ХронологияБиблиотека786 г. Абхазское царство

Сообщение Опубликовано » 24 авг 2014, 19:05, последние изменения » 19 дек 2020, 22:24


400—500 гг. Рим. Родионов 1999
565 г. Византия. Греческая Энциклопедия, Афины, 1993 г.
565 г. Византия при Юстиниане
600 г. Восточная Европа и Средняя Азия. Артамонов, Гумилёв, Родионов 1962—2010
633—656 гг. Закавказье. Большаков, Родионов 2005
633—656 гг. Иран. Большаков, Родионов 2003
700 г. (выпуск 2010 г.). euratlas.com
700—800 гг. Кавказ. Артамонов, Гумилёв, Родионов 1962—2010
780 г. (выпуск 1715 г.). Восточные империи
800 г. Абхазское Царство (Hewsen, 2001)
800—1000 гг. Хазария. Артамонов, Гумилёв.
800—1000 гг. Хазария. Артамонов, Гумилёв, Родионов 1962—2010
800—1100 гг. Азия
800 г. (выпуск 2010 г.). euratlas.com
800 г. Абхазский царь Леон II, фреска
900 г. (выпуск 2010 г.). euratlas.com
966—1064 гг. Абхазское Царство (Hewsen, 2001)
978—1015 гг. Абхазский царь Баграт II, фреска, Гелатский монастырь
~999 г. Бедийская чаша. Надпись царя Баграта на асомтаврули [Сноска 6]
992—994 гг. Тао-Кларджети
1000 г. (выпуск 2010 г.). euratlas.com
1000—1200 гг. Абхазское Царство (Hewsen, 2001)
1000 г. Хазарский каганат. Родионов 1999
1089—1125 гг. Давид IV Строитель — "Царь Царей Абхаза, Шаки, Алана и Руса" [Сноска 11]
1154 г. al Idrisi Tabula Rogeriana
1300 г. Абхазское Царство (Hewsen, 2001)
1318 г. Чёрное море. Весконте
1339 г. Европа. Анджелино Далорто (Дульсерт)
Анализ Кавказской ДНК-смеси по "Dodecad Project" [Сноска 14]
Гаплогруппы Y-хромосомы абхазов, адыгов, мегрелов, грузин и осетин [Сноска 25]
Миграции абхазских гаплогрупп Y-ДНК хромосомы (основных гаплогрупп для Западного Кавказа) [Сноска 19]
Миграции субъектов из могильников Самтавро и Церовани на основе краниологических и дентальных сравнений [Сноска 20]
АБАСГИЯ


В конце VIII века сложилось раннефеодальное государство — Абхазское царство. Словосочетание «Абхазское царство» характерно исключительно для грузинских источников — византийцы до Х века рассматривали Абасгию — Абхазию в качестве вассального княжества. Абхазское царство занимало достаточно широкое пространство на восточном побережье Чёрного моря. Наиболее устойчивыми границами Абхазского царства считаются: р. Нечепсухо (Никопсия) – на севере; Сурамский (Лихский) хребет на юго-востоке; Главный Кавказский хребет – на северо-востоке; р. Чорох (Апсара) – на юге; Чёрное море – на западе. Для успешного ведения внешней политики на Восточном направлении, второй столицей Абхазского царства (после Анакопии) стал город Кутаис (по-абх. Кәҭашь). Этот выбор Леона II был обоснован также тем, что Кутаис находился на кратчайшем пути в Хазарию, откуда в случае необходимости могла прийти реальная военная помощь. В период Абхазского царства завершился процесс консолидации отдельных абхазских племён и народностей в единую абхазскую феодальную народность.


ЛЕОН


«Когда ослабели греки, отложился от них эристав абхазов по имени Леон, племянник (сын брата) эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя и (воспользовавшись) силой их (хазар), отложился от греков, завладел Абхазией и Эгриси до Лихи и принял на себя имя царя абхазов», — так описывает анонимный автор грузинского исторического сочинения XI века «Летопись Картли» момент образования Абхазского царства. Событие это обычно датируют между 786 и 797 годами или самым концом VIII века. Социально-экономические и политические предпосылки образования Абхазского царства сводятся к нескольким определяющим моментам. Прежде всего, нужно иметь в виду, что феодализация абхазского общества проходила крайне медленно. Основная масса непосредственных производителей была лично свободна. Сохранялось общинное землевладение и землепользование. Общественное устройство горных долин Абхазии было еще более архаичным. Княжеская власть опиралась, главным образом, на свободных воинов-дружинников и на церковь.

В отличие от соседних княжеств (Лазика, Апсилия и др.) Абасгия почти не пострадала от нашествия арабских захватчиков, что способствовало дальнейшему прогрессу ее хозяйственно-экономического и культурного развития. Одной из важнейших составляющих экономики этого государства являлось отгонное скотоводство (крестьяне на несколько месяцев покидали свои хозяйства, и уходили с козами и овцами в горы). Очень важно, что в тот же период такая форма скотоводства получила широкое распространение в Византии. Это дает основание полагать, что наряду с другими чертами (крепостное и храмовое строительство, вооружение, украшение, отчасти керамика и др.) и сам уклад абхазской деревни в момент ее вступления в раннефеодальную стадию развития имел уже много общего с соседней Византией.


ЛЕОН II


Усилению Абасгии объективно способствовало и традиционное стремление Византии обезопасить свою северо-восточную границу. В условиях арабского давления присутствие сильного христианского политического образования в Колхиде было особенно желательным. Поддержка, которую Леон I получил от Византии (утверждение за ним наследственного права на Абасгию, передача ему знаков царского достоинства, принадлежавших картлийском царю Миру и др.), способствовала включению Лазики, а позднее и всей Колхиды. Свою роль сыграло ослабление внимания к региону со стороны администрации Византии в конце VIII века и усиления соответствующего воздействия Хазарии, внуком царя которой по матери был Леон II. В этих условиях объявить, себя независимыми не представляло сложностей. Не случайно в источнике подчеркнуто, что решающей силой, противопоставившей Леона II византийцам, были хазары. Однако неверно полагать, что условия, возникновения в конце VIII века, способствовали полному освобождению Абхазии от византийского влияния на весь последующий период. В противовес Абхазии и Византии, где господствующей идеологией было христианство, Хазария была иудейской страной с сильными языческими пережитками.

