ОпубликованоДавид Аршба » 03 янв 2015, 10:15, последние изменения » 19 дек 2020, 22:37
Независимая Абхазия в этногенетическом контексте
Анализ Кавказской ДНК-смеси по "Dodecad Project" [Сноска 14]
Гаплогруппы Y-хромосомы абхазов, адыгов, мегрелов, грузин и осетин [Сноска 25]
Миграции абхазских гаплогрупп Y-ДНК хромосомы (основных гаплогрупп для Западного Кавказа) [Сноска 19]
Миграции субъектов из могильников Самтавро и Церовани на основе краниологических и дентальных сравнений [Сноска 20]
Адыгская смесь к 990 г. до н. э. (3678 г. до н. э. — 830 г.) [Сноска 14]
Адыгская смесь к 1530 г. (1418—1810 гг.) [Сноска 14]
Грузинская смесь 1082 г. (914—1278 гг.) [Сноска 14]
Схожесть армянского (маштоцевского) и древнегрузинского (асомтаврули) алфавитов. Оба возводятся к древнегреческому письму [Сноски 7, 26, 27]
Фреска. Первый царь Абхазского Царства Леон II (767—811 гг.)
800 г. Абхазское Царство. euratlas.com, 2010 г.
978—1015 гг. Абхазский царь Баграт II, фреска, Гелатский монастырь
Бедийская чаша ~999 г. н. э. Надпись царя Баграта на асомтаврули [Сноска 6]
Давид IV Строитель (1089—1125 гг.) — "Царь Царей Абхаза, Шаки, Алана и Руса"
Евразия 1200—1400 гг. Родионов 2011
Присоединение Кавказа 1800—1864 гг.
Абхазы в порту г. Самсун после восстания в Лыхны. 1866 г.
Сгоревшее здание Совета Министров Абхазской АССР, взятое штурмом при освобождении города в конце сентября 1993 года
В нижеследующей статье я намерен поделиться собственным мнением об Абхазии и абхазах, а также внести больше ясности в вопрос о самоидентификации в её общем понимании. Будучи сыном абхаза и мегрелки, с гурийцами, русскими и немцами в родословной, до определённого возраста, на вопрос кто я по национальности, я отвечал либо абхаз, либо наполовину абхаз и на другую половину мегрел. Сегодня я осознаю разницу между понятиями национальность, культурная принадлежность, интересы государств, родовые, а также древние, антропогенетические линии и т.д. Поэтому, на озвученный выше вопрос, я бы мог ответить более развёрнуто: из рода Аршба; по национальности и культуре — абхаз; Родина — Абхазия; своим государством считаю то, которым управляют люди, помогающие достойно жить мне и моей семье; балкано-кавказская раса, входящая в состав большой европеоидной расы, вероятно альпийский либо кавкасионский тип с примесями; возможно переднеазиатский или месопотамский кластер гаплогрупп Y-хромосомы и митохондриальной ДНК. О таком подходе и пойдёт речь далее.
Абхазия отстояла свою независимость в тяжелой, кровопролитной, отечественной войне 1992 г. [18] и сегодня является независимой страной, суверенитет которой признаётся небольшой частью государств планеты, во главе с Россией [1]. На протяжении истории степень суверенитета государств постоянно меняется. Периоды роста государственности или влияния империй чередуются с жестокими завоеваниями и опустошением. Возникновение и усиление государств сменяются их распадом либо упадком. Когда-то единые народы приобретают новую культурную идентичность, начинают говорить на разных языках и писать разным письмом, а другие народы объединяются и их культуры сливаются.
