1100—1300 гг. Кыпчаки (Половцы)
Кыпчаки (Половцы) (11-13 вв. - Пикубанье, степи Кавказа). "Половцы" - в рус. летописях, "куманы" - в соч. средневековых европ. авторов), кочевой тюркояз. народ, появившийся в степях Урало-Поволжья и Вост. Европы в сер. 11 в. До этого они входили в состав Кимако-кыпчакского каганата, ц. которого располагался в степях Верх. Прииртышья. С сер. 11 в. степи Урало-Поволжья в соч. перс. авторов получают назв. Дешт-и Кипчак ("Кыпчакская степь"). В 1055 большая ч. кыпчакских племен уходит за Волгу и занимает степи Вост. Европы вдоль южн. границ Киевской Руси. В теч. 12 в. у К. сложилось несколько племенных объединений (орд): днепровское, донское, нижневолжское (половцы-саксины) и вост. (кыпчаки). После монг. завоевания кыпчакские племена вошли в состав Золотой Орды.
Материалы:
Антропология и этнология в XXI в. Ю.А. Евстигнеев
Картлис Цховреба. "АРТАНУДЖИ" Тбилиси 2008. Жизнь царя царей Давида, с. 189, 25
Московский Журнал. Половцы. Ю.В. Сухарев. 2006
1118 г. Давид IV Строитель и кыпчаки
Давид IV Строитель в борьбе против тюрков-огузов Сельджукидской империи пригласил и поселил в Борчалы и прилегающих областях кыпчакскую орду численностью 40 тыс. воинов, что вместе с членами их семей всего около 200 тысяч человек. Уместно будет отметить, что одновременно царь Давид IV породнился с кыпчаками, взяв в жены дочь хана Гурандухт.
После поражений, понесенных от русских в 1111 году, орда Атрака и Сырчана отступила в Нижнее Подонье и северо-кавказские степи пополнив свои ряды отрядами из других разрозненных орд половцев. Орда Артака стала союзниками донецких аланов, противостоящих русским.
С приходом на северный Кавказ в 1117 году кыпчаки разрушили Саркел (Белую Вежу), принудив жителей города, а также племена печенегов и торков уйти на Русь.
На северном Кавказе половцы потеснили аланов, адыгов и вайнахов, но в начале XII века границы между ними стабилизировались по реке Кубань, Нижняя Малка и Терек. Примирению между аланами и кыпчаками способствовал царь Давид IV Строитель. Давид IV в 1118 году заключил союз с кыпчаками из за опасения вторжения сельджуков. Поэтому ещё ранее царь Давид женился на Гурандухт, дочери предводителя кыпчаков Атрака. Давид отправил к кыпчакам послов, чтобы пригласить своего тестя с войском в Закавказье для участия в войне против сельджуков. Согласие со стороны кыпчаков было получено. Кыпчаков Атрака, пришедших к Давиду, было 40 000 воинов, не считая женщин. Кроме того 5000 отборных воинов вошли в царскую гвардию. Орда хана Сырчана осталась кочевать на Дону.
После ухода Атрака к Давиду, русские в 1116—1117 году ликвидировали аланское княжество на Северском Донце.
После смерти Владимира Мономаха в 1125 году Отрак и часть его орды по приглашению хана Сырчана вернулись на Дон, но многие остались с Давидом.
Жизнь царя царей Давида, с. 189, 25:
Поэтому он, второй Александр, замыслил – ибо не было иного выхода – [призвать кипчаков], так как хорошо знал их многочисленность, храбрость в боях, быстроту в походах, ярость в атаке, легкоуправляемость и готовность во всем подчиняться его воле; вместе с тем, их было легко призвать как из-за их близости, так и из-за их бедности, и еще потому, что за много лет до этого привел он оттуда достойную, известную всюду своей добродетелью Гурандухт, дочь предводителя кипчаков Атрака, сына Шарагана; она стала его законной супругой и царицей всея Грузии. Поэтому, послав доверенных людей, он призвал кипчаков и своего тестя. Они же приняли предложение с радостью, но попросили, чтобы им дали возможность пройти через овсов [осетин] с миром. Поэтому царь вынужден был отправиться в Осетию. Отдав приказ, он сразу отправился, взяв с собою Георгия Чкондидели, своего мцигнобартухуцеса, мужа, обладающего всеми душевными и телесными совершенствами, преисполненного мудрости и разумения, рассудительного, удачливого и предусмотрительного. Воспитанный с патронами, сам он был воспитателем патрона и его соратником во всех его делах, трудах и прокладывающим вместе с ним все его пути.
Материалы:
Картлис Цховреба. "АРТАНУДЖИ" Тбилиси 2008. Жизнь царя царей Давида, с. 189, 25
Московский Журнал. Половцы. Ю.В. Сухарев. 2006
მეტრეველი როინ, დავით მეოთხე აღმაშენებელი. Роин Метревели, Давид Четвёртый Строитель.
Дмитрий I (1125—1156 гг.)
Деметре I (1125-1156). В 1125 году после смерти Давида Строителя царский престол занял его старший сын Деметре I. Фелеки Ширвани в «Оде на смерть Деметре I» так говорит о нём: «Шахиншах Абхаза и Шаки». Ему в наследство досталось от отца могущественное государство, простиравшееся от Черного моря до Каспийского. Хотя единого государства турок-сельджуков уже не существовало, но у южных границ Грузии образовалось несколько мусульманских владений. Царь Деметре воздерживался от активной политики и стремился сохранить Грузию в границах, доставшихся ему от отца. Тем не менее ему пришлось пойти на определенные уступки и вернуть Ани и Ширван их прежним владетелям, но с условием их вассальной зависимости от Грузии.
Осложнилась ситуация и внутри страны. В 1130 году младший брат царя Деметре организовал против него заговор, за что был жестоко наказан - ослеплен.
Мусульманские владетели никак не мирились с усилением Грузии. Гандзинский эмир, находившийся в вассальной зависимости от Грузии, встал на путь неповиновения Грузии. В 1138 году Гандза была взята грузинами. В знак победы царь снял городские ворота и пожертвовал их Гелатскому монастырю.
У царя Деметре было два сына: старший Давид и младший Георгий. По закону наследования царский престол принадлежал Давиду, но по неизвестным нам причинам сам царь Деметре отдавал предпочтение младшему сыну Георгию. Опасаясь, как бы после смерти отца и вправду престол не занял Георгий, Давид не раз пытался свергнуть отца с престола.
В 1155 году он добился желанной цели: Деметре отрекся от престола и постригся в монахи. Давид V тотчас занял царский трон и стал энергично управлять страной. Однако он успел лишь назначить на высокие должности своих сторонников, так как через шесть месяцев после воцарения он скончался. После смерти Давида V-го престол вновь занял Деметре I, который также неожиданно скончался в 1156 году. Его похоронили в Гелатском монастыре.
Материалы:
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991