.
А-рашетәы́ - лук семенной.
А-рашәҭы́ - гвоздика, dianthus.
А-рашәы́га - цикада, домовой сверчок.


С темой "Араш" связаны не только топонимы (восходящие к корню "Рош"), но и нартский эпос.

"АРАШ, в абхазском нартском эпосе (и в волшебных сказках) крылатый конь, помощник героя. Обладает необыкновенной физической силой; на нём можно передвигаться не только по земле, но и под землёй, и в небесах. (С. Л. Зухба, источник-" Мифы народов мира." энциклопедия в 2 томах, второе издание, М., СЭ. 1987-88.)

АРАШКУА (Арашқәа) Бывший населенный пункт в с. Аԥра Сухумского района. На старых картах фиксируется как с. Рошква (К-25), Решкуа (К-26) или же Рашхуа (Гулиа, с. 298). С появлением здесь новых поселенцев (конец XIX в.) оно именуется Дерекей (тур. Дерекой «речное село»), которое переименовывается в 1948 году в груз. Мтискалта «Подол горы». Современное название села - Арашқәа. Последнее переводится с абхазского «Карагачи» из араш «карагач» и қәа - суффикс множественности). (Источник: В. Кварчиа. Историко-этимологический словарь топонимов Абхазии. С., 2006.)

Созвучные фамилии: Аристава || Аристаа || Арстаа || Аншба || Маршания || Алшибая

Возможные варианты написания в грузинских источниках:
Аришиани
Арешиани
Аршиани
Арешишвили
Арешидзе
Аришидзе
Арешисдзе
Аришисдзе
Аршисдзе
Аршидзе



Ислам

«Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.
Арш - наивысшее место, которое объемлет все сущее и находится над ним. В этом смысле это слово созвучно с понятием престола, на котором восседает государь, обладающий властью. Этот термин упоминается в коранических аятах 7: 54, 9: 129, 10: 3, 23: 116, 43: 82. В коранических аятах слово «арш» употребляется в смысле, предельной границы всего сущего, которое объемлет все мироздание. Истинная сущность арша ведома только Аллаху. Семь небес, рай, лотос крайнего предела (См. Сидрат аль-Мунтаха) находятся под аршем. Согласно мусульманским толкователям, слово «арш» и утверждение на нем Аллаха не употребляется в буквальном значении. Утверждение Аллаха на арше означает то, что после сотворения мира Он взял на себя руководство всем сотворенным мирозданием. Некоторые толкователи считали, что арш и слово «курси» (возвышенное место для сидения, трон), которое упоминается в аяте Корана 2: 255 имеют одинаковый смысл (См. Аят аль-Курси). Однако другие говорили о том, что арш объемлет курси и находится над ним.



Грузинские источники

რაში (ращи): скакун по-грузински. Ара́ш - в абхазском нартском эпосе (и в волшебных сказках) крылатый конь, помощник героя Абрскила.

«История и восхваление венценосцев.» XII—XIII вв.
Эриставами в то время были: ... сын Григола Асат, который силою отнял должность у Сагира Колонкелисдзе; спустя немного времени, он ее передал сыну своему Григолу, так как выпросил себе место Аришиани и право сидения на подушке (Право “сидения на подушке” в Государственном Совете было особой привилегией).


В грузинских источниках отмечается самое крайнее на юго-востоке санапиро (пограничье) - место Аришиани и право сидения на подушке, что означало особый статус и привилегии. Это владение с соответствующим ему саном относили к Шаки с центром в Гиши, чему удостаивались эриставы или дидебулы Эрети.

მეტრეველი როინ, დავით მეოთხე აღმაშენებელი. Роин Метревели, Давид Четвёртый Строитель:
სტრატეგიულ პუნქტთან არიშთან - стратегический пункт Ариш – сейчас деревня называется Мтисдзири в Кварели (მთისძირი).

В том же источнике: В то время, когда Аришиани был в Кахети, Маршания, Шервашидзе и Эмухвари были в Абхазии, а в Сванетии были Геловани и Дадешкелиани и они все вышли из рода Маруш.

Маруш --> Марушисдзе||Марушиани||Маршания - не исключено, что представителями этой фамилии были по происхождению дальские, цебельдинские сваны (см. Вопросы истории Грузии, т.VIII, И-е реабилитированное изд.,.Тб., 1990, с.607).

