Дмитрий II (837—872 гг.)
Младший сын абхазского царя Леона II. Наследовал брату своему Феодосию. Дмитрий вступает в открытую борьбу за Картли. Он первый из правителей Закавказья сумел оказать сопротивление новому арабскому нашествию на грузинское княжество Картли. В 853 году арабы решили укрепить свое господство в грузинских землях, осадили и разорили Тифлис под предводительством своего военачальника, турка по происхождению, почему последний и назывался Буга-турок.
Абхазский царь выступил против арабов и встал со своими войсками в Кверцхоби. Буга послал против него войска под командованием Зирака и Баграта, сына Ашота Куропалата. Абхазы были сломлены и отступили по Двалетской дороге, неся большие потери. Дмитрий, хотя и потерпел поражение, однако подтвердил серьезность абхазских намерений в продвижении на восток, что нашло воплощение в дальнейшей деятельности абхазских царей.
Георгий I (872—878 гг.)
Брат Феодосия и Дмитрия, сын Леона II. Получил прозвище Георгия Агцепского, ибо до восшествия на престол владел областью Агцепи (предположительно Агаца в районе исторической столицы Абхазского царства Анакопии). Наследовал брату своему Дмитрию и продолжал борьбу за обладание Картли. Георгий покорил Картли и над частью ее, а точнее, над областью Чихи поставил правителем своего племяника Тинена, сына царя Дмитрия.
После смерти Георгия развернулась жестокая борьба за престолонаследие. Тинен был убит женой царя Георгия. На его место был поставлен младший брат убитого, младший сын Дмитрия - Баграт. Однако, опасаясь расправы над ним, его спасли приверженцы и увезли в Константинополь.
Иоанн Шавлиани (878—879 гг.)
Узурпатор. Завладел абхазским престолом в результате кровавых дворцовых интриг, затеянных вдовой Георгия I Абхазского.
Жена Георгия I после смерти мужа отстранила престолонаследных племянников и привела некоего владетеля Иоанна из рода Шавлиани. Этот чужеродный Иоанн, став незаконным царем Абхазии, решил укрепить свое шаткое положение на абхазском престоле за счет династических связей. Для этого он женил своего сына Афанасия (Адарнасе) на дочери правителя восточно-грузинского царства Тао-Кларджети - Гуарама.
Адарнасе (Афанасий) Шавлиани (879—887 гг.)
Наследовал своему отцу узурпатору Иоанну. Изгнанный мачехой Афанасия, законный наследник абхазского трона Баграт возвращается в Абхазию. Византийский император дает Баграту войско, во главе которого Баграт вторгается в Абхазию, убивает Афанасия и по праву наследования возвращает себе престол. В супруги он берет жену убитого Афанасия. Таким образом восстанавливается, прерванное узурпаторами Шавлиани, правление абхазской царской династии Леонидов.
Баграт I (887—899 гг.)
Сын царя Дмитрия II. Силой оружия воцаряется в Абхазии после 9-летнего изгнания. Византийский император, при дворе которого все эти годы находился законный наследник абхазского престола, дает Баграту войска и корабли. Баграт высаживается на абхазском берегу с десантом, убивает Афанасия и овладевает престолом. Он женится на вдове Афанасия и тем самым сохраняет отношения с Тао-Кларджети.
Баграт вызывает из Константинополя своего нового шурина Насра, который тоже был в изгнании и помогает воцариться Насру в Тао-Кларджети, для чего дает ему войска. В результате предполагаемой победы Баграт I расчитывал укрепить свои позиции в восточно-грузинских землях, за которые боролись и армяне. Однако Наср потерпел поражение в решающем сражении на берегу Куры. Против него выступили Адарнас, сын убитого Насром Давида Куропалата и армянский царь Ашот. На стороне Насра сражались в качестве союзников со своими отрядами правитель осетин Бакатар и некий абхазский эристав, видимо, предводитель собственно абхазского войска. Это произошло в 880 году.
Усилия абхазских царей за обладание центральной грузинской областью Картли были продолжены следующими преемниками абхазского престола.
Константин III (899—929 гг.)
Сын Баграта I. Наследовал отцу своему. В 904 году Константин завоевал Картли, что вызвало недовольство армянского царя Смбата, который предложил абхазскому царю по доброй воле освободить Картли. Царь Абхазский не замедлил прислать возмущенный ответ: не дам тебе область из отечества моего.
Смбат выступил против абхазов в союзе с царем Тао-Кларджети Адарнасом. Константин уклонился от сражения и пошел на переговоры, во время которых был пленен тайскими феодалами во главе с Адарнасом. Однако, спустя некоторое время армянский царь Смбат узнал, что в Абхазии на место Константина намерены возвести на престол решительного и энергичного сына Константина - царевича Георгия. Тогда Смбат освободил Константина, заключил с ним мир, тем более, что надвигалась новая арабская агрессия и абхазы, соединившись с противниками Армении, могли свести с последней свои счеты. В результате Смбат отказался от Картли в пользу абхазского царя, уступил занятую крепость Уплис-Цихе и выдал за Константина свою дочь. Между тем, государи Армении и Абхазии и до того состояли в родстве, поскольку сын Смбата - Мушег был женат на дочери абхазского царя Константина. Теперь же их родство стало еще тесней. И от жены-армянки у Константина родился сын, нареченный Багратом.
