Хронология500—1000 гг.750—800 гг.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 14:41, последние изменения » 17 авг 2017, 19:56




760—818 гг. Упоминания у Феофана Исповедника


Феофан Исповедник (ок. 760-818) «Хронография»

Источник: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М., 1980

Феофан Исповедник

405/406 г.

[О конфликте Иоанна Златоуста и императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия.]

Иоанн 14 был изгнан из городами сослан в Кукус16, а оттуда переведен в Питиунт1?. (79.16-18)

[Далее о смерти Иоанна в Армении, рукоположении Арсакия в патриархи Константинополя, осуждении папой римским Иннокентием и патриархом Антиохии Флавианом изгнания Иоанна и о смерти императрицы Евдоксии

Комментарии

У Феофана A.M. 5898, т.е. 405/406 г. Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (398-404). Иоанн отправляется в изгнание 9 июня 404 г., сначала в Кукус, но в конце лета 405 г. покидает Кукус; в середине лета 407 г. его переводят в Питиунт, по дороге туда он умирает в Комане 14 сентября 407 г. (Campenhausen, Kirchenvater, S.-149, 151; ср.: Altaner-Stuiber. Patrologie,S. 323). Таким образом, в "Хронографии" под одним годом сведены события трех лет.

Феофан Истоведник

476 г.

[Борьба Василиска и Зинона за власть, низложение Василиска, вступление Зинона_в Константинополь, ссылка Василиска в Каппадо-hun, казнь Зиноном кесаря Гарматия, низложение патриарха Антио-хии Петра Кнафел и рукоположение вместо него Стефана.)

Петр39, сосланный в Питиунт40, обманув сопровождавших его, бежал к святому Феодору Евхаитов41. (125.17-19)
[Далее о смерти Тимофея Элура, рукоположении патриархом Александрии Петра Монга, ею свержении и восстановлении на александрийском престоле Тимофея Левка]

Комментарии

У Феофана A.M. 5969, т.е. 476/477 г.; точнее 476 г., так как Петр-антиохи иски и патриарх Петр Кнафей - был сослан в сентябре этого года (Pevreesse. Patriarcat, p. 118). В.Грюмель дает лишь два патриаршества Петра - 470 и 485 - 489 гг. ( Grumel. Chronologic, p. 446-447).
™ В тексте Питиуссан ( ПЧтюисгау ), что является конъектурой К. де Боора на основании латинского перевода Анастасия ( Putiussam), списки "Хронографии".дают чтения … у. Евхаит - город на Геллеспонте, по пути из Амасии в Константинополь, имеется в виду церковь (или монастырь?) св. Феодора в этом городе. Иоанн Никиус.ский сообщает о ссылке Петра в Евхаит, а не _ _ в Питиунт ( Jean de Nikiou, p. 359).

Феофан Истоведник

539/540 г.

[Заключение союза Византии с предводителем гепидов Мундом, поселение гепидов под властью империи, назначение Мунда стратилатом Иллирика.]

Как только Мунд появился в Иллирике, выступили булгары, огромное множество, и, напав на них, он всех истребил. Из полона он отослал в Константинополь их предводителя92 с другими [булгарами], и они прошли в триумфальном шествии по ипподрому. Во Фракии наступил прочный мир, так как гунны не осмеливались более переправляться через Дунай. Пленных же булгар император94 послал в Армению и Лазику, где они были приписаны к числовым арифмам95. (219. 8-16)
[Этим сообщением завершается повествование о событиях года.]

Феофан Истоведник

572 г.

[О строительстве императором Юстином II церквей в Константинополе, войне Византии с Персией, военном союзе Византии с эфиоп* ским императорам Арефой против персов, нападении подвластных Аре-фе арабов на Персию.]
Была у Хосрова и другая причина для беспокойства .В это время гунны, которых мы обычно называем турками, направляют посольство к Юстину, послав его через земли аланов. Испугавшись этого, Хосров под предлогом восстания армян против него и их перехода к Юстину потребовал перебежчиков. Дело в том, что василевс ромеев выплачивал ежегодно пятьсот литр золота, чтобы персы охраняли прилежащие к этим местам145 крепости, дабы вторгающиеся племена не причиняли ущерба обоим государствам .Крепости эти охранялись на общие расходы. Юстин же расторг мир, говоря, что для ромеев позорно платить дань персам. Из-за этого имела место та самая великая война персов и ромеев. Юстин, назначив стратигом востока своего родственника, патрикия Мартина, послал его против персов. (245J.3—26)
[Этим фрагментом завершается повествование о событиях года]

Комментарии

У Феофана A.M. 6064, т.е. 571/572 г. Источником послужила "История" Феофилакта Симокатты VII в. (Th.Sim. Hist, ,111,9,7—11). По Симокатте, персы подкупили аланов с тем, чтобы те убили послов турок, проходивших через земли аланов. В этом персов обвиняли ромеи. Симокатта датирует начало войны с персами седьмым годом правления Юстина II,т.е. 572 г., что совпадает с хронологией Феофана.