Маршаниа - (Маршвани, Марушиани) абхазские князья. Дальские князья, являлись потомками Марушиани, а те, в свою очередь, представляли сванских эриставов фамилии Парджаниани-Варданисдзе (Г. Гасвиани). Себя они возводят из Сев. Кавказа. Возможно родственны Крымшамхаловым. Возможно - Варданизидзе - Уорданэ (Ардановы) – убыхи.

Хрушкова Л. Г. Цандрипш. Материалы по раннехристианскому строительству в Абхазии. Сухуми, 1985:
Леон III распространил свою власть и подчинил себе Джавахети. Начальником над этой областью он назначил своего ставленника Звиада Марушиани (Марушидзе). В Джавахетии, которая стала крайним восточным пределом Абхазского царства на границе с Арменией, недалеко от современного Ахалкалаки по его повелению строится храм в селе Кумурдо. В этом храме есть строительная надпись, в который поименован и сам Леон и его новый наместник в этой области Звиад Марушиани.

Картлис Цховреба. "АРТАНУДЖИ" Тбилиси 2008
50. Ариши – один из важных центров в Эрети. Существовала даже особая политическая единица Ариш-иани, аналогичная западногрузинскому Дад-иани. Один из важных в течение всего средневековья пунктов на пути, соединявшем Кахети с Дагестаном (Д. Л. Мусхелишвили. Основные вопросы исторической географии Грузии, II, с. 93 и сл., там же библиография). С укреплением объединенного Грузинского царства рос также и политический вес этой области и, судя по тому, как Давид Строитель сам способствовал укреплению ее владетелей, носивших родовое имя Аришиани (Н. А. Бердзенишвили. Вопросы истории Грузии, VIII, с. 627 и др.), ее политическая тенденция проходила в русле общегосударственных интересов объединенного Грузинского царства.

---

Лоцобантой владел Иване [Аршисдзе, сын Липарита Аршисдзе, Иване (умер 1080)], укрепился он в ней, предал патрона (своего). Воздвигли Шурисцихе и разместили в ней гарнизон. Крепостью Марана владел тогда Хахуа Аршисдзе, брат Иване, (который) наподобие брата своего желал силой удержать (крепость). Прибыл царь (Георгий), приказал войску сразиться. Взяли крепость хитростью, и захваченного Хахуа привели к царю, а царь отправил (его), плененного, в Джикети.

---

(Баграт) Царствовал тридцать шесть лет и увенчанный старостью чудесной преставился в кроникон двести тридцать четвертый (1014 г.), мая седьмого дня в пятницу. В день кончины своей пребывал он в Тао. И прах его забрал эристав эриставов Звиад и упокоил в Бедии.  Царем после него стал сын его Георгий. Он также был преисполнен всякой благости.

---

(Крепость) Лоцобанская принадлежала Иванэ Аршис-дзе. Он усилился и предал патрона (своего). Возвели Шурис-цихе и разместили в ней воинов. Крепость Марани находилась тогда (под властью) Хахуа, тоже Аршис-дзе, брата Иванэ; подобно своему брату он пытался держать крепость мощной дланью. Пришел царь и повелел устроить схватку войск. Овладели они искусно и схваченного Хахуа представили перед царем; царь отправил его и заточил в Джикети 62. Крепость Нахчеван принадлежала Фадле, сыну Квирике. Он также укрепился изнутри. Хорепископ Квирике, видя как ему недоставало сил, попросил гарантии /269/того, что отпустят [55] его живым и даровал царю Георгию Кахети. Но царевич Леон не помышлял отпускать Квирике, ибо и в первый раз не было на то его воли, но отец не послушался его. Квирике просил условия не брать в эту зиму крепость Бочорму и уйти после пасхи. Просьбу его уважили. Поэтому взяли крепость Нахчеван, а в качестве заложника — младшего его сына Давида, и отпустили в день Сретения.

Царь отправился в Абхазию, а Квирике вошел в Бочорму; готовился, помышляя уйти после пасхи. Тогда сговорились с ним азнауры картлийские и заодно кахетские: Годердзи Мгдеури, Мама Канчаели, Дачи Коринтели, Дачи и Иванэ Схвилосели, братья Сара и Григол Пхвенели и совместно с ними пятьдесят других азнауров и примкнули к Квирике. Начали они отвоевывать крепости и в течение немногих дней захватили все; разрушили крепости Шурисцихе и Лоцобанскую и вновь стал Квирике владеть своей вотчиной.


