800—950 гг. Палео-днк G2. Аланы, хазары
Раскопки: территория Нижнего Дона с центром в районе Большой Орловки. Задача состояла в выявлении нуклеотидных последовательностей гипервариабельных регионов HVS-1, HVS-2, HVS-3 мтДНК с последующим определением гаплогруппы индивидуумов и предсказаний путей миграции. В итоге, в 6 образцах была обнаружена мужская гаплогруппа G2 и в 6 образцах - женская гаплогруппа I.
На Северном Кавказе, с территорией которого связаны своим происхождением донские аланы, у современного населения G2 встречается в виде двух ветвей. Среди представителей иранской лингвистической группы (осетины) преобладает G2a1, тогда как для носителей адыго-абхазской линг-вистической группы (абхазы, адыгейцы, шапсуги, черкесы, кабардинцы, абазины) характерна G2a3. В значительно меньшей степени G2a фиксируется у представителей центрально-кавказских тюркоязычных (карачаевцы, балкарцы) и нахских (ингуши, чеченцы) народов (Насидзе, 2004; Дибирова, 2011; Балановский, 2012). Подробнее.
8—9 вв. Зихи в Крыму
Периодически зихи занимали либо заселяли Керченский полуостров, где сохранились в большом числе их топонимические и эпиграфические следы. В ряде византийских источников [VIII-IX вв.] Восточный Крым называется Зихией. Сюда же проникало влияние зихской церкви. А.В. Гадло отмечал, что в отдельные периоды, особенно в VII-Х вв., восточнокрымские епархии Херсона, Боспора [Керчь?] и Сугдеи именовались Зихскими и входили в состав Зихского архиепископата с центром в Никопсисе [Гагры?], а в X веке — в Таматархе [Тмутаракань - соврем. Тамань].
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
800—900 гг. Шеркешы перекочевали из Монголии на Северный Кавказ
Племя Шеркеш — одно из основных племенных подразделений казахов Младшего жуза, входящее в родоплеменное объединение Байулы. Байулы (дословно — «богатые потомством») — племенной союз, включавший в себя 12 «ру» (родов): шеркеш, адай, алтын, алаша, берш, кызылкурт, есентимир, маскар, таз, тана. По народным генеалогическим преданиям Шеркеши являются прямыми потомками Алшына, сына прародителя Младшего жуза Бекарыса, который в свою очередь был младшим сыном легендарного Казаха. По данным современных исследователей Шеркеши являются выходцами из средневековых найманов, на что указывает начертания их родовых тамг, всходящих к общенайманской тамге. Род Шеркеш имеет длинную историю. Их предки перекочевали из Монголии на территорию Северного Кавказа и Придонья 8-9 веках вместе с родами бериш, ыссык, тана, тама, алаша и другими родами, входящими в союз Байулы. В 11 веке Шеркеши влились в состав половцев.
800 г. АРАБЫ
В конце VII века арабы вторгаются в Западное Закавказье, и дойдя до Апсилии, размещают в ней свои гарнизоны. В 780 году от арабов освободили Мегрелию и Юг Апсилии, которые серьёзно пострадали от захватчиков. Однако полностью из этих земель арабов изгнали только в середине IX века. При этом большинство арабов, как и в других захваченных районах, ассимилировались с местным населением. В земли Мегрелии была перенесена и столица Абхазии. Был основан Кутаис. Подробнее.
800 г. Надпись на вислой печати
Самыми ранними письменными памятниками, засвидетельствованными на территории современной Абхазии, являются памятники греческого письма. Оно начало распространяться еще до нашей эры, в античную эпоху. На побережье Абхазии появляются ряд греческих торговых поселений, среди которых наибольшей известностью пользовались Диоскурия (близ Сухуми) (этот город упоминается в греческом мифе об аргонавтах, записанном, в частности, Аполлонием Родосским, Гюэнос (недалеко от Очамчиры) и др. Памятники греческого письма восходят к первым векам нашей эры. Оставляя в стороне греческие монеты с надписями, которые обнаруживались при археологических раскопках (особенно в Сухуми и Пицунде), мы можем указать и на эпиграфические и другие надписи, возникшие уже на местной почве. К таким наиболее древним памятникам греческого письма относятся надписи на сухумском глиняном светильнике, бичвинтской (пицундской. — В. Б.) мозаике и печати абхазского владетеля. Одна из надписей (расшифровка и датировка надписей сделаны Т. С. Каухчишвили) на светильнике (1-е века) гласит: «Странник, поклоняйся владыке Гермесу-Меркурию (божество торговли и покровитель путешественников. — В. Б.) ради спасения”. А в сохранившихся фрагментах надписи на пицундской мозаике (V—VII вв.) есть строки из “Апокалипсиса Иоанна” (“Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит господь...”). Это в одной части фрагмента, а в другой уцелевшей части: “В моление за Орэла и за весь его дом”. На вислой печати абхазского царя VIII в. находим надпись “Константинос Абасгиас”» (Константин Абазгский).
Из истории письменности в Абхазии. Х. С. Бгажба. 1967
Феодосий II (811—837 гг.)
Сын Леона II. В годы его правления усиливается скрытая борьба за обладание Картли соседними властителями. Наконец правитель Кахетии Григол захватывает Картли. В ответ на это абхазский царь Феодосий II помогает владетелю Тао-Кларджети, своему тестю Ашоту Куропалату. Они разбивают Григола в битве на реке Ксани. Григол кахетинский, на стороне которого выступили горцы и тифлисский эмир, бежал, а Картли отошла к Ашоту Куропалату.
Хотя сам Феодосий не притязал явно или не мог притязать на Картли, но столь существенное и результативное участие абхазского царя в восточных усобицах усиливала роль Абхазского царства, открывала перспективу для последующего продвижения в этом направлении.
Византийский император Феофил, а затем его сын Михаил III посылают карательные экспедиции против абхазов в 831- 833 гг. При этом они призывают на помощь эмира Тифлиса Исхака бен Исмаила. Однако войска их терпят поражение от абхазов.
В 819 году Феодосий II построил город Чихори. Он также выстроил город Хони и Хонский собор.
Феодосий II умер бездетным. Ему наследовал брат его - Дмитрий.
Материалы:
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991