Слова «которых мы обычно называем турками" заимствованы Феофаном из другой книги "Истории" Симокатты (Th. Sim. Hist., I, 8,5; ср. III, 6,9; IV, 6,10). Турки, согласно Феофану Византийцу (VI в.),обитали к востоку от Танаиса (Theoph .Вуг., 446Д9—21). Юстин II (565—578). Списки группы х дают чтения …, .что ошибочно. У Анастасия — ad lustinum. Пель посольства заключалась в том, чтобы убедить Юстина II не вступать в союз с аварами (Theoph, Byz,, 446.21-447.7). Появление этнонима "аланы" в западных источниках при императоре Тиберии (14—37) Ф. Альтхайм рассматривает как terminus ante quern v для их первого проникновения в Предкавказье (Altheim .Geschichte, I ,S.60). В IV в., к моменту гуннского нашествия аланы обитали не к западу, как предполагали ранее, а к востоку от Дона (ibid.,I,S.342). Но формирование аланской материальной культуры (в частности, представленной аланскими катакомбными могильниками), видимо, следует относить к более позднему времени — V в. (Кузнецов. Аланские племена, с. 30). Аланы в VI в. локализуются на основании сведений о них у Прокопия Кесарийского. По Ю.А. Кулаковскому, "с юга аланы граничили с сванетами ( 2ои-vrroct ), с запада — с племенем брухов (или врухов,Вроих°1), которые отделяли их от авазгов, т.е. абхазцев, занимавших поморье, с востока — с гуннами-сабирами, которые владели восточным кавказским проходом" (Кулаковский. Аланы, с. 140), т.е. Дербентом. Картографируя катакомбные могильники, В.А.Кузнецов приходит к выводу, что в основную территорию аланов после V в. входила вся центральная часть Северного Кавказа от верховьев Кубани на западе до реки Аргун на востоке; что касается распространения аланов далее на восток, то Кузнецов отодвигает восточную границу до реки Сулак в Северном Дагестане, часть сармато- аланов помещает в Южном Дагестане на границе с Кавказской Албанией, принимая, в конечном счете, за восточный предел Дербентский проход (Кузнецов. Аланские племена, с. 30; ср. с. 34-35). Решение вопроса о восточной границе аланских земель зависит от того, что понимать под Каспийскими воротами Прокопия. Кулаковский видит в них Дарьяльское ущелье ( Куликовский. Аланы, с. 139), с чем соглашается М.И. Артамонов (Артамонов. Очерки, с. 123).В.Ф. Миллер (Ммл-яер. Этюды, III, с. 44-45), а вслед за ним и Кузнецов (см. выше) отождествляют Каспийские ворота Прокопия с Дербентом. Независимо от трактовки географии Прокопия нельзя упускать из виду свидетельство этого византийского историка, писавшего о множестве племен (наряду с аланами) в этих районах, в том числе абас-гах, зихах, гуннах-сабирах (Proc. Bell. Pets., II, 29,15). Литра — греческое соответствие латинскому libra. В VI/VII вв. литра весила ок. 322 г, в VII—IX вв. — ок. 320 г (Schilbach. Met-rologie, S. 166). Как денежная единица литра содержала 72 номис-мы (ср.:"Хронография", комм. 90).

Имеются в виду крепости пограничных между Византией и Ираном областей в районе Кавказа.

Феофан не уточняет, какие это были племена, но в применении к VI в., видимо, следует думать прежде всего о кавказских гуннах, в частности гунн ах-сабирах (ср: "Хронография", комм. 52). Феофан, как это следует из греческой рукописной традиции и латинского перевода, ошибся при передаче имени: у Феофилакта Си-мокатты и Евагрия — Маркиан.

Феофан Истоведник

588 г.

[Война лангобардов с Византией, волнения маврусиев в Африке, бегство заключенных из персидской тюрьмы в Византию, поражение от персов, смещение Филиппика и назначение на его место Комен-тиола; победа Византии в сражении с персами у Нисибиса и Сарвана,]

Хормисд, император персов, назначив стратигом Варама, послал его] с большими силами на Сванию. Шарам] неожиданно напал на нее, и, после того как турки были побеждены персами, Хормисд стал столь могущественным, что взял с турок налогами сорок тысяч золотом - [количество!, равное [тому], что он прежде выплачивал туркам.
[Поражение персов on ромеев в Кавказской Албании, смещение Варама с должности стратига, восстание Варама против Хормисда, свержение последнего и его обращение к персам.]

Комментарии

Шах Ирана Хормисд IV (579-590). У Феофана A.M. 6080, т.е. 587/588 г., но так как в начале повествования о событиях года говорится о войне Византии с лангобардами в 6-й индикт, то, видимо, 588 г. (Grumel .Chronologic, р.246). Источником фрагмента является "История" Симокатты (Th. Sim.Hist., Ill ,6,7-9). У Фео-филакта события излагаются не в хронологической последовательности1: после рассказа о походе в Сванию помещено сообщение о смерти Хосрова I (579г.) и воцарении Хормисда (111,16,7), а затем о назначении Варама стратигом (ibid., Ill, 18,11), хотя как стратиг он действует уже в рассказе об экспедиции на Кавказ. Феофан отступает от хронологии источника: Феофилакт датирует поход на Сванию восьмым годом правления Маврикия, т.е. 589 г., в то время как Феофан соединяет в одно войну с лангобардами 588 г. и историю свержения Хормисда в 590 г. При компилировании Феофан тесносвязал поход в Сванию и победу персов над турками, чего нет в "Истории" Симокатты, по которой Хормисд посылает Вара-ма в Сванию. Варам, неожиданно там появившись, захватывает Сванию; далее следует фраза: "После того как гунны с востока, которых персы обычно называют турками, были разгромлены Хормисдом, царем парфян, Варам перенес военные действия в Колхиду" (Th. Sim. Hist., Ill, 6, 7-9). Размер дани, взимаемой персами с турок, передан Феофаном точно.