На востоке Абхазии противостояли сильные мусульманские образования Восточного Закавказья. Не давали ей серьезно оторваться от Византии и общие с империей сухопутные и морские границы. Сохранение преимущественной экономической, политической и культурной ориентации на Византию прослеживается на протяжении всей двухсотлетней истории Абхазского царства. Иных, кроме приведенных выше, конкретных сведений о Леоне II источники не сохранили. Можно предполагать, что на его формирование в детстве большое влияние оказала мать хазарка, что он был менее привержен христианству, чем его предшественник, что при выборе столицы своего государства, помимо интересов управления и удаленности от византийской границы, Леон II руководствовался и тем, что Кутаис находился на кратчайшем пути в Хазарию.

Не случайно Леон II не упомянут в таком важном источнике, как «диван абхазских царей» — официальная традиция, по-видимому, не могла одобрять его разрыва с Византией и признать законность захвата власти в Абхазии в условиях гарантированного Леону I потомственного владения ею. Некоторые исследователи предполагают, что Леон II при восшествии на престол принял царский титул «апсха», который переводится с абхазского как «владыка (вождь, глава, царь) апсов (абхазов)». Обычно действия Леона II рассматриваются в качестве проявления некоей его «общегрузинской» политики. Однако в действительности он строил собственное владение в рамках стремлений, характерных для каждого феодального деспота. Вместе с тем вся дальнейшая история Абхазского царства характеризуется беспрерывно продолжавшейся борьбой и соперничеством с соседними царствами и княжествами, особенно за владение Картлией. Объективно эта борьба со временем привела к объединению всех картоязычных (грузинских) племен, и Абхазское царство сыграло в этом процессе основную позитивную роль.

Интересные, хотя и отражающие, безусловно, позднейшую (вплоть до ХVII—XVIII вв.) ситуацию, сведения об административной деятельности Леона II сохранил грузинский географ и историк Вахушти Багратиони. Согласно его данным, «царь Леван» разделил свои владения на восемь воеводств (эриставств) — собственно Абхазское, Цхомское, Бедийское, Гурийское, Рача-Лечхумское, Сванетское, Аргветское и Кутаисское, поставив во главе каждого из них самостоятельного владетеля. Границы Абхазского воеводства (древняя Абасгия) охватывали: с востока — район Анакопии, с юга — берег моря, с запада — Джигетию (вероятно, до современной Гагры), с севера — Кавказский хребет до истоков реки Хазария (истоки Кубани и ее притоков). Цхомское воеводство (древняя Апсилия) простиралось от Анакопии (включительно) на западе до реки Эгрисцкали (современная Галидзга) на востоке, от побережья моря на юге и до Главного хребта, включая какие-то области Алании, заходившие в горную зону воеводства. В состав Бедийского воеводства, формированию которого положила начало деятельность Баграта III в. конце Х — начале ХI вв., входили области современной Абхазии восточнее реки Эгрисцкали.


ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ АБХАЗСКОГО ЦАРСТВА


Этнический состав Абхазского царства не был однородным. В его формировании, помимо абхазов, участвовали мегрелы и сваны, отчасти джики (зихи) и аланы, а также иберы и другие картвельские племена, в значительном количестве переселявшиеся в восточные и южные области Колхиды из Картлии, которую арабы подвергали систематическому опустошению.

В приморских городах, особенно в среде торгового люда, было много греков, армян, евреев. Экспансия абхазской административной структуры на восток в VIII-Х веках, несомненно, не только консервировала сплошной абхазский (абасго-апсилийский) этнический элемент по всей территории между современными Гагрой и Ингуром, но и способствовала широкому распространению этого элемента в других (центральных, восточных и южных) районах Колхиды, а также в Картлии и Месхетии.

Восточное направление политических и захватнических устремлений Абхазского царства объясняется как географическими условиями, так и другими обстоятельствами. На севере этим устремлениям препятствовали не только теснины Главного Кавказского хребта, но и расположение за ними сильного Хазарского государства, к югу же находились владения Византии. В сложившейся обстановке наиболее удобными объектами для захвата стали ослабленные нашествием арабов земли, лежавшие на востоке и населенные картвелами.

Этим объясняется тот факт, что политические границы Абхазского царства раздвигались преимущественно в юго-восточном направлении — в сторону внутренних районов современной Грузии. Немалую в этом роль играло и характерное для христианских царей стремление изгнать арабо-мусульманских владык из более восточных районов Закавказья. Вслед за апсха Леоном, умершим в 806 году, Абхазским царством попеременно управляли три его сына — Феодосий I, Дмитрий II и Георгий I. Согласно «дивану абхазских царей» они занимали престол на протяжении 70 лет, по другим данным — 50 лет. Основное содержание внешней политики царства в этот период — борьба с арабским Халифатом и тифлисским эмиратом за влияние в регионе. Под руководством Феодосия абхазы принимали участие в битве на реке Ксани, где была одержана победа над объединенным арабо-кахетинским войском. Напротив, в сражении у Куэцхоба (853 год) войска абхазов, руководимые Дмитрием, потерпели поражение, и Абхазское царство не которое время было вынуждено платить эмиру дань — денежную и натуральную компенсацию за мирные отношения.


СВЯЗИ С СОСЕДЯМИ


Абхазское царство существовало не изолированно. Как и любое другое, это образование свою историю строило на основе беспрерывных контактов с соседними государствами и народами. Свое значение имели связи с грузинскими политическими единицами, в первую очередь, с близким по характеру Тао-Кларджетским царством (на дочери правителя Тао-Кларджети был, например, женат Феодосий). Поддерживались достаточно прочные связи с Византией, неоднократно пытавшейся оказать абхазским царям помощь в их противостоянии тбилисским эмирам.

Так, в 830 году потерпело поражение от арабов «огромное войско» византийцев, посланное в Закавказье императором Феофилом. Столь же неудачной была и попытка, предпринятая византийцами в 843–844 годах, когда к берегам Колхиды было направлено морем большое войско под командованием полководца Феохристома. Буря сильно потрепала флот, а высаженный на берег десант вскоре был разбит арабами. Лишь при царе Георгии Картлия на некоторое время была включена в состав Абхазского царства. После смерти бездетного Георгия власть в его царстве на 20 лет была узурпирована представителями рода Шавлиани, а законный наследник престола Баграт (сын Дмитрия) скрывался в столице Византии Константинополе.

В этот период в борьбу за обладание Картлией включаются и армянские цари. Около 879 года Абхазское царство уступает на время Картлию армянскому царю Ашоту. Период царствования трех сыновей Леона I на территории нынешней Абхазии почти не оставил зримых следов — все внимание абхазских царей было обращено к восточным границам их владений. Верховная церковная власть на этой территории осуществлялась архиепископом себастопольским, состоявшим в списках Константинопольского патриархата. Одним из главных храмов Абхазии того времени был Драндский собор, где, как полагают, размещалась архиепископская кафедра.

