Хронология0—500 гг.300—400 гг.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 11:31, последние изменения » 17 авг 2017, 19:39




300—800 гг. Лазика


В начале первого тысячелетия н. э. по всей современной Западной Грузии и Абхазии продолжалась миграция племен таких как соаны, манралы, апсилы, абазги и т.д. Колхида была завоевана иберами (иверами) и постепенно распалась. Иверы называли манралов мегрелами или эграми, отчего название страны древних мегрелов – Эгриси.

В первой половине 1-го тыс. нашей эры перемещения племен в Западном Закавказье затормаживаются. В этот период сваны временно заселяли современную Мингрелию, а позднее по Кодорскому ущелью проникали на запад до Диоскурии (современный Сухум). Затем во 2 в. н. э. в Западное Закавказье двинулись картвельские племена лазов. Они смешались с манралами, заняли большую часть Колхидской низменности и оттеснили на северо-запад не только абхазов, но и сванов. Созданное пришельцами государство – Лазика, или Эгрисское царство, - стало оплотом и проводником владычества Рима, а позднее – Византии. С помощью последней Лазика в 6 в. ненадолго установила контроль над Сванетией и Апсилией, Абасгия сохранила своих царей.

В IV веке правители Эгриси подчинили себе население северной Колхиды (сванов, апсилов, абазгов). Значительными городскими центрами были: столица Эгриси — Археополис (современное Нокалакеви), Родополис (современное Варцихе), Вашнари, Петра (современное Цихисдзири), Апсар (современное Гонио) и др.

С конца 5 века Лазика начинает ослабевать, в середине 6 века Абасгия и Апсилия стали фактически независимы от лазов, а Сванетия вообще отложилась от Византии, власть царей Лазики распространилась лишь на Центральную Колхиду. В 523 г. в Лазике было введено христианство, в 6 в. христианскими стали все государства Западного Закавказья, где сохранило свои позиции и язычество, в Абхазии оно мирно сосуществовало с христианством вплоть до наших времен.

Территория царства с VI в. была ареной войн между Византией и Ираном. По договору 562 года Лазика осталась в зависимости от Византии. С 697 г. под владением халифата. Отложившись от Лазики, Абасгия вместе с другими причерноморскими княжествами стала подчиняться непосредственно Византии. В это же время в Абасгии утвердилась династия правления царей Аносидов. Абасгия при Аносидах стала (как раньше Лазика), опорой власти Византии в Закавказье и постепенно подчинила себе Санигию и Апсилию. Лазское царство все больше слабело. В 697г. правитель Лазики отложился от византийцев и передал страну арабскому халифату.

В начале VIII века Лазика освободилась от арабов и вошла в состав Абхазского царства.


Карты 0—500 гг.


300—800 гг. Масгуты и апасиаки


МАТЕРИАЛЫ XXXIII СРЕДНЕАЗИАТСКО-КАВКАЗСКИХ ЧТЕНИЙ 2008–2009:

М. Дж. Халилов. Памятники масгутской культуры


Масгуты и их царь впервые были зафиксированы в письменных источниках приблизительно в 293 г. в знаменитой надписи из Пайкули. Учитывая то, что сасанидские надписи 60-х гг. III в. умалчивают о них, можно утверждать, что масгуты появились на территории южнее Дербента в 70–80-х гг. III в. Таким образом, появление культуры масгутов на северо-востоке Кавказской Албании можно датировать этим временем.

В 30-х гг. IV в. — в период наивысшего могущества Масгутского царства — его юго-западная граница достигала места слияния Куры с Араксом, но при этом собственно страна масгутов располагалась на равнинной части исторической албанской области Чол — между городами Дербент и Шабран, ограничиваясь на севере Дербентскими, на юге Гильгильчайскими оборонительными стенами, на востоке Каспийским морем, а на западе предгорьем Большого Кавказа. Эта зона совпадала с ареалом масгутской культуры.

В средневековых источниках сохранилось параллельное название страны масгутов — Абхаз. Это же наименование носили один из средневековых городов, а также этническая группа этого региона. Исходя из этого предполагают, что движение масгутов (массагетов) из Средней Азии на Восточный Кавказ возглавляли апасиаки — племя массагетского происхождения. Ранние цари масгутов принадлежали к ветви династии Аршакидов. Еще Страбон (XI, 8, § 8) сообщал о том, что в свое время основатель этой династии Арсак (Аршак) нашел убежище в стране апасиаков. В составе масгутского союза пребывала также определенная часть племен гуннского происхождения.

Масгутская культура просуществовала с конца III в. до конца VIII в. Резиденция масгутских царей до V в., видимо, находилась в Юго-Восточном Дагестане, южнее Дербента. В конце V в. после основания города Масгата их столица переместилась в Северо-Восточный Азербайджан. Этот город предположительно локализуется на месте средневекового села Мускар вблизи современного села Ниязоба. Но пока археологические памятники, связанные с городами Абхаз и Масгат, не
выявлены. Масгутские поселения зафиксированы в Паласа-сырте (Дербентский район Дагестана), Гухур-обе (Кусарский район Азербайджана) и в других местах. Из них пока лучше изучено Паласа-сыртское поселение IV–VI вв., где выявлены два типа жилищ. Одно из них — наземные жилища жердевой конструкции, которые были характерны для переходящих к оседлости кочевников, однако основные конструктивные детали жилища (жердевая основа, деревянные столбы — опоры) несут на себе черты традиционного жилища кочевника (Л.Б. Гмыря).