На 383 стр. «Картвели эрис история. И. Джавахишвили» говорится так: «в 904 г. вышел Константин, Абхазский царь и завладел Карталинией. И стал врагом царя Армян Сумбата Тиэзарак». Далее, на стр. 385, об окончательном объединении Картских племен, говорится следующее: «Корепископос Кахов, Квирике, пригласил царя Абхазов Константина и соединенными войсками пошел на Эреты; боясь Абхазского царя, Квирике оставил себе только одну часть, а две части уступил Константину; Квирике взял себе крепость Орчоми, а Константин – крепость Ариши и Гавази. Таким образом, теперь Абхазский царь не только в Карталинии, но и в Эреты крепко стоял; итак, Абхазские цари получили в Грузии первенство».

В правление царя абхазов Константина III продолжалось соперничество между Армянскими и Абхазскими царствами за Картли. В конце 90-х г. Константин выдал свою дочь за сына Армянского царя Сумбата, а в 904 г., воспользовавшись распадом армянского царства, в условиях арабского нашествия, армянский царь Сумбат I уступил Картли Константину III, и закрепил этот союз, выдав свою дочь за Константина III. С этого момента абхазские цари сидели в Кутаисе, а своих старших сыновей посылали в Картли. Абхазскому царю подчинялись также Кахети и Эрети.

Очерки истории СССР 9 - 13 вв. - Греков Б.Д.
Давид IV прекратил уплату султану дани, установленной договором Георгия II с Мелик-нтахом. Таким образом, была восстановлена независимость Грузии. В целях объединения Грузии необходимо было присоединить Кахети и вновь освободить столицу Грузии Тбилиси из-под власти чужеземного эмира. Наступление на Кахети началось со вступлением на эретский престол Агсартана в 1102 г. В 1104 г. эретские вельможи во главе с Аришиани схватили своего властителя Агсартана и выдали его царю объединенной Грузии.


Село Арша в Грузии и одноименный Замок Арша. Подобное название Верхний Арши имеет село в Левашинском районе Дагестана и Верхняя Арша - бывший рабочий посёлок Верхнеаршинский в Башкортостане.

Картлис Цховреба. "АРТАНУДЖИ" Тбилиси 2008
Так скажем в самом начале: у армян и грузин, ранов и моваканцев, эров" и леков, мегрелов и кавказианов был один отец по имени Таргамос. Этот Таргамос был сыном Тариша, внуком Яфета - сына Ноя...

У него [Таргамоса] было восемь сыновей, герои сильные и именитые, которых звали так: первого звали Хаос, второго Картлос, третьего - Бардос, четвертого - Мовакан, пятого - Лек, шестого - Эрос, седьмого - Кавкас, восьмого - Эгрос...

... Отдал Таргамос страну и близких своих этим восьми героям...

А Эгросу отдал земли у морского залива и определил границы: с востока - Малая Гора, которая ныне именуется Лихи; с запада море; [с севера] река Малой Хазарии, куда достигает конец Кавказа. А этот Эгрос построил город и назвал своим именем - Эгриси. Теперь то место называется Бедией...



Башкирский

А-рыш [ɑˈrɯ̞ʂ] - рожь, ржаной


Авестийский

Arasa - медведь (в значении тотема), либо как «муж», «герой», из arsan


Латынь

Arsia - Арсийский лес, в Этрурии (место битвы между Тарквиниями и римлянами в 509 г. до н. э.)


Казахский

Арша - можжевельник
Арыстан - лев
Арыс - знатный, ученый, уважаемый, почетный человек
Арыс – река в Казахстане

tamga_arshba_argin.png
Тамга Аршба
и Аргынов
По данным казахских преданий и легенд, аргыны происходят от потомка Казаха, от второго его мнимого сына Жан-Арыса. По записям Левшина, аргын является одним из поколений Средней Орды, «родственником» кыпчаков, найманов, кереев, конгратов, уаков (или уак-кереев). Тамга рода Аршба и тамга казахского рода аргынов (Средний Жуз) идентичны. Также Н.Аристов писал: «Род тертоул имеется, как увидим ниже,в племени аргын. Так как тамга рода тертоул в Тургайской области есть два круга (ики куз, два глаза), т.е. именно тамга аргынов, то и тарба-гатайские тертоулы может быть аргыны, отстав­шие от главной массы племени, подавшейся далеко на запад. У казахского подрода Ойык из рода Ысты (Старший Жуз) те же два кольца. Кстати, тамга Маршания немного видоизменена, но почти та же.