Внешнеполитическая ситуация изменилась в благоприятную для Абхазского царства сторону в период правления византийского императора Василия I (867–886 гг.), при котором начался новый подъем политической активности империи. Воспользовавшись благоприятным для укрепления своих позиций в Закавказье моментом, Василий дал воспитывавшемуся при дворе Баграту, сыну царя абхазов Дмитрия, войско, которое было переброшено в Колхиду морем. Пройдя маршем до Кутаиса, Баграт почти без сопротивления овладел отцовским престолом и начал активные действия на востоке, захватив ряд укреплений в Самцхе (Южная Грузия). Однако в 888 году правители Тао-Кларджетии и Армении (в 886 году наместник халифа возложил на голову Ашоту Багратиду венец, признав формальное существование Армянского царства) объединили свои усилия и нанесли войску Баграта поражение у реки Куры.


БОРЬБА ЗА КАРТЛИ


Соперничество за Картлию между Абхазским и Армянским царствами было продолжено при сыне Баграта Константине III. В конце 90-х годов Константин выдал свою дочь за сына армянского царя Смбата, а около 904 года, воспользовавшись распадом Армянского царства, полностью овладел Картлией. Позднее, после кратковременного пребывания в плену у Смбата, Константин укрепил свои позиции не только в Картлии (об этом свидетельствует и надпись в Самцеврисской церкви в Хашури, где говорится о строительстве здесь канала на двадцатом году царствования Константина), но и в Кахетии, Эретии (надпись Эредвской церкви сообщает о его походе в эту область) и других районах Восточного Закавказья. Позднее восточные границы Абхазского царства были нарушены жестокими вторжениями арабского эмира Абул Касима, преследовавшего укрывшегося в «горах Абхазии» армянского царя Смбата.

Владения абхазских и армянских царей соприкасались более столетия. История взаимоотношений двух крупнейших закавказских государств Х века отражена в трудах многих армянских историков. Например, интересные сведения о подготовке антиарабской абхазо-армяно-византийской коалиции содержатся в послании Николая Мистика, сохраненном в «Истории Армении» Иованнеса Драсханакертци. Абхазия помещалась армянскими источниками не в пределах «Грузии», как это принято теперь писать, и даже не в пределах Закавказья, а в стране сарматов «по ту сторону Кавказских гор», название которых распространялось и на Лихский хребет.

Согласно летописи, преемник Константина Георгий II «был наделен всеми благами, храбростью и мужеством, был боголюбив, больше всех славился как строитель церквей, милосердный к нищим, щедрый, скромный и преисполненный благородности и доброты». Георгий II построил, в частности, храм в Чкондиди (Мартвили), учредил там епископию и украсил храм мощами святых мучеников.

Около 930 года он сделал «пятидесятым» правителем Картли своего старшего сына Константина, который вскоре решил отнять абхазский престол у отца. Когда заговор был раскрыт, Константин укрылся вместе с поддержавшими его феодалами в картлийской крепости Уплисцихе. После длительной осады Георгий обманом выманил сына из крепости, велел выколоть ему глаза и умертвить.

Правителем Картлии был назначен второй сын Георгия Леон. На южных границах Абхазского царства ему противостояло зависимое от Византии Тао-Кларджетское царство, во главе которого стоял тогда Гурген Великий. Против него Георгий направил другого тао-кларджетского феодала — Ашота Куропалата, за которого он выдал замуж свою сестру. Гурген на первых порах овладел пограничным с Абхазским царством городом Артануджем и потеснил Ашота, вынудив его бежать к Георгию. После смерти Гургена при содействии Георгия Тао-Кларджетия была поделена на три части, одна из которых была присоединена к Абхазскому царству. Последние два года своей жизни Георгий посвятил завоеванию Кахетии, которое завершить не успел.

В начале своего правления Леон III занимался укреплением царства и строительной деятельностью. «И возвеличил господь бог его царствование, подобно отцу его», — записал летописец. По распоряжению Леона в Мокве был возведен храм, при котором была организована епископская кафедра. На другом храме в Кумурдо (восточнее современной Вардзии) сохранилась строительная надпись, из которой следует, что основан этот храм был «при царе Леоне в 964 году в мае, день субботний первой луны». Таким образом, юго-восточная граница Абхазского царства в это время проходила в районе современного Ахалкалаки. Вскоре дочь Леона, бывшая в замужестве за сыном правителя Кахетии, умерла. Поскольку установить власть над этой областью путем династического брака не удалось, Леон во главе большого войска пересек Арагву, но заболел и вскоре умер бездетным. Леону наследовал брат его Дмитрий II, царствование которого прошло в борьбе с младшим сыном Георгия II Феодосием. Поскольку Феодосия попеременно поддерживали феодалы таких картвельских областей, как Месхетия, Картлия, Тао-Кларджетия и Кахетия, то Дмитрию всякий раз приходилось преодолевать их сопротивление. Наконец, Дмитрий обратился к правителю Кахетии с письмом, в котором просил его быть посредником в примирении с братом, предложив Феодосию разделить власть на равных в Абхазском царстве. Феодосий поверил слову брата и выехал к нему. Однако Дмитрий, изменив о данной клятве, вскоре велел схватить Феодосия и выжечь ему глаза, И поэтому, когда Дмитрий скончался бездетным, то единственным наследником абхазского престола оказался Феодосий I Слепой.


БАГРАТ


Воцарение Феодосия привело к значительным передвижкам в иерархии Абхазского царства. Первыми напали на Картлию правители Кахетии. Наместник Феодосия в Картлии Иоанн Марушисдзе обратился за помощью к правителю Тао-Кларджетии Давиду Куропалату. В результате правительницей Картлии стала дочь абхазского царя Георгия I сестра Феодосия Слепого Гурандухт. А в 978 году при содействии Давида Курополата Феодосий был свергнут, а сын Гурандухт и тао-кларджетского феодала Гургена Багратиона (Багратиони) Баграт был провозглашен царем Абхазии. Этим актом, как полагают многие исследователи, завершается история Абхазского царства как западнозакавказского политического образования, от «царства абхазов» происходит переход к «царству абхазов и картвелов». Западной границей Абхазского царства служило Черное море. Согласно «Мученичеству Або Тбилели», во второй половине VIII века крайними прибрежными пунктами распространения власти Леона I были: на северо-западе Напсайская гавань (Никопсия), а на юго-западе Апсареай (Апсар у устья современного Чороха). Эти пункты сохраняли свое значение до конца Х века, временами включаясь в состав царства, временами переходя на территории соседних политических образований (Халдия, Джигетия, Зихия).