Феофан Истоведник

624 г.

[События византино-персидской войны, военные действия в Кавказской Албании при участии лазов, абасгов и ивиров на стороне Византии, объединенное персидское войско решает напасть на ромеев.}
Василеве199 спешил в земли гуннов200 и в их теснины201 по гористым, непроходимым местам. (310.19-20)
[Персы следуют за Ираклием, лазы и абасги покидают ромеев, отступление Ираклия в Персармению, поражение персов.]

625/626 г.

[Хосров II собирает новое войско и под предводительством Шахина направляет ею против Ираклия.}
1Хосров]202 послал Сарвароса2°3 с остальным его войском204 на Константинополь, для того чтобы он заключил союз205 западных гун-
... которых называют аварами206, с булгарами20, славами208 и ГР-
пидами209 и чтобы они выступили против города и осадили его210. Узнав об этом, василевс разделил свое войско на три части: одних он послал охранять город, другим, передав их своему брату Феодо-ру211, приказал воевать с СаиномИ*, третью же часть Ираклий взял сам и отправился к Лаэике2*3. Находясь там, он призывал к союзу восточных турок, которых называют хазарами2**.

[Далее о сражении Феодора с Шахином и поражении персов.] [Между тем] хазары, прорвавшись через Каспийские ворота2Ц в Персии, нападают на земли Адраига216 со своим предводителем2*7 Зиевилом2, вторым человеком по достоинству после хагана. Всюду, где только проходили, они забирали персов в плен, а города и дерев» ни предавали огню. Покинув Лазику, василевс вышел им навстречу. Завидев Ираклия, Зиевил поспешил к нему, поцеловал его в плечо и распростерся перед ним на виду у персов из города Тифлис2*9. Все войско турок упало на землю, простершись лицом вниз220,и почтило василевса почестью, незнакомой варварам221. Равно и вожди222 их, взойдя на камни, пали таким же образом. Зиевил привел своего старшего2 сына к василевсу, наслаждаясь его речами, поражаясь его виду и разуму. Отобрав сорок тысяч мужей224, отдал их Зиевил василевсу в помощь, а сам повернул домой225. Ираклий, взяв их, двинулся на Хосрова.

Комментарии

7 Император Ираклий (610-641), армянского происхождения, сын экзарха Африки Ираклия (Кулаковский. История, III, с. 19, прим. 1; ср.>: Ostrogorsky. Geschichte3,S .72). У Феофана A.M. 6115, т.е. 622/623 г., но так как счет по годам отстает от счета по индиктам, то следует прибавить один год - 623/624 г., точнее 624 г., поскольку Ираклий отправился из Кавказской Албании в Персию весной (Theoph. Chron., 1,309.4). Повествованием о правлении Ираклия начинается часть "Хронографии", условно называемая самостоятельной (ее непосредственные источники не сохранились); начиная с этого фрагмента, параллелью к сообщениям Феофана может служить "Краткая история" ("Б реви арий") константинопольского патриарха Никифора (806—815), использовавшего то же, что и Феофан, неизвестное нам сочинение.

Вопрос о том, кто подразумевается под гуннами в данном случае, спорен. Э. Герланд предполагает, что Ираклий отправился в земли сабиров (Gerland. Feldziige, S. 358, Anm.4), но последнее свидетельство о них в византийских источниках относится к 578 г.(Мо-ravcsik. Byzantinoturcica, I.S.68). К тому же сабиры, даже если они и продолжали существовать как самостоятельная народность, едва ли могли в VII в. оказать Византии, существенную поддержку в ее борьбе с сасанидским Ираном. По Ю.А. Кулаковскому, император не переходил Кавказский хребет, он направился в области, заселенные саками, - Сакашен, Шакашен в северной части Утии (Кулаковский, История, III, с. 343-344), что неверно, так как саки исчезают уже в первые века нашей эры. Я. А. Манандян предлагает другое объяснение этому месту, считая его испорченным1: вместо Ouvvcov , по Манандяну, следует читать Suvvcov; Ираклий отступал из Албании (из района Тарнаута) по евлах-шушинской дороге, через Шушу и Герюсы в область Сюнии (Манандян. Маршруты, с. 141). Однако серьезных оснований для конъектуры к тексту Феофана нер; греческая рукописная традиция и латинский перевод Анастасия дают единогласно чтение "гуннов" (с вариантом Ouvcov в списке д). .Д.Моравчик, не определяя более точно этнической принадлежности этих гуннов, помещает их, весьма неопределенно, в районе Кавказа (Moravosik. Byzantinoturcica, 11,5.232). Этноним "гунны", так же как и "скифы", широко- применялся византийскими писателями «плоть до XV в., обычно как архаизм. В VI —X вв. гуннами называли в основном болгар, болгарских оногуров, утигу-ров и кутригуров, аваров (ibid., S. 233— 235), но в VII .в. их не было на Кавказе. Между тем Феофан (вслед за Феофилактом Симо-каттой) прилагает этноним "гунны" ктюркам (Theoph. Chron. ,I , 245. 14-15 ; ср.: Th. Sim. Hist., I, 8,5 и "Хронография", 572 г.), причем это упоминание гуннов — последнее перед анализируемым фрагментом. Смешение гуннов с тюрками восходит, возможно, к иранской традиции1: по словам Симокатты, у персов принято называть восточных гуннов турками (Th. Sim. Hist., Ill, 6,9>; ср. о наименовании гуннов турками в северо- восточном Иране —Altheim. Geschichte, I, S.85). Не исключено, что и здесь Феофан имел в виду тюрок, к союзу с которыми Ираклий стремился (см, "Хроногра-фия", 625/626 г.). Наконец, совсем. необязательно истолковывать выражение Itrl TTJV TCOV Ouvvcov x«Pav в сугубо этнонимическом смысле, как земли какой-то конкретной гуннской народности. Феофан знал, что на Кавказе, к северу от Кавказа, в восточном Приазовье обитали гунны (см.-: "Хронография", 516/517, 572, 588 гг.). Тем самым Кавказ был страной гуннов вообще, и фразу ?тг1 TTJV TCOV Ouvvcov хрехуможно понимать топонимически, как синоним Кавказу (Чичуров. О кавказском походе, с. 261-266). Место не совсем ясно: все списки "Хронографии" дают чтение TOUTCOV Suaxcopfats («-6/0(15 у), что требует при себе предлога EV (отсюда конъектура К. де Боора KCXV таГ$ TOUTCOV 5ucrx<
< 2П2Шах Ирана Хосров II Парвез (590-628). У Феофана A.M. 6117, т.е. 625/626 г.
24 Хосров вооружил две армии: одну - под командованием Шахина (Саина Феофана), другую - под предводительством Шахрвараза. Войско Шахина, в помощь которому Хосров дал 50 тысяч воинов из армии Шахрвараза, должно было помешать действиям Ираклия в Лазике, в то время как Шахрвараз получил приказ вступить в переговоры с авар.ами, болгарами, славянами и гепидами (Theoph, Chron., I, 315. 7-10).

