Хронология500—1000 гг.700 г.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 12:39, последние изменения » 28 сен 2018, 20:06




7 в. Хазарский Каганат


Образован новый союза племен - "Хазарский Каганат", в который кроме тюркютов [остатки Тюркского Каганата] вошли также аланы, савиры, булгары и др. С появлением "хазар" Зихия не утратила своего влияния на Западном Кавказе, но ее позиции были ослаблены. Связи с Византией не утрачены, но были затруднены. Зихо-касоги вынуждены переселиться на левый берег Кубани, т.к. на правом господствовали "хазары".


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009



700-е гг. Правители Абхазии


crown.png

Гозар

Следующий за Аносом, второй по списку “Дивана Абхазских царей” правитель Абхазии. Сын Аноса. Имя второго абхазского царя - Гозар в "Диване" дано в форме Гозар (Яозар). В других источниках оно не встречается. Не имеет научно установленного этимона, хотя его иранское происхождение не должно вызывать сомнения. Известно, что слова азар и зар, одно из которых, вероятно, является составной частью в структуре имени Го-зар (Яозар), часто встречаются в качестве компонента иранских имен: Гульзар - "цветник", Зарина - "золотая", азар - азвар (осетинское) "ужас", "страх" и т. д. Иранское же слово азар "огонь", бытующее как и личное имя, осмысливается в собственно персидском как "огненный". А в новоперсидском азарахш означает "блеск огня", "молния".

Юстин

Третий царь абхазов. Внук Аноса по списку “Дивана”, сын и преемник Гозара. Назван “Иствине” в грузинских документах. Он же - Юстиниан по списку патриарха Досифея Нотары.

Личное имя третьего абхазского царя в "Диване" приводится в грузинской форме "Иствине", что восходит, вероятно, к греко-романскому имени Юстин "справедливый". Иерусалимский патриарх XVII века Досифей данное имя абхазского царя пишет в форме Юстиниан.

Финиктиос (Феликтос)

Четвертый царь абхазов по списку “Дивана”, сын Юстина. Годы правления и деятельности неизвестны.

В "Диване" имя четвертого царя Абхазии зафиксировано в форме Пиниктиос (Иниктиос. Патриарх Досифей пишет "Филиктос". Данное имя в других источниках не засвидетельствовано. По всей вероятности, Чоно имеет греческое происхождение, хотя его номогенез научно не установлен.

Капаруки (Барук)

Пятый по счету “Дивана” абхазский царь, сын Финиктиоса.

По "Дивану абхазских царей" пятого царя Абхазии зовут Барнук. Патриарх Иерусалима Досифей данное имя абхазского царя пишет в форме Копорук. Византийский хронограф Феофан Исповедник (760-818 гг.) свидетельствует, что в VII веке одного лазского царя также звали Барнук. Аномах VII в. Феодосий Гангрский данное имя лазского царя передает в форме Лебарнук/Лебарникиос.

По мнению Г. А. Амичба, Барнук относится к числу исконно абхазо-адыгских исторических имен. В абхазской среде оно бытовало, вероятно, в форме Барныку (Барныйъ) или Барныху (Барныйъ).

В личном имени Бар-нук основа бар (барн), возможно, восходит к древнеабхазскому слову а-бра/а-бар в значении "камень", "скала" (абаху/абраху - "скала", "хребет"; абырлаш/абарлаш "жемчуг" букв. "белый камень", Бырцха/ Барцха (топоним) "каменный мост" и т.д.).

Данное слово бар/быр является основной и в фиктониме абхазского мифического героя-богоборца - Абрас- кил/А-бар-скил в значении "камень". В целом данное имя этимологизируют как "сын камня".

Второй элемент рассматриваемого имени ук/нук мы считаем адыгским, а ретроспективно общим адыго-абхазским, патронимическим формантом ква (къуэ/йъа) со значением "сын". Он образует адыгские и некоторые древнеабхазские фамильные имена: Адихуа/Адикуаа, Канхуа, Хатхуа. Можно отметить и то, что в "Диване" основа бар/барн сочетается с формой форманта йу, которая более характерна для современного адыгейского языка (щэбэтыкъу). А для кабардинского языка свойственна, как известно, форма ква/йъа (Уэрдэщыкъуэ).

Таким образом, засвидетельствованное в "Диване" личное имя одного из правителей раннесредневековой Абхазии (Барнук/Барныкъ), восходит к абхазо-адыгской этно-лингвистической среде и осмысливается как "сын камня" ("каменев", "хребтов"). Фамильные имена, а также мистифицированные личные имена, в основе которых лежит апеллятив камень (ахахъ), скала (ахра, абаху), и в настоящее время бытуют в активном антропонимическом фонде абхазов (Хахуба/Хахубиа, Абахуба/ Абыхуба, Ахра, Абаху и др.).

