Махаджирство (мухаджирство) — массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий (например, аннексия мусульманской территории христианским государством) и не желают мириться с положением религиозного меньшинства. Мухаджиры (араб. букв. «переселенцы») — термин, происходящий из арабского языка от слова хиджра — переселение.
Конец XVIII века и весь XIX век — черная страница в истории абхазов и других народов Кавказа, многие из них оказались на грани полного исчезновения. Развязав Кавказскую войну, Царская Россия стала причиной насильственного исхода населения в Турцию, известного в истории как «махаджирство». Кавказовед А.Н. Генко писал о том, как махаджирство отразилось на судьбе адыгов (черкесов), убыхов и абхазов, которые «оказались после выселения или совсем не представленными в числе народностей Кавказа, или же сохранили немногие обломки некогда многочисленных и богатых поселений. Махаджирство затронуло также чеченцев, дагестанцев, осетин, ногайцев и другие кавказские народы. «Кавказская миграция — беспрецедентный случай в истории человечества за последние двести лет (сравнимый разве что с Великим исходом евреев из Египта), когда в результате войны один народ — адыги (современные черкесы, кабардинцы и адыгейцы) — был выселен почти полностью (около 90% населения), а другие — частично» - Курейтов Р.Х.
Пусковым механизмом Кавказской войны стали подписание Георгиевского трактата Россией и Картли-Кахетинским царством (1783 г.), превращавшего последнего в вассала России, и поглощение соответствующих княжеств по манифесту Александра I от 11 сентября 1801 года. Получив плацдарм в Закавказье, Россия использовала его как своеобразную наковальню, на которую был помещен Кавказ. Присоединение Кавказа к России, продолжалось почти 50 лет. Началась Кавказская война при Александре I, активно велась при Николае I, а завершилась лишь при царствовании Александра II. Покоренный Кавказ царское правительство рассматривало как свой форпост на Востоке, ограничивающий там турецкое, иранское и британское влияние.
Методы политики царизма на Кавказе, с предельной четкостью сформулированные позднее императором Николаем I в рескрипте на имя главнокомандующего на Кавказе И. Ф. Паскевича, заключались в «усмирении навсегда горских народов или истреблении непокорных». Любое сопротивление кавказского населения подавлялось силой оружия в ходе карательных экспедиций. Генерал А. П. Ермолов откровенно заявлял: «Здесь (на Кавказе.— Г. Дзидзария)... первый закон есть сила». Суровый «проконсул» Кавказа применением именно этой «силы» в Гурии и Имеретии в 1820 году хотел «устрашить Грузию» всю. Во время похода только одного казачьего атамана Власова в 1822 году за Кубань было сожжено 17 черкесских аулов, угнано несколько тысяч голов скота, уничтожены посевы. О другом жестоком «покорителе» Кавказа, генерале П. С. Котляревском А С. Пушкин писал:
О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой—
Твой ход, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена...
(«Кавказский пленник»)
По словам великого поэта черкесы вытеснены «из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены» («Путешествие в Арзрум»). Страшную картину разорения горского аула нарисовал позднее и Л. Н. Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат». В официальных материалах того времени нередко можно встретить и такое сообщение, что генерал Засс «решился... предпринять движение для истребления абхазского аула Гурмая, лежащего у вершин Ходза...». Адольф Берже о результатах другого похода, совершенного царским отрядом в абазинский Дударуков аул, писал: «Существовал до 1829 года... был совершенно разрушен нашими войсками». Ту же участь постиг тогда и Бибердов аул, часть жителей которого была «отведена в плен, остальные погибли». Военный министр А. И. Чернышев, получив известие о разгроме Черноморской береговой линии горцами и резко осудив ее начальника, генерала Раевского, 12 апреля 1840 года приказал командиру Отдельного Кавказского корпуса немедленно направить карательную экспедицию в землю убыхов, категорически требуя «жечь и уничтожать их посевы, жатву и запасы». По официальным данным, экспедиционный отряд генерала Н. Н. Муравьева в декабре того же года оставил «совершенно пустым» абхазское горное село Дал с населением, около 6 тыс. человек. Или же возьмем приказ М. С. Воронцова 69 от 19 ноября 1853 года по Отдельному Кавказскому корпусу, в котором отмечались «заслуга» генерала Козловского: «Истребил все окрестные аулы, а равно заготовления, сделанные жителями на зиму». Так, царские войска «ураганом проносились по горским землям... оставляя за собою кровавые следы и груды развалин». Жестокость царских властей на Кавказе доходила до того, что в мае 1852 года начальник Черноморской береговой линии получил приказание о запрещении продавать чугунные котлы «прибрежным непокорным горцам, дабы лишить их возможности добывать себе соль из морской воды». Дело в том, что ввиду монопольного характера продажи соли и блокады побережья горцы вынуждены были в больших чугунных котлах варить из морской воды соль, которую они до этого покупали, главным образом у турецких торговцев. В одном только Геленджике, например, в 1851 году было продано горцам до 130 таких котлов.