Абхазия всегда являлась местом соединения различных культур - греческой, римской, персидской, арабской, тюркской, русской, славянской и многих других. По церковным источникам, древние абхазы принимали христианство из уст апостолов самого Христа — Симона Кананита (похоронен в Н. Афоне) и Андрея Первозванного. Немного позже в Абхазии проповедовал и апостол Матфий. Христианство распространялось в Абхазии и после апостолов, через ссылаемых Римом в Пицунду первых христиан. А имеющиеся списки епископов Первого Вселенского Собора 325 г. в Никее (Бенешевич, 1908, с. 285,303; Лебедев, 1916, с. 69, 102; Воронов, 1973, с. 103) [2], показывают участие в нём абхазского епископа Стратофила Питиундского. Для понимания важности данного события, стоит отметить то, что с территории всего бывшего СССР в Соборе участвовал ещё только один епископ из Крыма. Стратофил Питиундский относился к Понтийской (Кападокийской) Церкви. В этой церкви был рукоположен первый епископ армянской церкви Григорий Просветитель, который затем рукоположил епископа для Абхазии. К слову сказать, в Восточной Грузии, процесс христианизации шёл большей частью из Сирии, через Антиохийскую Церковь от которой она и получила автокефалию.
Современная историческая наука может, пусть и не всегда уверенно, отследить почти всех основных правителей Абхазии последних двух тысячелетий [3]. Один из них — Леон II (767—811 гг.) — сын Феодосия. Наследовал брату своего отца Леону I. Мать Леона II была дочерью хазарского кагана, который способствовал воцарению в Абхазии своего внука. В это же время Византией правил император Лев Хазар, сын от второй дочери хазарского кагана Ирины. Таким образом, и Леон абхазский, и Леон (Лев) константинопольский были сыновьями двух сестер, т. е. двоюродными братьями по материнской линии при общем деде - могущественном хазарском кагане. И Хазария, и Византия делали ставку на Абхазское Царство [28] как на первую линию обороны при вторжении арабов на свои территории, что и помогло Леону II провозгласить независимость своего государства в 780 году. В правление царя абхазов Константина III (899—929 гг.) продолжалось соперничество между Армянским и Абхазским царствами за Картли. В конце 90-х г. Константин выдал свою дочь за сына армянского царя Сумбата, а в 904 г., в период распада Армянского Царства и в условиях арабского нашествия, армянский царь Сумбат I уступил Картли Константину III, и закрепил этот союз, выдав свою дочь за Константина III. С этого момента абхазские цари сидели в Кутаисе, а своих старших сыновей посылали в Картли. Абхазскому царю подчинялись также Кахети и Эрети [4].
При Баграте II (978—1015 гг.) столица государства уже была перенесена из Анакопии (Н. Афон) в Кутаис, основанный ещё его предком по материнской линии Леоном II (767—811 гг.) на месте древнего города [5]. Мать Баграта - абхазская царевна Гурандухт (975—978 гг.), отец - Гурген, правитель северной части Тао-Кларджети, из династии Кюрикидов, младшей ветви армянской царской династии Багратидов. Баграт называл себя царём абхазов, а писал об этом [6] на древнем грузинском, либо армяно-грузинском [7], а возможно и греко-абхазо-армяно-грузинском [8][26][27] письме асомтаврули. Все древние памятники письменности Абхазии, до влияния османской и российской империй, сначала пишутся на арамейском, латинском и греческом языках, а затем на грузинском (письменности: асомтаврули, мхедрули, хуцури). Кстати, в "Житии Константина Философа. IX в." говорится что Святой Константин Философ (Святой Кирилл), оправдывая в Венеции своё намерение создать письменность для славян, приводил в пример другие народы "... воздающие хвалу Богу каждый на своем языке; таковы следующие: армяне, персы, авазги, иверы ...", что даёт основание предполагать наличие у абхазов (авазгов) IX-го века богослужения на собственном языке [9].