Димитрий I

Шестой царь Абхазии по списку “Дивана”, сын Барука.

Феодосий I

Седьмой царь абхазов по списку “Дивана”, сын Дмитрия I.

Константин I

Восьмой царь династии Аносидов, сын Феодосия I. Время правления неизвестно. В Пицунде во время археологических раскопок 1954 года была найдена вислая печать, которой скреплялись акты и послания. На печати поименован “Константин Абазгиас” (Константин Абхазский). Ученые считают, что данная печать могла принадлежать либо Константину I, либо его внуку - Константину II.

Феодосий II

Девятый абхазский царь, сын Константина I. Время правления неизвестно. Упомянут в “Диване”.

Марин (710-е гг.)

Владетельный князь Апсилии, патрикий. Начальник труднодоступной крепости Цибилиум в Кодорском ущелье. Император Византии Юстиниан II (685-695, 705-711), желая избавиться от ставшего опасным фаворита, отсылает спафария Льва (впоследствие император Лев III) с тайной миссией на Кавказ. Льву поручалось путем подкупа натравить аланов, живущих на северном Кавказе, на их соседей абазгов, находящихся на южных склонах, и тем самым не дать Абазгии отколоться от империи. В то время Абазгия, Лазика и Иверия находились в сфере влияния Арабского халифата, соперника Византии на Кавказе. Для подкупа аланов спафарию были даны большие деньги. Лев-спафарий, едва ступил на берег Кавказа, оставил эти деньги из соображений безопасности в Фазисе на хранение. Лев взял с собой проводников из местных жителей и отправился через Апсилию в Аланию, преодолев Кавказский хребет. Тем временем император Юстиниан, желая погубить своего спафария, послал вслед за ним людей. Они изъяли спрятанные в Фазисе деньги, которыми предполагалось оплатить предательство аланами своих соседей - абазгов.

Аланы согласились с предложением спафария Льва. Они напали на Абазгию и подвергли ее разорению. Царь абазгов (очевидно Феодосий I или Константин I) предложил царю аланов Итаксию выдать Льва за большое денежное вознаграждение и жить в дружбе, как прежде. При этом царь абазгов открыл аланам, что император забрал из Фазиса деньги, предназначенные для них.
Вскоре абазги удвоили плату и предложили за выдачу им спафария шесть тысяч номисм. Аланы на этот раз дали согласие, которое оказалось формальным. Они пошли на новое вероломство и вновь совершили набег на Абазгию. Еще позже также под благовидным предлогом Лев-спафарий с аланами вторгся в крепость Сидерон (Железная) в Апсилии, где располагался арабский гарнизон, перебил защитников, предал крепость огню и разрушил ее до основания.

Словом, Лев выполнил задание императора, хотя сам император предпринял ряд коварных действий для провала этой миссии, а главное - для гибели своего сотрапа. В этой ситуации в сложном положении оказывался владетель Апсилии Марин. Ему необходимо было учитывать участие в данной экспедиции самых разных сил. Главной задачей его было - избежать разорения своей страны. Ради этого предводитель апсилов Марин, после падения крепости Сидерон - оплота арабов в его стране, предлагает Льву услуги и выводит последнего с отрядом к морю для отбытия в Константинополь. За содействие в этой экспедиции Марин получает от императора Византии сан патрикия (см. летописное описание событий в разделе “Источники”).

Константин II

Десятый царь абхазов. Сын Феодосия II.


Материалы:

Все правители Абхазии

Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991


700—1000 гг. Хазары


Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.). В начале 6 века на Северо-Восточный Кавказ, в земли алан с севера проникла и обосновалась там большая группа тюркских кочевников. В 7 веке они создают военный союз, в который кроме тюрок вошли также аланы с подвластных им земель. Это объединение стало называться хазарами.