Крымскотатарский (половецко-кыпчакские языки)

Arsız - наглый, капризный
Arslan - лев
Arış - рожь


Таджикский

Арш - престол


Татарский

А-ры́ш - arış - рожь, ржаной


Персидский

ارش ,ارش [äрäш] - 1) локоть (мера длины); 2) предплечье.


Возможные генетические связи

V9SF9 Areshev Armenia Family Tree DNA

6U2D2 Arslan Arslanian Dersim, Turkey G2a3a Family Tree DNA

218868 Vardan Dadiani, b.c. XII c. Georgia G-M201

V3ZEJ Pakhrudin Arsanov Grozny, Russia J2a4b Family Tree DNA
67 маркеров; J-M172; J2a4; Kistauri; Georgia; 293947 (на расстоянии 10 от J-CTS6804; J2a4; Arsanov; Russian Federation; 230560 258324)
67 маркеров; J-M172; J2a4; Mchedlishvili; Georgia; 293948 (на расстоянии 19 от J-CTS6804; J2a4; Arsanov; Russian Federation; 230560 258324)


WFU2Y Arshakyan Turkey J2a Family Tree DNA

Абхазская Y-ДНК гаплогруппа G2a3b1a1a найдена также у носителей фамилии Archibeque во Франции.

http://www.ysearch.org/alphalist_view.a ... =Q724T&p=0
Haplogroup: J2a4h2 (tested)
Last name: Marsh

http://www.ysearch.org/alphalist_view.a ... =EURZ2&p=0
Haplogroup: G2a3a1 (tested)
Last name: marsh

http://www.ysearch.org/alphalist_view.a ... =VDASC&p=0
Haplogroup: G1 (tested)
Last name: Marshy

Также возможна генетическая связь с жившими в Албании кыпчаками и татами - Горскими Евреями (40% J M410)


Возможные связи

Гиркания на карте современных
Ирана и Туркменистана.

АРСАКИ III в. - жители Гиркании.

Полисоним, жители города Арсака в Гиркании. Гиркания (др.-греч. Ὑρκανία из др.-перс. Варкана — «Страна волков») — греческое название области вдоль юго-восточного берега Каспийского моря, в бассейне современных рек Гурган и Атрек, входившая в состав Персии. Кстати, Иберия в Ашхарацуйц. 700 г. Изд. Патканов 1877 г. созвучно именуется Вирк. Обитатели Гиркании в древности были кочевниками, а Каспийское море называлось Гирканским. При Дарии I Гиркания была соединена с Мидией. Позже вместе с Парфией образовала отдельную сатрапию. Александр Македонский во время своего похода на Персию покорил Гирканию, завладев её главным городом Задракартой (вероятно нынешний Горган). Горган или Гиркания или Джурджан (перс. گرگان‎, «Земля Волка») — город в Иране, административный центр провинции Голестан. Название Горган с персидского переводится как «земля волка» (گرگ — волк, ان — суффикс, указывающий на местность). Во времена античности, когда город входил в состав сатрапии Гиркания (от пехл. Varkâna — «земля волков»), он назывался Задракарта. Арабы называли Горган — Джурджан, а греки, помимо Гиркании — Хиркан.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Arsaces, рус. Арсаки.



"Радость жизни (Шулиман Аршба)" сборник «Земледельцы»
И вот родословная: Маху — сын Канчоры, Машап — сын Маху, Башыху — сын Машапа, Джамбора — сын Башыху, Гыд — сын Джамборы и, наконец Сулейман — сын Гыда. Ему предстояло прожить на свете 127 лет. Средний брат Пагуагу, оказавшись за рекой Ингури, стал основателем мегрельского рода Алшибая. От сына старшего их брата пошел абхазский, тоже многочисленный род Аншба.

---

На Кубани, там, где ныне раскинулась станица Кувинская, жили три брата Аршба — Чоура, Псгуагу и Канчора.