В сасанидских источниках (224—651 гг.) мы встречаем первые в истории упоминания страны Гурзан [22]. Жителей этой страны Сасаниды называют аланами, а аланы, как известно, были потомками массагетов, в свою очередь массагетами же называли абазгов, иберов и аланов [24]. Будущий грузинский этнос в сасанидских источниках пока не упоминается [23]. После переноса столицы царства в Картли в 1122 году, для ее обозначения впервые появляются термины «Сакартвело» — в грузинских источниках («Житие Иоана Эвфимия» и в переводе «Житие Медиоланского») и «Гурджан», «Гурзан» — в арабских, персидских, сирийских и др. источниках. С этого времени до XV века данное государство, наряду с названием «Абхазия», именуется также как «Сакартвело», «Гурджан», «Гурджистан», «Гурзан», откуда и пошло русское название «Грузия» и «грузины» [15].
Как бы реакционно это не звучало, но множество источников показывают, что именно абхазский народ спустился с гор к окрестностям Тифлиса в 1122 г., изгнал оттуда мусульман и стал там править [10]. А это правление Давида IV – Строителя (1089—1125 гг.). Сохранились образцы писем Давида, адресованные царям и видным сановникам страны, в которых Давид величается «царем царей Абхаза (в первую очередь), Шаки (Эрети), Алана и Руса» [11]. Итак, в очередной раз отвоеванный Тифлис, становится столицей государства. Абхазские цари (именно так они подписывались и именуются во всех арабских и персидских источниках, а абхазами, соответственно, всегда называется население царства [12]), вплоть до дочери царицы Тамары Русудан (1222—1245 гг.), успешно правили сильнейшим государством региона — "Абхазским Царством" (с VIII века) или "Сакартвело" (с XI века), просуществовавшим почти 5 веков [13], и это твёрдо подтверждается общим генофондом народов всего Западного Кавказа [14].
В 1242 году Русудан подписывает мир с монголами, по которому признаёт себя вассалом. После этого, по сообщению армянского историка Хетума (XIII в.), восточная часть стала называться – Грузия, западная – Апвас (Абхазия). В последующие периоды страна делится сначала на два, а затем и на большее количество княжеств. Княжества попадают под разнонаправленные влияния: религиозные, языковые, культурные. Начинается эпоха войн и раздробленности.
В целях централизации власти и образования моноэтнического государства, любые правители целенаправленно избавляются от возможных неугодных связей с прошлым. Но сегодня, большинство подобных искажений фактов успешно нивелируются современной наукой, так как сама природа научных открытий такова, что надолго скрыть их просто невозможно, а при наличии ДНК данных, в совокупности с археологией, антропологией, филологией и другими связанными дисциплинами, выстраивается довольно чёткая историческая картина начиная с периода от 20 000 г. до н. э. [19] Выявляются основные миграции протоабхазов последних тысячелетий — из древних Ирана и Анатолии до Германии через Средиземное Море и Балканы, а затем возврат на Украину и уже в виде киммерийцев, воссоединение с древними предками опять на Кавказе [20]. Позже, со стороны Каспийского моря, повторный возврат на Кавказ в виде Сарматов — вероятно, как анатолийская смесь массагетов и киммерийцев. И еще позже, из сарматов выделяются аланы. К сожалению, людям управляющим государствами, эти детали не всегда полезны, а чаще и просто неизвестны. Им легче заказать своим псевдоисторикам, работы по автохтонности и вырезать либо переработать под себя мешающие детали, и иногда такое срабатывало, но, как правило, ненадолго. Наиболее близкий пример подобного переиначивания истории это совместная, московско-тбилисская политика последних двух столетий под общим названием "Эртоба" (единство). Возможно и во имя верной цели — повторного объединения народов некогда великого Абхазского Царства, Тбилиси, очевидно не без участия Москвы, избирает неверный курс. Идеологи "Эртоба" не учли или не захотели учитывать актуальность факта довольно длительной изоляции этих народов друг от друга, а сами меры оказались чрезмерно жесткими. Грубейшим образом переписывается история, малым народам навязывается чуждая идеология, проводятся насильственные перемещения либо выселения людей [16][17], применяются войска и даже иностранные (русские в Кавказскую войну 1817 г., германские в 1917 г.), а при Сталине и Берия, с введением Абхазии в Грузинскую ССР, вбиваются последние клинья. Такая политика не могла иметь успех с самого её начала и после многочисленных восстаний, она всё же породила масштабную войну в Абхазии 14 августа 1992 г. [18], а 8 августа 2008 г. в Южной Осетии. Результатом этих войн и предшествующих им действий, стал полный и видимо безвозвратный откол Абхазии и Южной Осетии, да и остальные народы (мегрелы, сваны, аджарцы и т.д.) также находились в шаге от подобного исхода.