Известны свидетельства грузинского литературного памятника 80-х годов VIII в. «Мученичество Або Тбилели» и летописного свода Грузии (XI в.), говорящие о тесных контактах (в том числе кровнородственных) между Абхазией и Хазарией – этими двумя могущественными раннефеодальными государствами. Мало кто задавался вопросом: почему имя Леона II, фактически первого царя Абхазии («апсха»), отсутствует в списке (диване) абхазских царей, составленном в конце X в. первым государем «царства абхазов и картлийцев» Багратом III. В 730 г. умер хазарский каган Хакаср (дедушка Леона II), и два года правила его мать, Парсбит (прабабушка Леона II) до совершеннолетия «сына кагана» Барджиля (дядя Леона II), который вместе с Буланом («олень»), знатнейшим из дагестанских беков, первым принявшим тогда в Хазарии иудейскую религию под именем Сабриель, руководил взятием известного арабского города Ардебиля (нынешний Азербайджан). В это же время (732 г.) византийский император Лев Исавр (717–741 гг.), который в 708–711 гг. находился в Алании, Абасгии и Апсилии, женил своего сына Константина V Копронима, будущего императора Византии (741–775 гг.), на дочери хазарского кагана Чичак («цветок» – тетя Леона II). Покрестившись, она приняла имя Ирина, в то же время парадная одежда при византийском дворе стала называться в её честь «чичакион». Чуть позже, возможно, также не случайно женой Константина II Абасгского (известны его вислая печать из Пицунды и эпиграфическая надпись «Абасгиас» из Цандрипшского храма) стала сестра Чичак. Так отец Леона II стал свояком византийского императора-тезки. В результате от первой пары родился Лев Хазар, будущий император Византии (775–780 гг.), а от другой – Леон II – будущий первый царь Абхазии (786–806 гг.). С абсолютной точностью трудно установить год рождения двоюродных братьев, тоже тёзок. Скорее всего, Лев Хазар был старше Леона II.

В 737 г. Мерван ибн Мухаммед, известный арабский полководец, а затем халиф, после захвата большей части Закавказья двинулся на Хазарию с двух сторон: через Чору (Дербентские ворота) и Дарьял. Он нанёс хазарам сокрушительное поражение, заставив кагана временно исповедовать ислам. Но на «Абхазской дороге» у стен Анакопийской крепости в 738 г. Мерван был остановлен.

В честь этой победы, Лев Исавр подтвердил правителю Абасгии Леону I потомственное право на владение страной, хотя тот не являлся сыном предыдущего правителя Константина II, а лишь был его младшим братом.

После женитьбы на Гурандухт и смерти Арчила к Леону I отошли обширные земли, включавшие в себя Абасгию, Апсилию, Мисиминию и всю Лазику. Северная граница его территории за Кавказским хребтом соприкасалась с Хазарией.

В гуще событий. После смерти Льва Хазара (780 г.) ситуация в Византии резко меняется – началась борьба за престол между его вдовой и другими претендентами, ослабившая империю. В то же время в Закавказье (Грузия, Армения, Албания) зрело недовольство арабским засильем. Что касается Хазарии, то она настолько оправилась от нанесённого ей Мерваном поражения, что сама стала активно вмешиваться в кавказские дела. Нет ничего удивительного, что на исторической арене в нужный момент появился Леон II, ближайший родственник хазар на самом высоком уровне. С помощью их он произвёл подобие дворцового переворота (возможно, после смерти Леона I). Геополитически Абхазское царство как независимое государство уже созрело, чем, естественно, воспользовался Леон II. Состояние Абхазии в начале правления Леона II хорошо передаётся в грузинском источнике «Мученичество Або Тбилели», в котором рассказывается о судьбе арабского юноши, слуги картлийского эрисмтавара Нерсе, казнённого в 786 г. за переход в христианство. Блаженный Або (Хабиб) с радостью увидел христолюбивую страну Абхазию с её народом, правителем, епископом и священниками. И только тесные контакты Леона II Абхазского с хазарской элитой позволили Нерсе заблаговременно укрыть свою семью в Абхазии, а самому бежать от арабов в сопровождении 300 всадников к хазарскому кагану за помощью в борьбе с общим врагом. Покинув Хазарию, Нерсе ещё несколько месяцев прожил в Абхазии, ожидая результатов переговоров своего племянника Степаноза, которого арабы назначили эрисмтаваром вместо него. Становится понятным, почему Леон II перенёс к концу своей жизни столицу Абхазского царства из Анакопии в Кутаис, находившийся в большей удалённости от границ Византийской империи и наикратчайшем пути в Хазарию. А на вопрос, поставленный вначале: почему Леон II, фактически первый царь абхазского раннефеодального государства, не попал в список (диван) абхазских царей, можно ответить следующим образом. Во-первых, Леон I (дядя Леона II) был узаконен самим византийским императором на право наследования Абхазией, а Леон II как бы это проигнорировал. Во-вторых (возможно, основная причина) – его происхождение. Нельзя исключить, что на формирование личности Леона II большое влияние оказала мать-хазарка, которая в отличие от своей сестры Чичак (Ирина), скорее всего, исповедовала либо традиционную языческую, либо новационную иудейскую религию, которую царь Обадий сделал в начале IX в. государственной религией Хазарии.

Возможно, поэтому Леон II был менее подвержен христианству, чем его дядя. Следует также задуматься над символикой древнейшего яруса Х в. дворца в Лыхны, на северном фасаде которого изображён крест, вписанный в шестиконечную звезду Давида. Не является ли это репликой синкретизма двух религий в Абхазском царстве?! В свою очередь, у хазар наблюдалась веротерпимость к христианству.