Рукописная традиция "Хронографии" засвидетельствовала следующие формы: A5paiyav3 Adrahigae A, ASporiov dy, *A6por|yav sine асе. с; у Никифора (Nic. Brev., 17,10) - Адорбадиган (A6op|3a-Siyavov), у Прокопия - Адарбиган /ASapfhyavcov (Proc, Bell. Pers., 259.27), у Феофилакта Симокатты (Th. Sim. Hist., 154.17, 165.16, 173.2) - Адрабиган (Aepapiyavcov). Здесь речь идет о Южном (Иранском) Азербайджане, северо-западной провинции Персии, древней Мидии - Атропатене.

Я.А. Манандян, вслед за Ю.А. Кулаковским относит поход Ираклия на Кавказ к 62? г. (Манандлн. Маршруты, с. 14Т; cpv: Кулакобский. История, III, с. 93 и след.), хотя Феофан помещает рассказ о нем под 626 г. Последнюю дату принимают Г. Гельцер и Ш. Лебо (Gelser, Abriss, S. 948; Lebeau. Histoire, XI, p. 117-119). М.И. Артамонов считает, что союз хазар с Ираклием был заключен в конце 626 г. (627 г., по Каганкатваци, маловероятен), а встреча византийского императора с Зиевилом у Тифлиса (Тбилиси) произошла в 627 г.(Лр-тамонов. История, с. 146), несмотря на то, что Феофан сводит оба события под одним 626 г. Между прочим Никифор сообщает о встрече у Тифлиса до повествования об аваро-славянской осаде Константинополя в 626 г. (см.1: "Бревиарий", ок. 622 г.).

В грузинских источниках, напротив, сообщается о том, что "эрис-тав Джибго" был оставлен Ираклием для осады Тифлиса (Сум-бот Давитис -дзе. История и повествование о Багратионах, с. 2ft; Обращение Грузии, с. 44).

Феофан Истоведник

658/659 г.

[О договоре Византии с арабами, землетрясении в Палестине и Сирии.]
В этом же году242 был сослан Мартин, святейший папа Рима, доблестно боровшийся за истину, ставший исповедником и умерший в климатах востока24. (347.21-23)
[На этом завершается повествование о событиях года ]

Комментарии

Максим Исповедник — византийский богослов, тесно связанный с западной церковью1; родился ок. 580 г. в знатной константинопольской семье; в первые годы правления императора Ираклия был его секретарем, но уже в 613/614 г. поступает в монастырь-; с 632 г. в Александрии и, видимо, в Карфагене; противник монофелитов, Максим (после многочисленных соборов в Африке) добился в 649 г. осуждения ереси на Латеранском соборе в Риме; в 653 г. был вызван в Константинополь, а в 655 г. уже сослан в город Виза (Восточная Фракия); в 662 г. Максим вновь появился в Константинополе перед собором, был подвергнут казни (ему вырвали язык и отрубили правую руку) и изгнан в Лазику, где он и умер 13 августа 662 г. (Altaner —Stuiber,, Patrologie, S.521). По словам Феофана, местом ссылки Максима, как и папыримского Мартина, был Херсон, что неверно1; наш хронист не знает и о месте второго изгнания Максима Исповедника.

Феофан Истоведник

717 г.