Традиционно исследователи придерживаются мнения, что северо-западная граница Абхазского царства проходила у современного города Туапсе, по устью р. Нечепсухо (современный поселок Ново-Михайловское Краснодарского края), а Сотириуполь помещают на месте современных Пицунды или Сухума. Однако перевод миль в километры позволяет помещать Никопсию на место населенного пункта Цандрипш (Гантиади), а Сотириуполь («город Сотера», то есть Иисуса Христа) — восточнее Трапезунта, где и ныне сохранились развалины средневекового монастыря, связываемого с именем Христа. Интересные результаты дали раскопки Цандрипшской базилики. Этот храм VI века был основательно перестроен в IХ-Х веках. Здесь найден и обломок мраморной плиты с греческой надписью, от которой сохранился конец слова «(Аб)асгиас».

Весьма обширны были абхазо-византийские связи. Благодаря поддержке Византии вернул себе престол царь абхазов Баграт, долгое время живший в Константинополе. Немалую роль связи с Византией сыграли и в усилении Абхазского царства при Константине III. Не случайно именно на первое десятилетие Х века падает начало христианизации Алании, примыкавшей к Абхазскому царству с севера — через территорию последнего от его приморских портов между Питиунтом и Себастополисом вели пути, связывавшие Византию с ведущими центрами Алании того периода.

Без содействия Константина вряд ли была возможна беспрепятственная переписка патриарха Николая Мистика с миссионерами в Алании, подготовившая основание Аланской митрополии, древнейшее упоминание о которой относится к 907 году. О том же говорит и факт присвоения имени Льва (Леона) одному из внуков Константина, родившемуся в период правления византийского императора Льва Философа (умер в 911 году). В списках константинопольского патриарха вновь появляется и упоминание об архиепископе себастопольском как верховном церковном владыке абхазов. Связи с Византией, заинтересованной в укреплении антиарабской и антихазарской коалиции на Кавказе, еще более усиливаются в период правления Георгия II. В 920 году византийский патриарх Николай Мистик обратился с посланием к армянскому католикосу Иоанну, где призвал всех кавказских правителей прекратить междоусобицы и объединиться в борьбе с арабами. Освобождение армян от арабских притязаний облегчило и положение Абхазского царства.

Письма Николая Мистика характеризуют Георгия II как активного проводника христианства и византийской политики в Алании. Успешно начавшаяся ее христианизация была прервана событиями 932 года, когда аланы отреклись от христианства и прогнали епископов и священников. Причиной этого явилось поражение алан в войне с враждебной Византии Хазарией, потребовавшей одним из условий мира удаление византийских миссионеров. Однако этот разрыв, описанный арабским историком, был кратковременным, и опять же при содействии правителей Абхазского царства христианизация Алании была продолжена. Не исключено, что в этот период произошло объединение аланского и себастопольского архиепископств и за горными районами современной Абхазии закрепилось название Алании, неоднократно проявляемое грузинскими источниками.

Важными вехами абхазо-византийских отношений в середине третьей четверти Х века следует считать строительство Моквского собора, которое осуществлялось при несомненном участии византийских мастеров и для украшения которого из Византии были вывезены мраморные колонны и другие элементы оформления, и получение Феодосием III образования в Константинополе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На протяжении истории степень суверенитета государств постоянно меняется. Периоды роста государственности или влияния империй чередуются с жестокими завоеваниями и опустошением. Возникновение и усиление государств сменяются их распадом либо упадком. Когда-то единые народы приобретают новую культурную идентичность, начинают говорить на разных языках и писать разным письмом, а другие народы объединяются и их культуры сливаются.

Абхазия всегда являлась местом соединения различных культур - греческой, римской, персидской, арабской, тюркской, русской, славянской и многих других. По церковным источникам, древние абхазы принимали христианство из уст апостолов самого Христа - Симона Кананита (похоронен в Н. Афоне) и Андрея Первозванного. Немного позже в Абхазии проповедовал и апостол Матфий. Христианство распространялось в Абхазии и после апостолов, через ссылаемых Римом в Пицунду первых христиан. А имеющиеся списки епископов Первого Вселенского Собора 325 г. в Никее (Бенешевич, 1908, с. 285,303; Лебедев, 1916, с. 69, 102; Воронов, 1973, с. 103) [2], показывают участие в нём абхазского епископа Стратофила Питиундского. Для понимания важности данного события, стоит отметить то, что с территории всего бывшего СССР в Соборе участвовал ещё только один епископ из Крыма. Стратофил Питиундский относился к Понтийской (Кападокийской) Церкви. В этой церкви был рукоположен первый епископ армянской церкви Григорий Просветитель, который затем рукоположил епископа для Абхазии. К слову сказать, в Восточной Грузии, процесс христианизации шёл большей частью из Сирии, через Антиохийскую Церковь от которой она и получила автокефалию.

Современная историческая наука может, пусть и не всегда уверенно, отследить почти всех основных правителей Абхазии последних двух тысячелетий [3]. Леон II (767—811 гг.) — сын Феодосия. Наследовал брату своего отца - Леону I. Мать Леона II была дочерью хазарского кагана, который способствовал воцарению в Абхазии своего внука. В это же время Византией правил император Лев Хазар, сын от второй дочери хазарского кагана - Ирины. Таким образом, и Леон абхазский, и Леон (Лев) константинопольский были сыновьями двух сестер, т. е. двоюродными братьями по материнской линии при общем деде - могущественном хазарском кагане. И Хазария, и Византия делали ставку на Абхазское Царство как на первую линию обороны при вторжении арабов на свои территории, что и помогло Леону II провозгласить независимость своего государства в 780 году. В правление царя абхазов Константина III (899—929 гг.) продолжалось соперничество между Армянским и Абхазским царствами за Картли. В конце 90-х г. Константин выдал свою дочь за сына армянского царя Сумбата, а в 904 г., в период распада Армянского Царства и в условиях арабского нашествия, армянский царь Сумбат I уступил Картли Константину III, и закрепил этот союз, выдав свою дочь за Константина III. С этого момента абхазские цари сидели в Кутаисе, а своих старших сыновей посылали в Картли. Абхазскому царю подчинялись также Кахети и Эрети [4].