Некоторые размышления и сомнения в версии автора работы "Радость жизни (Шулиман Аршба)" Дмитрия Жукова:

Согласно фамильному преданию, записанному А.Б. Крыловым в 1998 году в селе Ачандара из уст 70-летнего местного жителя В. Ахба, предки рода Ахба были родом из аула Апсуа, расположенного на территории Карачаево-Черкесии. В Абхазию, по словам информатора, прибыли три брата Ахба, бежавшие после убийства (они отрезали ему голову косой) одного из богатых и знатных людей аула. «Некоторое время, - пишет со слов В. Ахба А.Б.Крылов, - братья жили в горной долине Псху, но затем решили переехать ближе к морскому побережью. Они пришли к абхазскому князю Шараху Ачба...

Причиной сомнения в версии Дмитрия Жукова, пересказывающего слова Шулимана Аршба, стала найденная мною запись в ДНК базе http://www.ysearch.org/ Этот анализ брался у ныне живущего в Старокувинске (близ аула Апсуа) представителя фамилии Ахба.

277028   Akhba, Abazin, Starokuvinsk   J-M172   12   25   15   10   15-15   11   16   13   14   11   31

Аул Кувинск, о котором говорит Шулиман Аршба у Жукова, в 1920-х стал называться Старо-Кувинск, который находится в 13 км. от аула Апсуа, о котором говорит В. Ахба у Крылова. Никаких связей с Аршба в Старокувинске пока не найдено, поэтому, до появления новых данных, рабочей версией остается версия Ахба.

---


Арш (фр. Arches) или Шарлевиль (фр. Charleville) — суверенное княжество в Арденнах, на границах земель Габсбургов и Бурбонов, созданное герцогом Невера и Ретеля Карлом Гонзага на месте баронии Арш, приобретённой его предками в 1293 году.

Площадь этого крохотного государства составляла 2600 гектаров и в его состав было включено шесть поселений: Арш, Люм, Ромри, Тё (сейчас входит в границы города Шарлевиль-Мезьер), Валинкур (сейчас коммуна Сен-Лоран) и Виль-сюр-Люм.

В силу того, что шарлевильское княжение издревле входило в состав Священной Римской империи, Карл Неверский в качестве князя Арша не считал себя подданным французской (или какой-либо другой) короны. По итогам войны за мантуанское наследство он получил корону Мантуи и Монферрата в Италии.

Его сын Карл II, закрепившись в Италии, распродал французские владения, за исключением княжества в Арденнах. Приобретателями стали кардинал Мазарини и его родственники. В Шарлевиле Гонзага продолжал чеканить монету с собственным профилем и горделивым титулом Carolus Gonzaga dux Nivernensis et Rethelensis, Dei gratia princeps supremus Archensis.

---

АРСИИ (аорсы) — по мнению Артамонова , их основ. масса жила вост. Каспийского моря . В дальнейшем ар-си входили в состав Парфии (династия Арсакидов) Артамонов пишет о сходстве названия этого племени с кит. названием Парфии Аньси , и что ар-си, возможно было народным именем кит. названия юэджей, транскрибирующееся как ар-си.

Аршакиды

Аршакуни

Аршакиды (цари Парфии)

Пехлеви

Аршакиды Кавказской Албании:

Ранняя история династии неизвестна; по легенде, изложенной Мовсесом Каганкатваци, Аршакиды ведут своё начало от легендарного Аррана.


М.Дж. Халилов. Памятники масгутской культуры:
В средневековых источниках сохранилось параллельное название страны масгутов — Абхаз. Это же наименование носили один из средневековых городов, а также этническая группа этого региона. Исходя из этого предполагают, что движение масгутов (массагетов) из Средней Азии на Восточный Кавказ возглавляли апасиаки — племя массагетского происхождения. Ранние цари масгутов принадлежали к ветви династии Аршакидов. Еще Страбон (XI, 8, § 8) сообщал о том, что в свое время основатель этой династии Арсак (Аршак) нашел убежище в стране апасиаков. В составе масгутского союза пребывала также определенная часть племен гуннского происхождения.



Источники:
Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.
Абхазско-русский словарь. Касландзия 2005
Культура и идеология Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
Антропонимия абхазов. Инал-Ипа 2002
Вопросы этно-культурной истории абхазов. Инал-ипа 1976
Список имен, фамилий, названий народов и имен животных у абхазцев, мингрельцев и дагестанцев. А. М. Дирр 1915
Картлис Цховреба. "АРТАНУДЖИ" Тбилиси 2008
Абхазские тамги. М.К. Хотелашвили (Инал-Ипа)
Северокавказские тамги. Яхтанигов 1993
Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. Аристов 1896

cron