После этих событий самому Смбату дважды по нескольку месяцев приходилось укрываться в Абхазии от расправы арабов.
В 908 году, когда против Смбата был задуман заговор среди армянских нахараров, Константин Абхазский оказал ему немалую помощь. Затем в 909 году Константин Абхазский выступил на стороне Смбата против арабского эмира Юсуфа. В 914 году Смбат был все-таки схвачен арабами и казнен. В дальнейшем борьбу с врагами отечества возглавил сын Смбата - Ашот Железный. Он в 920 году отправился в Абхазское царство и просил помощи в соответствие с дружественным союзом, заключенным его отцом с царем Абхазским в 906 году накануне арабской агрессии.
В 906 году Константин силой оружия покоряет и присоединяет к Абхазскому царству восточно-грузинскую область Эрети. По велению Абхазского царя здесь в местечке Эредви (современная Южная Осетия) закладывается церковь в честь победоносной экспедиции. Церковная надпись гласит: “Во имя Бога-Отца, Сына и Святого Духа, с ходатайством св. Богородицы, помощью св. Георгия, в царствование Богом утвержденного царя Константина, который изволил и прибыл в Эретию, обратил в бегство царя эретинцев и, возвратившись оттуда с миром, на утренней молился в Алаверди, переночевал в Бредза. Опять поднялся и разрушил крепость Веджини. При владычестве в Картли Ивана Тбели, при архиепископе блаженного, его крестом по замыслу Никоского блаженного Степана епископа, усилиями и с помощью близких я, Теодоре Таплайсдзе заложил фундамент. Лето было 6510 (906 г.)”. Захват и включение в состав своих владений восточно-грузинских земель, произведенных Константином III, подтверждает и другая надпись из Самцеврисского собора, расположенного в Хашурском районе на берегу Куры: “В год 20-й царя Константина, я Домнинос, настоятель Самцеврисской церкви и Георгий Туалайсдзе провели сюда к крепости канал...”
Имя царя Константина упоминает стелла Меджудского ущелья, датированная 923- 926 годами. Его имя выгравировано на архиерейском посохе замечательной работы в Шемокмедском монастыре, надпись которого гласит: “Христос, прославь царя Абхазского Константина”. Эти эпиграфические памятники свидетельствуют, что абхазский царь прочно владел внутренней Картли и значительно расширил на востоке пределы Абхазского царства.
Константин III упомянут в церковных надписях, иконах, утвари. Он был активным проводником христианства среди народов Северного Кавказа. Возможно, что именно с его деятельностью связано начало строительства христианских храмов в верховьях Кубани, типологических относящихся к абхазской архитектурной школе. Константин III заслужил похвалу Константинопольского патриарха Николая Мистика, который написал ему благодарственное письмо и отметил миссионерские заслуги абхазского царя в утверждении православного христианства в Алании: “Преславному властителю Абасгии... свидетельство благочестия - твое боговдохновенное усердие, которое ты явил и являешь в деле спасения и приобщения к истине народа аланов; мы же от разных сведущих людей узнали о твоих успехах, что ты с Божьей помощью много заботился о просвещении правителя Алании и о тех, кто с ним сподобился святого крещения”.
Очевидно это было не единственное письмо Константинопольского патриарха царю Константину, ибо в письме Николая Мистика армянскому католикосу Иоаннесу Драсханакертци есть ссылка на письмо абхазскому царю, тематика которого не совпадает с цитируемым здесь письмом. В письме армянскому предстоятелю около 915 года Николай Мистик утешает католикоса в связи с разорением Армении арабами и говорит, что он призвал “старшего Абхазии” забыть распри и действовать сообща против арабов.
На 383 стр. «Картвели эрис история. И. Джавахишвили» говорится так: «в 904 г. вышел Константин, Абхазский царь и завладел Карталинией. И стал врагом царя Армян Сумбата Тиэзарак». Далее, на стр. 385, об окончательном объединении Картских племен, говорится следующее: «Корепископос Кахов, Квирике, пригласил царя Абхазов Константина и соединенными войсками пошел на Эреты; боясь Абхазского царя, Квирике оставил себе только одну часть, а две части уступил Константину; Квирике взял себе крепость Орчоми, а Константин – крепость Ариши и Гавази. Таким образом, теперь Абхазский царь не только в Карталинии, но и в Эреты крепко стоял; итак, Абхазские цари получили в Грузии первенство».
В правление царя абхазов Константина III продолжалось соперничество между Армянскими и Абхазскими царствами за Картли. В конце 90-х г. Константин выдал свою дочь за сына Армянского царя Сумбата, а в 904 г., воспользовавшись распадом армянского царства, в условиях арабского нашествия, армянский царь Сумбат I уступил Картли Константину III, и закрепил этот союз, выдав свою дочь за Константина III. С этого момента абхазские цари сидели в Кутаисе, а своих старших сыновей посылали в Картли. Абхазскому царю подчинялись также Кахети и Эрети.
Материалы:
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991
«Картвели эрис история.» И. Джавахишвили
Пути развития абхазской истории. С.М. Ашхацава. 1926
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991
«Картвели эрис история.» И. Джавахишвили
Пути развития абхазской истории. С.М. Ашхацава. 1926