В этом году375воцарился Лев376, родом из Германикии377, а по правде, из Исаврии378. Василевсом Юстинианом379, в первое его прав-ление38(Э, он был переселен вместе с родителями381 в Месемврию во Фракии382, а во второе его правление383, когда шел Юстиниан с булгарами384, Лев вышел ему навстречу с даром в 500 овец385. Умилостивленный Юстиниан назначил его тотчас спафарием и держал при себе, как близкого друга. Но какие-то завистники оклеветали Льва, сказав, что он домогается престола. Когда же произошло расследование этого дела, то доносчики были посрамлены. Однако молва об этом не умолкала. И вот Юстиниан, если и не хотел явно чем-нибудь причинить вред Льву, злобу386 все же некоторую против него затаил и отсылает его в Аланию с деньгами, чтобы поднять аланов387 против абасгов388. В то время в Абасгии, Лазике и Иверии господствовали сарацины389. Лев, прибыв в Лазику, деньги оставил на хранение в Фасисе390. Взяв с собой немного местных жителей391, он отправился в Апсилию39? и, преодолев Кавказские горы, пришел в Аланию. ГГем временем] Юстиниан, желая погубить спафария, послав, забрал деньги из Фасиса. Аланы же, приняв спафария со всяческими почестями и послушавшись его речей, напали на Абасгию и полонили ее. Тогда властитель393 абасгов394 заявляет ,аланам: "Думаю, что нет другого такого лжеца у Юстиниана, кроме этого человека, которого он должен был послать, [чтобы! поднять вас против нас, ваших соседей. Обманул он вас, пообещав деньги. Ведь Юстиниан, послав, забрал их. Выдайте нам его, и мы дадим вам три тысячи номисм, и да не иссякнет наша старинная друг к другу любовь". Но аланы ответили: "Не ради денег послушались мы спафария, но из любви к василевсу". И снова шлют абасги послов со словами: "Выдайте нам его, и мы дадим вам шесть тысяч номисм". Аланы, желая изучить земли абасгов, договорились взять шесть тысяч номисм и выдать спафария; [в то же время] они доверились во всем спафарию и сказали ему: "Как видишь, дорога, ведущая на Романию395, закрыта, и как пройти туда, ты не знаешь. Так давай лучше притворимся396 и договоримся с ними выдать тебя. Мы отпустим вместе с абасгами наших людей, изучим их ущелья397, разграбим и опустошим их земли, Га тем самым] послужим и вам" 39". После того как послы аланов пришли в Абасгию и договорились передать спафария, они получили от абасгов много подарков, в ответ же [абасги] посылают еще больше послов с золотом, чтобы забрать спафария. А спафарию аланы говорят: "Люди эти, как мы уже сказали, пришли забрать тебя, ждет тебя Абасгия. Но, поскольку мы соседи им, отправятся к ним и купцы. Наконец, чтобы не выдать наш план, мы тебя открыто передадим. Когда же вы тронетесь в путь, мы тайно пошлем вслед [своих лю-дейЗ, убьем послов, а тебя укроем, покуда не соберется наше войско и мы не нападем внезапно на их земли". Так оно и случилось. Послы абасгов, взяв спафария вместе с его людьми, связали их и удалились. Между тем аланы со своим предводителем Итаксием399, напав на абасгов с тыла, убивают их и прячут спафария. Собрав затем войско, Гон] 40® двинулся против Абасгии и, напав неожиданно на ущелья *®\ захватил большую добычу и опустошил их страну. Юстиниан, услышав о том, что даже без денег поручение его было выполнено, шлет послание абасгам [следующего содержания]: "Если вы спасете нашего спафария и если вы позволите ему невредимым пройти через ваши земли, то мы простим вам все ваши прегрешения" 402. Абасги, с радостью приняв это [послание], вновь шлют послов в Аланию со словами: "Мы дадим вам в заложники наших детей, вы же выдайте нам спафария, с тем чтобы мы отослали его к Юстиниану". Но спафарий не принял этого [предложения], сказав: "Бог может растворить врата для выхода403, так как через Абасгию я не пойду". Спустя некоторое время войско ромеев и армян напало на Лазику и осадило Археополь404, но, услышав о нашествии сарацин, отступило. От него отделилось около двухсот человек, которые с грабежами под-HS. шсь к областям Апсилии и Кавказских [гор]. Когда же сарацины захватили Лазику, войско ромеев и армян, обратившись в бегство, повернуло к Фасису405. А те двести человек остались в Кавказских горах и предавались грабежам, отчаявшись [в надежде на спасение]. Узнав об этом, аланы решили, что ромеев очень много на Кавказе, и, возрадовавшись, говорят спафарию: "Ромеи приближаются, ступай к ним". Спафарий, взяв пятьдесят аланов, в мае месяце на круглых лыжах406перешел снега Кавказа, нашел, к великой радости, ромеев и спросил их: "Где войско?" Они ответили: "После нападения сарацин войско повернуло в Романию. Поскольку мы не смогли вернуться в Романию, то пришли в Аланию". [На это] Лев сказал им: "Что мы теперь будем делать?" Они ответили: "Через эти земли нам пройти невозможно". Спафарий сказал: "Невозможно выйти и другой дорогой". [Дело в том, что] там была крепость, называемая Си-дерон407, топотеритом4°8 которой был- некто по имени Фарасманий. Он попал под власть сарацин, но сохранял мир и с армянами. Спафарий, послав к Фарасманию, заявляет ему: "Раз ты в мире с армянами, то замирись и со мной. Подчинись власти империи , помоги нам спуститься к морю и переправиться в Трапезунд". Так как Фарасманий не взялся это сделать, то Лев посылает своих людей и армян, приказав им устроить засаду [и сказав]: "Когда они выйдут из крепости на работы, хватайте из них сколько сможете и держите снаружи ворота [открытыми], пока мы не подоспеем". Они ушли и устроили засаду, а когда народ вышел на работу, внезапно напали, овладели воротами и многих взяли живьем. Фарасманий с немногими оставался в крепости, и тогда Лев подошел [к Сидерону] и обратился к Фарасманию, чтобы он с миром открыл ворота410, но тот не захотел и начал сражение. Крепость, однако, была мощной, и ромеи не могли ее захватить. [В это время! Марин, первый из апсилийцев411, узнав об осаде крепости, был охвачен страхом, думая, что со спафарием большое войско. Взяв с собой триста человек, он пришел к спафарию со словами: "Я проведу тебя невредимым до побережья". И Фарасманий, узрев опасность, обращается к спафарию: "Бери в заложники моего ребенка, я согласен служить412 империи". Лев взял ребенка Фарасма-ния и отвечает ему: "Как же ты называешь себя слугой4 империи, если разговариваешь с нами, запершись в крепости? Нельзя нам уйти отсюда, пока мы не захватим крепость". Тогда Фарасманий говорит: "Дай мне слово". Спафарий дал Фарасманию слово414 не причинять ему ни в чем вреда и только с тридцатью воинами войти в крепость. Но слова своего Лев не сдержал, а приказал своим тридцати спутникам: "Когда мы будем входить, захватите-ворота, и пусть входят все". Как только это произошло, спафарий приказал метать огонь в крепость. Начался большой пожар, и семьи стали выходить, взяв с собой, что только могли они унести из своего имущества. Пробыв там еще три дня415, Лев разрушил стены до основания, [затем], отправившись в путь, спустился в Апсилию с Марином, первым из них416 и с великими почестями был принят апсилийцами. Оттуда он спустился к побережью, переправился через море и пришел к Юстиниану4П_ (391.5-395.2)