При Баграте II (978—1015 гг.) столица государства уже была перенесена из Анакопии (Н. Афон) в Кутаис, основанный ещё его предком по материнской линии Леоном II (767—811 гг.) на месте древнего города [5]. Мать Баграта - абхазская царевна Гурандухт (975—978 гг.), отец - Гурген, правитель северной части Тао-Кларджети, из династии Кюрикидов, младшей ветви армянской царской династии Багратидов. Баграт называл себя царём абхазов, а писал об этом [6] на древнем грузинском, либо армяно-грузинском [7], а возможно и греко-абхазо-армяно-грузинском [8] [26] [27] письме асомтаврули. Все древние памятники письменности Абхазии, до влияния османской и российской империй, сначала пишутся на арамейском, латинском и греческом языках, а затем на грузинском (письменности: асомтаврули, мхедрули, хуцури). Кстати, в "Житии Константина Философа. IX в." говорится что Святой Константин Философ (Святой Кирилл), оправдывая в Венеции своё намерение создать письменность для славян, приводил в пример другие народы "... воздающие хвалу Богу каждый на своем языке; таковы следующие: армяне, персы, авазги, иверы ...", что даёт основание предполагать наличие у абхазов (авазгов) IX-го века богослужения на собственном языке [9].

В сасанидских источниках (224—651 гг.) мы встречаем первые в истории упоминания страны Гурзан [22]. Жителей этой страны Сасаниды называют аланами, а аланы, как известно, были потомками массагетов, в свою очередь массагетами же называли абазгов, иберов и аланов [24]. Будущий грузинский этнос в сасанидских источниках пока не упоминается [23]. После переноса столицы царства в Картли в 1122 году, для ее обозначения впервые появляются термины «Сакартвело» — в грузинских источниках («Житие Иоана Эвфимия» и в переводе «Житие Медиоланского») и «Гурджан», «Гурзан» — в арабских, персидских, сирийских и др. источниках. С этого времени до XV века данное государство, наряду с названием «Абхазия», именуется также как «Сакартвело», «Гурджан», «Гурджистан», «Гурзан», откуда и пошло русское название «Грузия» и «грузины» [15].

Как бы реакционно это не звучало, но множество источников показывают, что именно абхазский народ спустился с гор к окрестностям Тифлиса в 1122 г., изгнал оттуда мусульман и стал там править [10]. А это правление Давида IV – Строителя (1089—1125 гг.). Сохранились образцы писем Давида, адресованные царям и видным сановникам страны, в которых Давид величается «царем царей Абхаза (в первую очередь), Шаки (Эрети), Алана и Руса» [11]. Итак, в очередной раз отвоеванный Тифлис, становится столицей государства. Абхазские цари (именно так они подписывались и именуются во всех арабских и персидских источниках, а абхазами, соответственно, всегда называется население царства [12]), вплоть до дочери царицы Тамары Русудан (1222—1245 гг.), успешно правили сильнейшим государством региона - "Абхазским Царством" (с VIII века) или "Сакартвело" (с XI века), просуществовавшим почти 5 веков [13], и это твёрдо подтверждается общим генофондом народов всего Западного Кавказа [14].

В 1242 году Русудан подписывает мир с монголами, по которому признаёт себя вассалом. После этого, по сообщению армянского историка Хетума (XIII в.), восточная часть стала называться – Грузия, западная – Апвас (Абхазия). В последующие периоды страна делится сначала на два, а затем и на большее количество княжеств. Княжества попадают под разнонаправленные влияния: религиозные, языковые, культурные. Начинается эпоха войн и раздробленности.

В целях централизации власти и образования моноэтнического государства, любые правители целенаправленно избавляются от возможных неугодных связей с прошлым. Но сегодня, большинство подобных искажений фактов успешно нивелируются современной наукой, так как сама природа научных открытий такова, что надолго скрыть их просто невозможно, а при наличии ДНК данных, в совокупности с археологией, антропологией, филологией и другими связанными дисциплинами, выстраивается довольно чёткая историческая картина начиная с периода от 20 000 г. до н. э. [19] Выявляются основные миграции протоабхазов последних тысячелетий — из древних Ирана и Анатолии до Германии через Средиземное Море и Балканы, а затем возврат на Украину и уже в виде киммерийцев, воссоединение с древними предками опять на Кавказе [20]. Позже, со стороны Каспийского моря, повторный возврат на Кавказ в виде Сарматов — вероятно, как анатолийская смесь массагетов и киммерийцев. И еще позже, из сарматов выделяются аланы.


Сноски:


[2] История Христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Д. Дбар 2001. c. 114.

[3] Правители Абхазии.

[4] История грузинского народа, ред. 1979, Джавахишвили И. А.

[5] Кутаис. В. Масальский.

[6] Надпись царя Баграта на асомтаврули.

[7] Схожесть армянской и грузинской письменностей.

[8] Книга для чтения по истории средних веков. Выпуск первый. Виноградов П.Г. 1896.

[9] Алфавитное письмо и древнегрузинская письменность. Т. Гамкрелидзе (1989).

[10] Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. Т.М. Шамба и А.Ю. Непрошин. 2004.

[11] Национальная Академия Наук Грузии. Кавказская цивилизация в контексте глобализации. Р. Метревели 2009. С. 34
Возможно, что здесь Русу соответствуют владения правителя Абухвастро, который управлял Цукетией, Тушетией, Хундзахом и всеми язычниками тех мест. В дагестанских источниках аварцы, а иногда и другие народности называются русами, или возводятся к ним. Предполагается связь с древним дотюркютским этническим пластом Восточной Европы - арсиями (росами), рос мосоками (масаха хунны?) албанского и армянских источников (мосохами называли тушин, живущих в верховьях Алазани, которым была дарована Алвани). Это объясняет многие недоразумения в связи с известиями средневековых арабских источников о русах (росы). История Ширвана и аль-Баба, арабские источники отождествляют набеги сарирцев (Сарир - Хунзах) и набеги русов на Аран. У Н. Гянджеви вождь русов Кинтал (из страны алан и греков) собрал войско из семи мест. Кинтал можно сравнить с титулами князь и нуцал, а семь мест с военно-политическим союзом дидойцев – Антль Ратль (семь земель).

[12] Абхазы. Сочинения. В.В. Бартольд, том II, часть 1, с. 861—865. 1963 г.

[13] Карты 500—1000 гг.

[14] Генетика абхазов и Западного Кавказа. Д.А. Аршба, 2014 г.

[15] Значение терминов "Грузия" и "Сакартвело" в средневековых источниках. Г. Гумба 1994.

[19] Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.