Говоря о традиционной религии у древних абхазов и хазар, следует отметить их особое почитание божества грома и молнии (соответственно Афы и Куара), поклонение деревьям (особенно дубу), нанесение себе увечий при похоронном обряде и т. д.

Контакты между Абхазским царством и Хазарским каганатом нашли своё отражение и в археологических материалах, связанных с керамическим (амфоры салтово-маяцкого облика, стройные кувшины с плоскими ручками, пифосы с налепленным валиком и т. д.) и железообрабатывающим (наконечники стрел, сабли, некоторые орудия труда и т. д.) производствами данных стран.

Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007


Хазары кочевали повсюду в низовьях волги Волги, Дона, на равнинах к северу от Кубани. Подчинив себе обширные пространства хазары основали государство - Хазарский Каганат. В низинах предкавказья хазары оттеснили на Запад болгар.

С появлением хазар Зихия не утратила своего влияния на Кавказе, но ее позиции были сильно ослаблены. Связи Зихии с Византией так же не были утрачены, хотя были сильно затруднены.

Адыги жившие в те времена к северу от Кубани были вынуждены переселиться на левый берег реки поскольку на правом берегу господствовали хазары.

В социальном отношении хазары подразделялись на сословия. Основным занятием простых хазар было отгонное скотоводство. На правом берегу Кубани то и дело появлялись временные поселения кочевников-пастухов. Вооруженные отряды хазарских сборщиков дани постоянно наведывались в их лагеря, отбирая все до последнего. В связи с этим некоторые хазарские кочевники-пастухи перебирались на левый берег Кубани к адыгам и впоследствии растворялись среди них.

В первые годы существования Хазарского каганата адыги вели с хазарами частые и бесконечные войны, пытаясь выбить их со всех ранее принадлежавших им земель, но к концу 7 века стали заключать с ними кратковременные союзы и к исходу столетия этот союз был закреплен окончательно.

Исчезновение, возможные потомки

После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды . Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей — караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа.


Материалы:

700—1000 гг. Хазары | 800—950 гг. Палео-днк G2. Аланы, хазары | 954 г. Еврейско-хазарская переписка | 586 г. до н. э. — 79 г. Исход евреев в Мцхету | Генетические исследования происхождения грузинских евреев


700 г. Абхазы - Сарматы. "Ашхарацуйц. VII в."


Страницы из рукописи «Ашхарацуйца» 1178 года
АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ VII ВЕКА. "АШХАРАЦУЙЦ"
Изд. Патканов 1877 г.


... В Сарматии находятся горы Гиппийские (‛Ιππικ), Кераунские (Κεραύνια) и другие, и многие реки, в числе которых Этиль с 70 рукавами (истоками), на берегах которого укрепился народ басилы.

Следующие народы живут в Сарматии:

1. хазары
2. буши (var. булхи),
3. баслики (барсилы)
4. апшеги
5. апхазы
6. царственные сарматы
7. иппофаги
8. нахчаматьяны
9. фтирофаги
10. сюрикаци
11. митрикаци
12. амазоны
13. аланы
14. хебуры (var. хебары)
15. кудеты
16. скюми
17. аргаветы
18. марголы
19. такоци (var. такры)
20. аргозы
21. дачаны
22. пинчи
23. двалы
24. гунны
25. воспуры (var. апулы)
26. цанары, у которых проходы Аланский и Цекан
27. туши
28. хуши
29. кусты
30. антропофаги
31. цхаваты
32. гудамакары
33. дуичики
34. дидоци (var. дигои, вернее — дидои)
35. леки
36. катапастианы
37. агутаканы
38. хенуты (var. хенуки)
39. шилы (var. шибы)
40. тчигбы (тчиги)
41. хелы
42. каспы
43. пyxи
44. ширваны
45. хсраны (var. хараны)
46. таваспары
47. хечматаки
48. ижамахи
49. пасхи
50. пусхи
51. пиконаки
52. баканы
53. маскуты, у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня в море137. Севернее живут гунны, у которых город Варачан и другие города. Царь Севера называется Хаган. Он владыка хазар. Царица же, жена Хагана, происходит из рода Басилов.

... Описание азиатской Сарматии: ...Между болгарами и морем Понта живут народы гарши, куты и сваны до Питинунта на морском берегу Страны абазгов, где живут апшилы и абазги до приморского своего города Себастополя и далее до реки Дракон, вытекающей из Алании и отделяющей Абазгию от страны Егер. ...


Источник:

Ашхарацуйц. 700 г. Изд. Патканов 1877 г.
Иоанн Цецес. ориг. Kissling 1826. Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии. 1967 г. Том VII с. 22 по 26