[Свержение Юстиниана II, ослепление Филиппика, воцарение Артемия и назначение Льва стратигом востока, воцарение Феодосия и его свержение, союз Льва с Артавасдом, стратигом Армениака, осада арабами Константинополя и поражение арабов]

Комментарии

Император Лев III (717-741), инициатор иконоборческой политики византийских императоров VIII – IX вв., чем в основном и объясняется негативная оценка его Феофаном.

Византийские авторы ничего не сообщают об аланах в течение целого столетия — с конца VI в. до конца VII в. Ю.А.Кулаковский связывает молчание византийских источников об алйнах с их зависимостью от хазар; с точки зрения Кулаковского эпицентр событий переместился на восток - от Кавказского прохода (Дарьяла), где селились аланы, к Каспийскому (Дербенту), через который хазары совершали набеги на персов и позже на арабов; тем самым аланы оставались в стороне от столкновений империи с сасанидским Ираном в VII в., чем и объясняется отсутствие упоминаний об этом народе. Повествование Феофана о посольстве Льва III на Кавказ рассматривается Кулаковским как свидетельство свободы аланов от власти хазар. И для VIII в. рассказ "Хронографии" остается единственным источником по истории аланов, хотя контакты Византии с аланами, вероятно, не прерывались, о чем говорит, по Кулаков-скому, обращение аланов в христианство в начале IX в. (Кулаков-ский. Аланы, с. 142, 144). В VIII в. аланы селились к северу от Кавказа, в долинах Кубани и Терека. На это время приходится сужение территорий аланских племен: если в V—VII вв. их земли простирались от Кубани до Дагестана, то в VIII-IX вв. аланы, вытесненные черными болгарами, теряют район Кисловодска (Кузнецов, Аланские племена, с. 30). По мнению В.А.Кузнецова, понятие "аланы" в раннее средневековье не только имело узко этническое значение, но и использовалось как собирательный термин для определения союза племен (там же, с. 74). В соответствии с этим Кузнецов выделяет три крупных локальных варианта аланской материальной культуры: западный — в верховьях Кубани, центральный - Кабардино-Балкария и восточный - Северная Осетия и Чечено-Ингушетия (Кузнецов. Локальный вариант, с. 149). В нашем случае речь идет скорее всего об аланах в верховьях Кубани.

° Абасги (совр. абхазцы) называли себя Afswa; греческий этноним передает один из грузинских вариантов имени — Abasq/Apxaz; с поздней античности народ распадается на три группы, абасги (от реки Псоу до Бзыби), саниты (от реки Бзыби на юг до Диоскуриары) и апсилы (у устья Кодори); в византийских источниках первое упоминание об абасгах находим у ФеоДорита Киррского (V в.) под 423 г. (Kollautz. Abasgen, S, 21—24). Абасгам принадлежали области вдоль черноморского побережья от Псоу на северо-западе до устья Ингу-ри на юге (границы между Мингрелией-Имеретией и Абхазией); на севере и востоке Кавказский хребет, тянущийся на северо-запад, отграничивал абасгов от равнин Кубани и Терека; Лазика, хотя и находилась за пределами древней и современной Абхазии, в VIII— X вв. принадлежала Абхазскому царству; название страны появляется впервые в VI в. (Kollautz. Abasgia, 5„ 42—44). Независимость от Византии абасги завоевали в 790 г., когда ими была захвачена и Лазика (Kollautz. Abasgen, S. 35).