[20] Краниологические и дентальные исследования (Bioarchaeological Analysis Mutual Relationsof Populations Armenian Highlands and Eurasia Using Craniological and Dental Nonmetric Traits. Khudaverdyan 2012) субъектов древних могильников Иберии, а именно Самтавро (1100—600 гг. до н. э.) и Церовани (1100—800 гг. до н. э.), в районе Мцхеты (др. Армази), выявляют прямых предшественников из могильника Широчанский, Украина (1800—1100 гг. до н. э.), и относят их к общему кластеру Белозерской культуры (1200—1000 гг. до н. э. - фракийцы, киммерийцы). Потомки могильников Самтавро и Церовани, далее
выявляются в могильниках низовьев Дона, Беглика (600—300 гг. до н. э. - Скифы, Меоты).

[22] С. 393, Меликишвили Г.А. "К истории древней Грузии." – Тбилиси, 1959.

[23] С. 137–141, Меликишвили Г.А. "К истории древней Грузии." – Тбилиси, 1959.

[24] "Иберы, абазги и аланы - одного рода ..." — Иоанн Цец. ориг. Kissling 1826. Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии. 1967 г. Том VII с. 22 по 26.

[25] Y-хромосомы абхазов, адыгов, мегрелов, грузин и осетин.

[26] Обзор Гипотез о Происхождении Грузинского Алфавита. Л. Чхаидзе

[27] Алексей Муравьёв. Об истоках картвельского христианства, армазской билингве и особенностях грузинской письменности. 2015



Источники:


История Абхазии. Редакционная коллегия: кандидат исторических наук С. З. Лакоба (главный редактор), доктора исторических наук Ю. Н. Воронов, Б. Е. Сагария, кандидаты исторических наук Т. А. Ачугба, О. Х. Бгажба, В. Ф. Бутба, историки Р. Х. Гожба, Р. П. Шамба. Рецензенты: кандидат исторических наук Ю. Д. Анчабадзе, кандидат исторических наук С. М. Шамба

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007
РАЗДЕЛ II

Абхазия в эпоху феодализма

§2. АБХАЗСКОЕ ЦАРСТВО И ХАЗАРИЯ

Известны свидетельства грузинского литературного памятника 80-х годов VIII в. «Мученичество Або Тбилели» и летописного свода Грузии (XI в.), говорящие о тесных контактах (в том числе кровнородственных) между Абхазией и Хазарией – этими двумя могущественными раннефеодальными государствами. Мало кто задавался вопросом: почему имя Леона II, фактически первого царя Абхазии («апсха»), отсутствует в списке (диване) абхазских царей, составленном в конце X в. первым государем «царства абхазов и картлийцев» Багратом III.

Хазарское родство. Будет не лишним вспомнить о некоторых событиях, произошедших в то время. В 730 г. умер хазарский каган Хакаср (дедушка Леона II), и два года правила его мать, Парсбит (прабабушка Леона II) до совершеннолетия «сына кагана» Барджиля (дядя Леона II), который вместе с Буланом («олень»), знатнейшим из дагестанских беков, первым принявшим тогда в Хазарии иудейскую религию под именем Сабриель, руководил взятием известного арабского города Ардебиля (нынешний Азербайджан). В это же время (732 г.) византийский император Лев Исавр (717–741 гг.), который в 708–711 гг. находился в Алании, Абасгии и Апсилии, женил своего сына Константина V Копронима, будущего императора Византии (741–775 гг.), на дочери хазарского кагана Чичак («цветок» – тетя Леона II). Покрестившись, она приняла имя Ирина, в то же время парадная одежда при византийском дворе стала называться в её честь «чичакион». Чуть позже, возможно, также не случайно женой Константина II Абасгского (известны его вислая печать из Пицунды и эпиграфическая надпись «Абасгиас» из Цандрипшского храма) стала сестра Чичак. Так отец Леона II стал свояком византийского императора-тезки. В результате от первой пары родился Лев Хазар, будущий император Византии (775–780 гг.), а от другой – Леон II – будущий первый царь Абхазии (786–806 гг.). С абсолютной точностью трудно установить год рождения двоюродных братьев, тоже тёзок. Скорее всего, Лев Хазар был старше Леона II.

В 737 г. Мерван ибн Мухаммед, известный арабский полководец, а затем халиф, после захвата большей части Закавказья двинулся на Хазарию с двух сторон: через Чору (Дербентские ворота) и Дарьял. Он нанёс хазарам сокрушительное поражение, заставив кагана временно исповедовать ислам. Но на «Абхазской дороге» у стен Анакопийской крепости в 738 г. Мерван был остановлен.

В честь этой победы, как вам уже известно, Лев Исавр подтвердил правителю Абасгии Леону I потомственное право на владение страной, хотя тот не являлся сыном предыдущего правителя Константина II, а лишь был его младшим братом.

После женитьбы на Гурандухт и смерти Арчила к Леону I отошли обширные земли, включавшие в себя Абасгию, Апсилию, Мисиминию и всю Лазику. Северная граница его территории за Кавказским хребтом соприкасалась с Хазарией.

В гуще событий. После смерти Льва Хазара (780 г.) ситуация в Византии резко меняется – началась борьба за престол между его вдовой и другими претендентами, ослабившая империю. В то же время в Закавказье (Грузия, Армения, Албания) зрело недовольство арабским засильем. Что касается Хазарии, то она настолько оправилась от нанесённого ей Мерваном поражения, что сама стала активно вмешиваться в кавказские дела. Нет ничего удивительного, что на исторической арене в нужный момент появился Леон II, ближайший родственник хазар на самом высоком уровне. С помощью их он произвёл подобие дворцового переворота (возможно, после смерти Леона I). Геополитически Абхазское царство как независимое государство уже созрело, чем, естественно, воспользовался Леон II. Состояние Абхазии в начале правления Леона II хорошо передаётся в грузинском источнике «Мученичество Або Тбилели», в котором рассказывается о судьбе арабского юноши, слуги картлийского эрисмтавара Нерсе, казнённого в 786 г. за переход в христианство. Блаженный Або (Хабиб) с радостью увидел христолюбивую страну Абхазию с её народом, правителем, епископом и священниками. И только тесные контакты Леона II Абхазского с хазарской элитой позволили Нерсе заблаговременно укрыть свою семью в Абхазии, а самому бежать от арабов в сопровождении 300 всадников к хазарскому кагану за помощью в борьбе с общим врагом. Покинув Хазарию, Нерсе ещё несколько месяцев прожил в Абхазии, ожидая результатов переговоров своего племянника Степаноза, которого арабы назначили эрисмтаваром вместо него. Становится понятным, почему Леон II перенёс к концу своей жизни столицу Абхазского царства из Анакопии в Кутаис, находившийся в большей удалённости от границ Византийской империи и наикратчайшем пути в Хазарию. А на вопрос, поставленный вначале: почему Леон II, фактически первый царь абхазского раннефеодального государства, не попал в список (диван) абхазских царей, можно ответить следующим образом. Во-первых, Леон I (дядя Леона II) был узаконен самим византийским императором на право наследования Абхазией, а Леон II как бы это проигнорировал. Во-вторых (возможно, основная причина) – его происхождение. Нельзя исключить, что на формирование личности Леона II большое влияние оказала мать-хазарка, которая в отличие от своей сестры Чичак (Ирина), скорее всего, исповедовала либо традиционную языческую, либо новационную иудейскую религию, которую царь Обадий сделал в начале IX в. государственной религией Хазарии.