Погребальные памятники племен масгутского союза выявлены в Юго-Восточном Дагестане (Паласа-сырт, Кухмазкунт, Ашага Стал казмаляр) и в Северо-Восточном Азербайджане (Гухур-оба, некоторые погребения Худжбалы и Сандыгтепе). Могильники состоят из подкурганных катакомбных (Паласа-сырт, Кухмазкунт, Ашага Стал казмаляр), подбойных и ямных погребений (Паласа-сырт), а также катакомбных (Гухур-оба) и грунтовых (Гухур-оба, Худжбала, Сандыгтепе) погребений без курганных насыпей.

В 30-х гг. IV в. трое сыновей масгутского царя приняли христианскую религию, а уже в конце IV в. в стране масгутов жил епископ гуннский Иоанн. Однако после перенесения резиденции албанского католикоса с Чолы христианство в этом регионе сдало свои позиции.

В эпоху средневековья страна масгутов Масгат уже не простиралась до Дербента. Северная граница Масгата проходила по реке Самур. Масгутское царство было ликвидировано в 833 г. Дербентским эмиратом. Масгат превратился в область с мусульманским населением. Принятие масгутами исламской религии положило конец их самобытной языческой культуре.


Ригвадин (нач. IV в.)


crown.png


Царь Абазгии в правление римского императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан.

Известно, что Ригвадин получал рекомендации от императора относительно условий заключения и содержания сосланных в Абазгию 40 антиохийских воинов-христиан, среди которых были мученики Орентий, Лонгин и еще пятеро их братьев, почитаемых христианской церковью. Причем, Лонгин умер в Абазгии и был похоронен в Питиусе (Пицунде). Позже, применительно к правлению императора Феодосия II (409-450), упоминается о лучшем соединении абазгов в римском войске (“Ala prima Abasgorum”) в Фивах. Это есть прямое указание на участие абазгов в военных предприятиях Рима в виде организованного и постоянного воинского формирования.


Материалы:

Все правители Абхазии

Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991


325 г. Абхазия на Первом Вселенском Саборе


Абхазия всегда являлось местом слияния раличных культур - греческой, римской, иранской, арабской, тюрской и т.д. По церковным преданиям, абхазы принимали христианство из уст опостолов самого Христа - Симона Кананита и Андрея Первозванного, а позже из уст апостола Матфия. Христианство приходило в Абхазию и после опостолов через ссылаемых Римом в Пицунду первых, гонимых христиан. Существуют источники, указывающие на участие в Первом Вселенском Саборе (Никея, 325 г.) абхазского епископа Стратофила Питиундского, что говорит о значимости события для региона. Стратофил Питиундский относился к Понтийской (Кападокийской) Церкви. В этой церкви был рукоположен первый епископ армянской церкви Григорий Просветитель, который затем рукоположил епископа для Абхазии.


Источник:

История Христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Д. Дбар 2001


333—391 гг. Упоминания у Аммиана Марцеллина


Аммиан Марцеллин (333 - 391 гг. н.э.) "Деяния"

8, 20. Недалеко оттуда (т. е. от Термодонта) отлого поднимается гора Карамбис, выступающая против Гелики, напротив которой находится таврический мыс "Бараний лоб", отделенный пространством в две тысячи пятьсот стадиев6. Отсюда весь морской берег, начиная от реки Галиса, как бы протянутый в длину по прямой линии, имеет вид тетивы, прикрепленной к двум концам лука. (21) С этими местностями соседят даги, храбрейшие из всех воители, и халибы, которые первые стали добывать и выковывать железо. За ними занимают обширные земли бизары, сапиры, тибарены, моссинеки, макроны и филиры, народы, нам (римлянам) совершенно неизвестные. (22) На небольшом расстоянии от них находятся памятники славных мужей: там погребены Стенел, Идмон и Тифис: первый союзник Геракла, смертельно раненный в войне с амазонками, второй гадатель аргонавтов, третий - весьма осторожный кормчий их корабля. (23) За упомянутыми областями находится пещера Авлион и река Каллихор (...) (24) Рядом с этими местами находятся знаменитые поселения камаритов, и река Фасис в своем шумном течении омывает землю колхов, издревле происшедших от египтян, здесь между другими городами есть Фасис, названный по имени реки, и весьма известная ныне Диоскуриада; основателями ее, по преданию, были спартанцы Амфит и Керкий, возницы Кастора и Поллукса, от которых произошел народ гениохов. (25) От них немного отделены ахейцы, которые по окончании какой-то более древней войны под Троей (не той, которая велась из-за Елены), по словам некоторых писателей, были занесены во время странствий в Понт противными ветрами, и так как все туземцы встретили их враждебно и они нигде не могли найти места для постоянного жительства, то поселились на вершинах гор, покрытых вечным снегом; под влиянием страшно тяжелого климата они и сами приучились сопряженным с опасностями грабежом добывать себе средства к жизни и вследствие этого потом сделались в высшей степени дикими и свирепыми. О керкетах, которые живут рядом с ними, не рассказывается ничего достопримечательного.


Материалы:

Аммиан Марцеллин. Римская история.