389 Список д опускает предыдущую фразу, оставляя лишь слова ка! Ла-?ii
По М.Канару, сопровождение Льва III состояло из армян (ibidem), хотя слова Феофана не дают основания для такой трактовки: в "Хронографии" сказано только о местных жителях Фасиса. Наряду с правильным чтением AiAiav, списки Хронографии" дают и ошибочные: Ауг|ЛеГаи h, AaytTUav с, Aayr]Atav df, Aayfteiav g.
Апсилия располагалась по течению рекиКодори, впадающей в Черное море к югу от Сухуми у мыса Искуриас (Куликовский.История, III. с. 323, прим. 1; Canard. Laventure, p. 354, ru 2).
" Годы правления абхазских князей известны, начиная со Льва 1(735— 786 или ок. 736—766/767 гг.); для остальных установлены в хронологическом порядке только имена (числом 9), последние из них -Димитрий I, Феодосии I, Констанций I и Феодор (Kollautz. Abas-gen, S, 33—36). Не исключено, что в нашем случае речь идет о Фео-доре. а может быть, и о Констанции I.

Греческое клисура означало не только горный проход, ущелье, но и укрепления на перевалах; так, например, разъясняет это понятие Феофилакт Симокатта (Th, Sim. Hist,, VII, 14, 8). Очевидно, имеются в виду проходы Кавказского хребта на северо-востоке Абхазии, отделявшие абасгов от аланов.
*"2 Ю.А.Кулаковский предполагает в этих "прегрешениях" грабежи абасгами торговых кораблей трапезундских купцов, которые торговали с кавказским побережьем (Куликовский. История, III, с. 322, прим. 1).
4 ПоПрокопию, Археополь — город к северу от течения Фасиса, самый большой и укрепленный в Лазике (Ргос. BeJL Pers., II, 29, 17— 18; ср.: Canard, Laventure, p. 355, п. 4). Ю.А.Кулаковский отождествляет его с Даба Цвели (Старый город) у истоков реки Дзев-рулы (Кулаковский. История, III, с. 322, прим. 2).
Сидерон сопоставляется с Цебельдой в долине верхнего Кодори, крепость в горном проходе Цебельда — Сухуми (Артамонов. История, с. 361; Kollautz. Abasgen, S. 34). Агафий сообщает древнее название Сидерона — Цахар (Agath, Hist., 4, 16, 4). " Топотерит (дословно "местоблюститель") — термин многозначный. Георгий Писида называет топотеритом императора патрикия Боноса, замещавшего Ираклия во время его персидских походов (Giorgio di Pisidia* Poemi, p. 163). В подчинении у друнгария виг-лы находился топотерит (Gvilland, Institutions, I, p. 567). Это греческое слово употреблялось и как эквивалент хазарскому тудуну (см.: "Хронография", комм. 344). Первым должностным лицом в канцелярии всех доместиков был опять-таки топотерит; наконец, известны провинциальные топотериты, в обязанности которых входило управление областями и крепостями; собственно топотере-сия была военным отрядом - подразделением турмы (Bury. Sys-
tern, p. 51 sq.). Здесь, конечно, имеется в виду топотерит - комен* дант крепости, хотя нельзя оставлять без внимания то обстоятелы ство, что Сидерон находился под властью арабов и распростране ние на него византийской административной терминологии могло быть условным.
Кавказское племя, обитавшее по течению реки Кодори,между лазами и абасгами, поддерживавшее оживленные связи с империей уже в правление императора Адриана (117-138) (Кулаковский. История, III, с. 323, прим. 1; ср.: Canard. Laventure, р„ 354, п„ 2).