Возможно, поэтому Леон II был менее подвержен христианству, чем его дядя. Следует также задуматься над символикой древнейшего яруса Х в. дворца в Лыхны, на северном фасаде которого изображён крест, вписанный в шестиконечную звезду Давида. Не является ли это репликой синкретизма двух религий в Абхазском царстве?! В свою очередь, у хазар наблюдалась веротерпимость к христианству.

Говоря о традиционной религии у древних абхазов и хазар, следует отметить их особое почитание божества грома и молнии (соответственно Афы и Куара), поклонение деревьям (особенно дубу), нанесение себе увечий при похоронном обряде и т. д.

Контакты между Абхазским царством и Хазарским каганатом нашли своё отражение и в археологических материалах, связанных с керамическим (амфоры салтово-маяцкого облика, стройные кувшины с плоскими ручками, пифосы с налепленным валиком и т. д.) и железообрабатывающим (наконечники стрел, сабли, некоторые орудия труда и т. д.) производствами данных стран.

Итак, абхазы и хазары, как видим, создали в своё время могущественные раннефеодальные государства, которые противостояли арабам и остановили их продвижение в Европу; одного этого достаточно, чтобы обеспечить этим народам прочное и достойное место на страницах всемирной истории.


Спартак Жидков. "Бросок малой империи"
Многие историки в том числе и грузинские /такие как Джавахишвили, Джанашиа, Меликишвили, Джапаридзе и др./ утверждают, что несколько тысячелетий назад северо-восток Малой Азии и весь Западный Кавказ населяли хатто-абхазо-адыгские племена, вытесненные позже из большей части Западного Закавказья предками современных грузин. В целом и абхазские, и большинство грузинских историков признают, что апсилы и абасги населяли современную Абхазию уже в 1 веке нашей эры, восточная граница их расселения впоследствии неоднократно менялась.

Историки с 1 века нашей эры, подразделяют Абхазию на Санигию (область к западу от реки Бзыбь), Абасгию (между Бзыбью и Анакопией) и Апсилию (между Анакопией и Галидзгой). Со временем Абасгия стала опорой власти Византии в Закавказье и постепенно подчинила себе Санигию и Апсилию. Таким образом образовалась объединенная Абхазия.

Однако в это время по всей современной Западной Грузии продолжалась миграция племен. Еще не были определены этнические границы даже таких древних картвельских племен, как соаны (сваны) и манралы (мингрелы). Грузинские историки, считают последних основателями первого государства в Западном Закавказье – Колхиды (7 в. до н.э.). Это царство было слабым.
В 3 в. до н.э. Колхида была завоевана восточными грузинами – иберами (иверами) и постепенно распалась. Иверы называли манралов мегрелами или эграми, отчего название страны древних мингрелов – Эгриси.

В первой половине 1-го тыс. нашей эры перемещения племен в Западном Закавказье затормаживаются. В этот период сваны временно заселяли современную Мингрелию, а позднее по Кодорскому ущелью проникали на запад до Диоскурии (современный Сухум). Затем во 2 в. н. э. в Западное Закавказье двинулись картвельские племена лазов. Они смешались с манралами, заняли большую часть Колхидской низменности и оттеснили на северо-запад не только абхазов, но и сванов. Созданное пришельцами государство – Лазика, или Эгрисское царство, - стало оплотом и проводником владычества Рима, а позднее – Византии. С помощью последней Лазика в 6 в. ненадолго установила контроль над Сванетией и Апсилией, Абасгия сохранила своих царей.
С конца 5 века Лазика начинает ослабевать, в середине 6 века Абасгия и Апсилия стали фактически независимы от лазов, а Сванетия вообще отложилась от Византии, власть царей Лазики распространилась лишь на Центральную Колхиду. В 523 г. в Лазике было введено христианство, в 6 в. христианскими стали все государства Западного Закавказья, где сохранило
свои позиции и язычество, в Абхазии оно мирно сосуществовало с христианством вплоть до наших времен.

Отложившись от Лазики, Абасгия вместе с другими причерноморскими княжествами стала подчиняться непосредственно Византии. В это же время в Абасгии утвердилась династия правления царей Аносидов. Абасгия при Аносидах стала (как раньше Лазика), опорой власти Византии в Закавказье и постепенно подчинила себе Санигию и Апсилию. Лазское царство все больше слабело. В 697г. правитель Лазики отложился от византийцев и передал страну арабам.

В начале 8 в. цари Восточной Грузии – Картли, вассалы арабов, утвердили свою власть над Лазикой. В уже объединенной Абхазии в это же время стала править родственная Аносидам династия Леонидов. Ее основатель Леон 1 возглавил в 30-х гг. 8 в. сопротивление нашествию арабов с Марваном Кру, двоюродным братом халифа Хишама. Стремясь утвердить арабское господство в Картли, Марван опустошил всю страну, разгромил непокорных и основал Тбилисский (Тифлисский) эмират, ставший позже самостоятельным государством и просуществовавший до 1122г. В ходе этой войны сыновья Картли – Арчил и Мириан, будущий тесть Леона – бежали в Абхазию. Марван вторгся следом за ними и осадил столицу Абасгии и всей Абхазии Анакопию (близ Нового Афона). По легенде, абхазо-картвельское войско нанесло поражение арабской армии.

