710 г. Расхождение дигорского и иронского языков
По результатам лексико-статистической реконструкции эволюции северо-кавказских языков, Balanovsky et al. 2011 [1], расхождение осетинских языков дигорского и иронского началось 1300 лет назад.
---
[1] Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region. Balanovsky 2011. Supplementary Data. Supplementary Figure 2
721—889 гг. J2: Кытманово, Алтай, Россия
Древние алтайские J2a2 оказались весьма близкими к некоторым современным иранским, тюркским, а так же монгольским J2а2.
Источник.
724 г. Поход арабов на Аланию
Поход арабов на Аланию [как часть Хазарии]. Аланы платят подушную дань арабам.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
737—738 гг. Сражение в Анакопии с Мурваном
737 – 738 гг. – сражение у стен Анакопии против многотысячных войск арабского полководца Мурвана ибн-Мухаммеда, прозванного за свою жестокость грузинами «кру» – «глухой». Мурван до этого опустошил Картли, захватил все города и укрепления Эгрисской страны. Абазгами арабские войска были разбиты. Поражение арабов под Анакопией получило широкую огласку, сыграв важнейшую роль в истории Восточного Причерноморья и всего Кавказа, да и Западной Европы. Благоприятная ситуация способствовала выдвижению правителя Абазгии Леона I на одно из первых мест в иерархии региона, который получил от византийского императора наследственную власть в Абхазии. Леон I Абазгский стал правителем обширной территории, куда входили Абазгия, Апсилия, Мисиминия и Лазика.
Материалы:
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Леон I (736—767 гг.)
Одиннадцатый царь абхазов. Брат Константина II. Основатель династии Леонидов (Алоу, Лоу, Лоо). В 737 г. одержал убедительную победу под стенами Анакопийской крепости над арабским полководцем Мурваном ибн Мухаммедом. Прежде Мурван сокрушил Картли, царь который Арчил был вынужден бежать со своей свитой и отрядом в Абхазию.
Арабы вторглись в Абхазию, заняли столицу восточной Абхазии (Апсилии) - город Цхум и, наконец, осадили столицу самой страны - Анакопию. Здесь соединенные силы абазгов и картлийского отряда разбили арабские войска. В результате одержанной победы, по указанию византийского императора, картлийский царь Арчил уступает абхазскому царю спорные земли к востоку от владений Леона “до Клисуры”, т.е. до Сурамского хребта и закрепляет свои отношения с абхазским правящим домом, выдав за Леона дочь своего брата Мира - Гурандухт. Византийский император, очевидно, Лев III, тот самый, что в бытность свою спафарием Юстиниана II совершал карательные экспедиции в Абазгию, присылает корону Леону I, что является признанием победы абазгского владетеля, подтверждением его наследных прав на качественно новое политическое образование. Решающее значение в победе над арабами связывается с чудодейством местной иконы Богоматери-Анакопии (Никопее), давшей впоследствие название абхазской столице.
В длительном сопротивлении, в том числе и вооруженной борьбе, Абазгия отстояла себя перед главными претендентами на обладание ею - Арабским халифатом, с одной стороны, и Византией, с другой. Это обстоятельство способствовало религиозному подъему в стране, обретению Абхазской Православной церковью автокефалии, консолидации абхазских племен в единый этнос и в единное централизованное государственное образование, получившее название Абхазского царства.
Обращаяcь к Леону I Абхазскому, император Византии подтвержает наследные права Леона и его потомков на владение Абхазией во веки веков. При этом император предостерегает абхазского царя от возможного притеснения своих восточных соседей: “Но уважь добром царей и народ их картлийский и не посягай отныне на пределы их эгрисские, покуда пребудут они там или отбудут оттуда”.
Судя по времени, именно Леон I явился инициатором посольства абхазского духовенства в 750 году в Антиохию. В пути посольство подверглось нападению разбойников, и к Антиохийскому партиарху пришли лишь двое уцелевших священнослужителя. Они рассказали предстоятелю Антиохийской Церкви о случившемя с их посольством и о цели, ради которой они были отправлены царем Абхазским в столь далекое и опасное путешествие. По этому случаю патриарх Феофилакт (744-750) созвал чрезвычайный собор, на котором было принято решение о даровании Абхазской Церкви автокефалии. Один из двух абхазов по имени Иоанн, которому выпал жребий, был избран католикосом Абхазским, а второй - рукоположен в епископы.
“Диван” утверждает, что Леон I правил 45 лет. Возможно, что до своего официального восхождения на царский престол, Леон I был соправителем брату своему Константину II.
Евстафий (740-е гг.)
Царь Апсилии, сын “блистательного патрикия” Марина. Вскоре после поражения под стенами Анакопии арабы предприняли последнюю попытку утвердиться в Абхазии. В 738 году, на короткое время овладев Железной крепостью (Сидерон), они пленили Евстафия и увезли с собой. Два года абхазский князь содержался в заточении в Месопотамии в древнем городе Харране. Все это время пленного князя арабы пытались насильно обратить в ислам. Не добившись своего, они предали его смертной казни, по указу правителя страны Сулеймана Ибн Исама в 740 году. Могила святого мученика стала местом паломничества для христиан, которые приходили к мощам Евстафия и получали исцеление. Святой мученик Абхазской Церкви.
Материалы:
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991