Возможно, всё было бы по-другому если новую, объединяемую страну не назвали бы Сакартвело, выделяя только один регион — Картли. Возможно, более продуманная политика в отношении некартвелоязычных народов, также бы помогла в объединении. А возможно, основной причиной нынешнего распада некогда единого этноса были действия конкурирующих соседей, а сегодняшнее положение уже на руку и основному мировому гегемону, идущему, во-первых, по пути планомерного расчленения всей Евразии, и во-вторых, действующему против любого возможного сближения Тбилиси и Москвы (а в случае сдачи Россией Абхазии это сближение было бы вполне предсказуемо).
Факты прямого участия третьих сил в политических событиях нашего региона всем известны. Из недавних подобных вмешательств можно упомянуть действия той же России в грузино-абхазской войне, когда поддерживалась сначала одна, затем другая сторона конфликта, в целях недопущения образования сильных государств на границах России после распада СССР. Ну а вводивший в Абхазию войска Т. Кетовани, сегодня, комфортно проживает под Москвой, на дачах Министерства обороны РФ, и никто уже не вспоминает ни ввод войск в Абхазию, ни ввозимые им в Грузию российские УРАЛы с морфином и оружием. В 2008 г., уже Запад провоцирует М. Саакашвили на губительное для Грузии нападение на Южную Осетию, преследуя очевидную цель — максимально усложнить возможный процесс интеграции Грузии с Россией. Ну и основным подтверждением иностранного участия в событиях региона последних веков, является неоправданная жестокость и откровенно искусственная близорукость деятелей "Эртоба", когда можно было мирно просвещать людей об их совместной многотысячелетней истории, и этого бы хватило для тех же целей. А что в итоге:
1 миллион (адыгов, убыхов, шапсугов, абхазов, лазов и многих других народов Кавказа) выселены в махаджирство;
пол миллиона адыгов и черкесов выселены, и пол миллиона убиты в Кавказскую войну;
Турция давно поглотила лазов и после Карского договора продолжает хищно поглядывать на Аджарию, медленно заселяя её своими гражданами;
Абхазия и Южная Осетия постепенно становятся частями России, а самих абхазов в Абхазии осталось около 100 000;
Грузия лишена третьей доли территорий в сравнении с Грузинской ССР;
ну а Правители Мира всегда в плюсе от раздробленности любых государств и также против их возможных, ненужных им, союзов.
Политический курс современной Грузии продолжает следовать парадигме насильственной реинтеграции малых народов страны, негативный подтекст которой, в умах патриотически настроенных людей, искусно заменяется на лозунги о единстве народа, сохранении культуры, централизации власти и т.д. Якобы подтверждением верности выбранного пути должен служить сегодняшний свершившийся факт объединения картвелоязычных народов, под флагом Тбилиси. Но с исторической и генетической точек зрения, выявляется обратная картина: когда-то единый народ, сегодня, дисперсно проживает в отдельных странах Западного Кавказа и продолжает говорить на своих языках. Это грузины в Грузии, осетины и абхазо-адыгские народы в России, лазы в Турции, абхазы и южные осетины в собственных, независимых странах, не говоря уже об остальных народах, совместно проживавших в Абхазском Царстве и проливавших за него свою кровь.