417

Поскольку рассказ о посольстве Льва III на Кавказ дан в "Хронографии" ретроспективно, датировка экспедиции затруднительна. К.Шенк считал, что Лев III провел у аланов несколько лет (Schenk. Kaiser Leons Walten, So 285). По М.И.Артамонову, спафарий также провел на Кавказе несколько лет (Артамонов. История, с. 361). М.Канар дает точную дату: Лев III вернулся в Константинополь в то время, когда был свергнут и ослеплен император Филиппин, т.е. в 713 г. (Canard, Laventure, р„ 357). С точки зрения С.Г.Зе-тейшвили, поход завершился до свержения Юстиниана II, т.е. до 711 г. (Зетейшвили. Сведения, с. 84). Для выяснения хронологии обратимся к тексту Феофана. Прежде всего нижняя временная граница - год, до которого Лев III не мог быть послан к аланам: во всяком случае, это не могло произойти до 705 г. (т.е. до вторичного воцарения Юстиниана II), что, впрочем, не означает начала экспедиции в 705 г.,-поскольку между возвращением Юстиниана II в столицу и отъездом Льва III на Кавказ последний становится приближенным императора, дает повод заподозрить себя в притязаниях на константинопольский престол, благополучно переживает рас-
следование доноса, наконец, проходит некоторое время, а молва о честолюбивых замыслах Льва III все еще не умолкает. Эти события требуют времени и, видимо, большего, чем один-два года. С уче том приведенных соображений можно, как нам кажется, датировать отправление Льва III из Константинополя временем приблизительно около 708 г. Мысль Канара о 713 г. как годе окончания кавказской экспедиции вызвана, очевидно, фразой, следующей за сообщением Феофана о возвращении Льва III: "После того как Юстиниан был убит, а Фил-иппик ослеплен, на престол вступает Артемий и назначает его (Льва. — ИЛ} стратигом к анатоликам" (Theoph, Giron., I, 395„2—4). Однако это предложение нельзя связывать с повествованием об аланах, так как первоначально (т.е. до введения повествования в "Хронографию") оно ему, вероятно, не принадлежало. Весь пассаж, завершающий изложение перипетий аланской экспедиции, представляет собой пересказ (отчасти резюмирующий, отчасти дословный) уже описанных Феофаном событий. О назначении Артемием стратигов сообщается выше (ibid», 383=29—30), хотя и без упоминания имени Льва III, но в рассказе о событиях следующего за этим года он выступает как стратиг Анатолика (ibid , 386Д 5). О свержении Юстиниана II, ослеплении Филиппика и воцарении Ар-темия, низложении последнего и вступлении на престол Феодосия Феофан также уж_е писал в соответствующих местах "Хроногра-фии" (ibid., 381.1-5, 383.14-17,18-19, 386.10-12, 385.23-24). Во-лее того, прослеживаются и почти дословные повторы в известии о выступлении Льва III против Феодосия. Заключительная фраза аланского эпизода звучит: eiys SE o-uuqxavouvTo оситф коп auvTpexov-та "Артаиаабоу, TOV TGOV Apuevtaxcov о-тра-rriyoVs ov кои уарфроу пето то (ЗаспЛбйаса аитоу eig "Auvav jr\\> биуотера айтой ТГЕТГО{Г|КЕУ, тгро-poAXouevos аитоу ка? коиротгаЛатг|у„ То же самое читаем и выше, под A.M. 6207 — годом свержения Артемия: sfxs 5е аицттУЕОУта аи-тф ка! auvTpexovTa Артаиасгбоу ApMsviov, TGOV ApuEviaKcov атратг|-yov, $> ка! аиУббето Souvat TTJV !аит.ои биуатЕра EIS yuvaiKa° о" кос! ТГЕ-TroiYjKEv (ibid., 395.8-12; ср. 386.15-19). В итоге, как нам кажется, можно говорить о том, что фрагмент об аланах заканчивался в источнике "Хронографии" словами "и пришел к Юстиниану", т.е. возвращение Льва III приходится на время до 711 г., а вся экспедиция, вероятно, длилась не более двух-трех лет.



Материалы:

Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: Хронография Феофана, Бревиарий Никифора (Тексты, перевод, комментарий)


Леон II (767—811 гг.)


crown.png


Сын Феодосия. Наследовал брату своего отца - Леону I. Мать Леона II была дочерью хазарского кагана, который способствовал воцарению в Абхазии своего внука. В это же время Византией правил император Лев Хазар, сын от второй дочери хазарского кагана - Ирины. Таким образом, и Леон абхазский, и Леон (Лев) константинопольский были сыновьями двух сестер, т. е. двоюродными братьями по материнской линии при общем деде - могущественном хазарском кагане. Обращает внимание и то, что оба носили одно и тоже имя. К этому времени завершается консолидация абхазских племен в единую абхазскую народность (абазги, апсилы, саниги, зихи, мисимияне).

И Хазария, и Византия делали ставку на Абхазское царство как на первую линию обороны при вторжении арабов на свои территории, что не раз случалось прежде. Абхазское царство при Леоне II простиралось от устья Кубани на западе до Сурамского перевала на востоке.

В 780 году Леон II провозглашает независимость своего государства. Эта политическая акция не имела негативных для абхазов последствий и ее не пришлось отстаивать кровью, как это случалось прежде. Тому способствовала международная ситуация. Прежде всего это поддержка могущественного кагана Хазарии, деда абхазскому царю и византийскому императору. Во-вторых: из-за внутренних раздоров была ослаблена власть империи. И в-третьих: на тот момент у империи не было на Кавказе вассалов, которые хотя бы при ее поддержке могли бы выступить против абхазов со своими притязаниями. Таким образом, 780-й год становится годом провозглашения независимости Абхазского государства и Абхазской автокефальной церкви, началом светского и церковного летоисчисления, первым годом абхазской эры.

Усердием Леона II Абхазского cовершенствуются системы светского и церковного управления. Он разделил страну на уделы и учредил в них епископские кафедры.

В правление Леона II в 758 году предстоятель Абхазской церкви католикос Иоанн рукоположил в епископы Иоанна Готского в патриаршем храме в Пицунде.

В 781 году абхазский царь предоставляет убежище и покровительство владетелю Картли - Нерсесу и его семье. Грузинский правитель бежал из своей страны после жестокого поражения в битве с арабами.

Леон II, как и его предшественник Леон I, не принял иконоборческих распоряжений Константинополя. Рукоположенный в Абхазии Иоанн Готский также относился к иконопочитателям. Епископ Готский около 780 года имел беседу с императрицей Ириной по вопросам православия. В 787 году на Никейском соборе было восстановлено иконопочитание. Кажется, абхазское духовенство и светская власть, как приверженцы иконопочитания, имели некоторое влияние на это решение.

В 806 году Леон II основал город Кутаис, сделал его своей восточной резиденцией.


Материалы:

Все правители Абхазии

Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991


786 г. Абхазское царство


В конце VIII века сложилось раннефеодальное государство — Абхазское царство. Словосочетание «Абхазское царство» характерно исключительно для грузинских источников — византийцы до Х века рассматривали Абасгию — Абхазию в качестве вассального княжества. Подробнее.



cron