Большинство источников говорит, однако, о победе арабов. Но в лагере Марвана, начался мор, и арабы стали отступать из Абхазии, вскоре они потеряли все Западное Закавказье. Таким образом, в 8 в. абхазы и картвелы совместно воевали против общего врага, впоследствии войны между ними вплоть до 17 в. носили только политический характер, а не национальный.
К концу 8 века нашествия в Абхазию уменьшились, и она превратилась в могущественное государство. Леон 1, путем династического брака, присоединил Лазику и объединил под своей властью все Западное Закавказье, включая Зихию (расположенную к западу от Гагрского хребта и
населенную народами адыгской группы). Приемник Леона 1, его племянник Леон 2, с помощью Хазарии отделился от Византии, и Абхазия стала независимым государством. Абхазское царство,
расположенное на стыке трех огромных держав – Византии, арабского халифата и Хазарии,
- не только сохранило свою независимость, но и начало постепенно расширяться на восток, отвоевывая картвельские области у распадавшегося халифата. В дальнейшем Абхазское государство стало костяком новой, объединенной и независимой Грузии.
Леон 2 перенес столицу в Кутаиси, расположенный в центре Западной Грузии, на скрещении важнейших торговых путей, роль царской резиденции при нем продолжала играть и Анакопия.
Грузинские историки считают, что перенос столицы на территорию Лазики, ознаменовал превращение Абхазского царства в Западногрузинское, и с этого момента грузинский этнос стал доминировать в государстве Леонидов. Действительно в Абхазском царстве после Леона 2 официальные документы велись на грузинском языке (до 10 в. и на греческом), на нем же шла служба в храмах
(своей письменности у абхазов не было). В сравнении к примеру Абхазского государства с Великим Литовским княжеством в эпоху его расцвета, то большую часть этого государства составляли русичи, официальным языком его был русский, господствующей религией – православие (сами литовцы были язычниками), литовцы не могли не считаться с преобладающим в государстве древнерусским этносом, но никто на этом основании не требует называть Литовское княжество 15 века Русским.
Что касается переноса Леона 2 в Кутаиси и преобладании грузинского этноса, объясняется тем, что ранее все правители переносили свои резиденции в новоприобретенные страны («…если завоеванная страна отличается по языку обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине очень трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство, - писал Макиавелли. – И одно
из самых верных и прямых средств для этого – переселиться туда на жительство… Ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры. Обосновавшись в завоеванной стране, государь, кроме того, избавит ее от грабежа чиновников, ибо подданные получат возможность прямо взывать к суду государя – это даст послушным больше поводов любить его, а непослушным – бояться»).
Кроме Абхазского царства на территории современной Грузии существовало несколько государств:
Тао-Кларджети (Юго-Запад), Картли (Центр), Кахетии и Эрети (Восток). Предметом споров в борьбе за гегемонию в Грузии стало слабое, но выгодно расположенное Картли, в войнах за него принимал участие уже приемник Леона Великого – Феодосий 2 (умер в 825г.). Дмитрий 2 (825-861) отразил три вторжения византийцев с моря, а также нашествие арабского военачальника Буга Тюрка, но
Картли завоевать так и не смог. Это удалось его приемнику Георгию 1 (гг. правления 861-868), однако после смерти последнего разгорелась междоусобная война. Вдова Георгия 1 вышла замуж за феодала, Иоанна Шавлиани (свана) и сделала его царем. Династия Шавлиани (Иоанн и его сын Адарнасэ) правила около двадцати лет, а бежавший в Константинополь царевич Баграт, (сын Дмитрия 2), около 887 года при поддержке византийских войск вернул себе трон, убил Адарнасэ,восстановил абхазскую династию.
Сын Баграта, Константин 3 (893-922), после напряженных войн с арабами, утвердил за собой Картли, совершил победоносный поход в Эрети. Наибольшего могущества Абхазское царство достигло в правление энергичного, умного и жестокого Георгия 2 (922-957). Его власть простиралась на северо-запад далее Анапы, на юге он владел Джавахети, на востоке границей Абхазии оставалась река Ксани. Большая часть Грузии оказалась в руках абхазских царей, но на этом завоевания абхазов окончились. С каждой новой присоединенной областью им становилось все труднее удерживать под своей властью территорию с преобладающим грузинским населением.
Будучи достаточно прочным, Абхазское царство не распалось, но победы абхазских царей уже
не приносили им земельных приобретений. Хотя Георгий 2 разгромил Кахети и взял в плен ее правителя Квирике 2, а его войска овладели почти всей современной Грузией, присоединить Кахетии к Абхазии он так и не смог.
Сын Георгия 2, Леон 3 (957-967), прославился большим строительством и победоносными войнами,
но покорить Кахети не удалось и ему. После его смерти разгорелась ожесточенная борьба за трон между его младшими братьями. Один из них Дмитрий 3 (967-975), вероломно ослепил брата Феодосия, возмутившиеся феодалы свергли его и возвели его ослепленного соперника-брата (Феодоссий 3 Слепой 975-978). При нем в Абхазии наступила феодальная анархия, а в Картли союзник Феодосия, правитель Юго-Западной Грузии (в 9 веке разделившейся на несколько уделов) Давид 3 Куропалат, посадил царевича Баграта – прославленного впоследствии Баграта 3. Это был сын Гургена 2,троюродного брата Давида 3 и абхазской царевны Гурандухт, сестры Феодосия Слепого. Все сыновья Георгия 2 абхазского были бездетными, и Баграту, единственному законному наследнику абхазского трона, было суждено основать великую грузинскую державу Багратидов.
В 978г. Феодосий 3 умер, и Баграт сел в Кутаиси как царь Абхазии, государство снова было объединено, но с этого времени в нем начинает преобладать грузинский элемент. Царство это еще долго называлось Абхазским, но абхазы утратили в нем ведущую роль. Баграту 3 легко удалось то, чего не смогли сделать абхазские цари, - объединение большинства грузинских земель.
В 1001г. он унаследовал владения своего приемного отца Давида 3, в 1008г.– Гургена 2, в 1010г. завоевал Кахети и Эрети. Дальнейшая история его державы – уже история Грузинского царства картвелов, столицей которого до 1122г. был Кутаиси, а затем Тбилиси. В период расцвета Грузинского государства при Давиде Строителе и царице Тамар, Абхазия занимала в его составе самое почетное место. Против Багратидов абхазы никогда не поднимали национальных восстаний, ибо те были потомками древней абхазской династии и те, в свою очередь, никогда не покушались на культуру, язык, обычаи абхазского народа.
Абхазия управлялась мелкими феодалами, политическое влияние которых, начало постепенно возрастать по мере того, как Грузия слабела – в результате нашествия хорезмийцев, а также вторжения Тимура (14в.). Уже в этот период Грузия несколько раз распадалась на Восточную и Западную, однако до 15в. неизменно бъединялась вновь. Раздробленная на мелкие княжества Абхазия даже в период упадка Грузии не пыталась восстать против нее.