При этом, в сегодняшней Грузии, под вышеупомянутыми лозунгами о единстве, до настоящего времени, в школах преподаётся советская, неоправданно возвеличенная и во многом выдуманная история региона Картли [21], с упомянутым вскользь Абхазским Царством, и с аккуратно вплетёнными, абхазскими царями в линию полулегендарных царей Картли. Естественно, без частых упоминаний слов 'абхазский' или 'армянский'. Государственным языком страны является только грузинский, без мегрельского и остальных. Это значит, что выводы не сделаны и последний, наиболее многочисленный, оплот бывшего, великого государства, может скоро закончить свой путь, если не изменится. В той же США, на уровне городов и штатов, успешно уживаются несколько государственных языков, от английского до русского и китайского. Можно привести в пример Канаду, Швейцарию и многие другие развитые страны, объединившие в себе разноязычные народы. А в Китае страну объединяет единая, древняя письменность, а не язык. В мире есть множество примеров процветающих стран не только с народами, говорящими на разных языках, но даже принадлежащими к разным расам, религиям, уровням развития и т. д. Формула успеха у них одна — человек в праве самостоятельно выбирать свою культуру, язык и религию. Ну а в отношении нас, народов бывшего Абхазского Царства, вопреки нашим генетическим, культурным и историческим связям, правильный подход заключается во взаимном признании и уважении наших сегодняшних различий, что в совокупности с планированием взаимовыгодных проектов и может привести к настоящему диалогу.
В то же время, Абхазия, победившая в войне 1992 г., но положившая в ней почти всю свою молодежь и понесшая огромный ущерб в пределах $100 млрд. (для примера: весь внешний долг СССР на время распада составлял ~ $140 млрд.), уже третье десятилетие пытается оправиться от последствий. Руководство Абхазии продолжает балансировать между личным обогащением, нищетой собственного государства и возможностью пустить, наконец, в страну иностранный капитал. В паспортах по-прежнему присутствует графа 'национальность', что наверняка и является основной причиной большинства сегодняшних проблем. Эта графа, как и общий этнократический курс, не позволяют вырастить ни гражданина, ни налогоплательщика и сами по себе являются минами замедленного действия. Переживший войну народ, тем более победитель, с одной стороны, хочет продолжать видеть, пусть даже в паспорте, своего прошлого врага, с другой, не желает отдавать свою страну иностранным, преимущественно российским, инвесторам. Решения выглядят очевидными и выбор инструментов огромен: от возврата своих и привлечения иностранных мигрантов до примеров японских, норвежских и многих других известных экономических прорывов. Нужно будет уровнять в правах всех своих граждан, вновь вернув термину 'абхазы' его истинный исторический смысл; существенно сократить коррупцию и перенаправить высвобожденные средства на социальные программы; поднять общий уровень образования; запустить проекты по иностранным инвестициям с учетом приоритета интересов страны; развивать свободные СМИ, политическую и любую другую конкуренцию и, в целом, действовать на будущее. Сегодня, у Абхазии есть почти все для реализации перечисленного. Есть возможности сохранить свою культуру и язык в условиях полиэтнического общества [29], есть признание и протекторат России, есть вынужденная, частично переосмысленная политика Грузии, есть огромная, богатая и почти неосвоенная территория с наиболее удобным для жизни и работы климатом. И, разумеется, потерять всё это в ближайшем будущем Абхазии как будто уже и не грозит, но не использовать эти возможности было бы большой экономической и политической ошибкой. Остаётся одно: заглянуть немного дальше, чем сегодняшнее кратковременное личное благополучие и принять решение в пользу собственных детей, а они, без сомнения, оценят это.
Каждый народ сам решает свою судьбу и несёт ответственность за свои решения, а быть ему или не быть показывает только время. В теории эволюции есть тезис об определенном среднем размере существа, повышающим шансы успешной адаптации вида к изменениям среды. Если применить этот же тезис к группам существ или народам и прибавить к этому имеющиеся исторические данные о выявленной нежизнеспособности слишком малочисленных либо многочисленных народов, а в нашем случае ещё и добавить факты постоянного проживания на этой территории в течении последних тысячелетий [19], то мы все имеем неплохие шансы на светлое будущее.