1828—1830 гг.
После покорения Ахалцихе российскими войсками в 1828 году, был упразднен Ахалцихский паша, за которым следовала ссылка в Турцию солидной части грузинского мусульманского населения (10000 семей). "Высвобожденные" земли заселили в основном христианами армянами. Российская империя, планы которой в Самцхе-Джавахети проводил генерал Паскевич, в 1830 году переселила из Турции до 30 тысяч армян, поселенных в Квемо Картли, а Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли заселили греками.
1864—1865 гг.
Когда российское правительство вынудило черкесов выбирать между переселением на Кубань и переселением в Османскую империю, одна четверть решила переселиться на Кубань, а три четверти — в Османскую империю, при этом шапсуги и убыхи уехали в Турцию почти все, а абадзехи и бжедуги — более, чем наполовину. По оценкам генерала Фадеева, во время основного потока миграции в 1864 году в Турцию переселились 211 тысяч черкесов, в 1865 году ещё 40 тысяч.
1866—1867 гг.
В 1866 году в селе Лыхны вспыхнуло восстание, распространившееся до Сухума. Основной причиной возмущения явилась подготовка к проведению крестьянской реформы. Российские чиновники не учли местные особенности страны, внутренняя жизнь которой, в отличие от России, Грузии и соседней Мегрелии, была лишена крепостнических отношений. Вслед за разгромом восстания на Абхазию обрушилась волна репрессий, произошло поголовное разоружение народа, вплоть до кинжалов. Участников восстаний царские власти выселяли в крайне неблагоприятные климатические районы Севера и Сибири. В апреле-июне 1867 года махаджирами, вынужденными переселенцами в Турцию, стали около 20 тысяч человек. Больше всего пострадали Дальское ущелье и Цебельда.
1877—1878 гг.
Выступление абхазов на стороне турков, связанное с событиями русско-турецкой войны 1877—1878 годов, повлекло политические репрессии. За участие в этом восстании абхазы были объявлены «виновным» населением, их отправляли на каторгу и ссылку в отдаленные российские губернии. В 1877 году махаджирство абхазского населения в Турцию достигло пика: Абхазию покинули еще 50 тысяч абхазов. Страна практически опустела. Абхазия стала заселяться другими народами, прежде всего лояльной России частью грузин (в основном мегрелами), а также русскими, греками, армянами, болгарами, эстонцами, немцами. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7% населения Абхазии, то в 1897 году их было уже 55,3%.
1914—1918 гг.
Высылка из Аджарии населения Кобулети произошло во время военных действий на русско-турецком фронте в первую мировую войну. Очередной высылкой грузинских мусульман командовал генерал Брюсилов.
1944—1945 гг.
С 15 ноября 1944 года началась депортация последователей ислама Самцхе-Джававхети, завершившаяся в январе 1945 года. Среди депортированных были грузинские мусульмане, на этот раз составляющие большинство переселенных. После частичной реабилитации (1956 года) им было запрещено возвращение в Грузию.
1949 г.
В 1949 году из Абхазии были выселены лазы. Они в основном проживали в селах Сухумского и Очамчирского районов. После реабилитации основная их часть переехала на жительство в Турцию.
По мнению Г. А. Дзидзария, главными причинами махаджирства являлись: колониальная политика царизма на Кавказе; агрессивные акции султанской Турции, стремившейся к удержанию этого края; провокационная роль западных, особенно английских колонизаторов, стоявших за спиной Турции и добивавшихся ослабления России на Ближнем Востоке; предательская роль местной реакционной туркофильствующей феодальной знати, религиозный фактор. Также, по мнению исследователя, переселению содействовали стремление царских властей и местной знати избавиться от «ненадёжных» и «вредных» элементов и получить дополнительные земельные фонды; родоплеменные и псевдородственные отношения и т.д.
Активизация военных действий вызвала отчаянное сопротивление горцев Западного Кавказа, их попытки объединиться для совместной борьбы против царской России. Г. Дзидзария убедительно показал, что именно западные абхазы-садзы и убыхи являлись последним оплотом сопротивления горских народов Кавказа и что на завершающий этап Кавказской войны приходится одна из самых крупных волн махаджирства. По подсчётам Г. Дзидзария, общее количество махаджиров в этот период достигло около 1 миллиона человек, из них почти 100 тысяч абхазо-абазинской и убыхской этнической принадлежности.
Материалы:
Г. А. Дзидзария (1914—1989 гг.) – «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия»
Ислам в Абхазии (взгляд сквозь историю). А. Татырба, 2008 г.
Бежан Хорава. Мухаджирство абхазов 1867 года. АРТАНУДЖИ 2013