ХронологияБиблиотека586 г. до н. э. — 79 г. Исход евреев в Мцхету

Сообщение Опубликовано » 28 ноя 2014, 08:38, последние изменения » 19 дек 2020, 22:20

Картлис Цховреба. "Артануджи" Тбилиси 2008. Глава вторая, Повествование о Картли, 35:
По истечении долгого времени царь Навуходоносор совершил нашествие на Иерусалим [1]. Бежавшие оттуда евреи пришли в Картли; они стали просить у мцхетского мамасахлиса уступить им землю с возложением на них дани [харки]. Мамасахлис дал им её, поселил их в ущелье Арагви у родника, который называется Занави. А земля, которую они держали на условии выплаты дани [харки], ныне называется Херки – от «харки» [дань]. До той поры разговорным языком Картлосидов был армянский [2]. Когда же в Картли, где образовался грузинский язык [3], собралось такое бесчисленное множество племен, то и грузины оставили армянский язык.


[1] Завоевание Навуходоносором Иерусалима имело место в 597 году до н. э., а полное его разрушение – в 586 г. до н. э.

[2] В грузинской историографии по этому вопросу существуют разные мнения, так как в то время существовали многочисленные племена, проживающие на территории Картли, которые говорили на грузинском языке, но с соседними странами, где не знали грузинского языка, а таковой являлась Армения, общались на их языке.

[3] В Румянцевской рукописи на полях имеется приписка: «здесь появился грузинский язык».


Обращение Грузии. Перевод Такайшвили. „Мецниереба“ 1989. Мокцеваи Картлисаи. Глава I:
Тогда [время правления Македонского [1]] прибыло отделившееся от халдейцев [2] воинственное племя hоннов [3], и испросило у владыки бунтюрков [4] место под [условием платить] дань, и поселились они в Занави. И владели они им, [местом] за которое платили подать, и называется оно Херки [5].


[1] Александр Македонский - царь македонский 336 г. до н. э. — 10 июня 323 г. до н. э.

[2] Халдейцы — племя семитского происхождения. Последняя правящая династия в независимой Вавилонии, как известно, была именно халдейской (626 — 539 гг. до н. э.). В данном случае, однако, вероятно подразумевается не Вавилония периода Нового царства, а государство Ахеменидов. Ахемениды, одержав победу над Халдейской династией Вавилона, в одно время именовались халдейскими, а не персидскими царями. Что под упомянутыми в «Обращении Грузии» халдейцами подразумеваются персы, это хорошо видно и из контекста — ведь современно с Александром Македонским политическое значение в мире имела именно Ахеменидская Персия. Весьма примечательным в этом отношении являются наблюдения К. С. Кекелидзе, который заметил, что в памятниках древнегрузинской литературы древний Иран часто упоминается как страна вавилонян или же халдейцев; это, по мнению ученого, вполне логично, если учесть, что в состав Персии входила и страна халдейцев (Кекелидзе К. С. Заметки из истории древнегрузинской литературы: Итруджан. — В кн.: Этюды по истории древнегрузинской литературы, I, Тб., 1956, с. 269, на груз. яз.).

[3] Считая халдейцев вавилонянами, Е. С. Такайшвили под «hонни» подразумевал «hуриани» (древнегрузинское наименование евреев) и факт, отмеченный в «Обращении Грузии», связывал с выселением евреев вавилонским царем халдейской династии Навуходоносором II (640 — 562 гг. до н. э.). На основе такого понимания древнегрузинское слово «гамосхмули» — «отделившие» (см. Абуладзе И. В. Словарь древнегрузинского языка, с. 45) он толковал, как «выселенные». Но подобная интерпретация текста нам представляется неверным. Во-первых, Е. С. Такайшвили безосновательно, как уже отмечалось в специальной литературе (см. Джанашиа С. Н. Древнейшее национальное сведение о месте первожительства грузин. — Труды, т. II, Тб., 1952, с. 42), полагал, что в оригинале над словом «hонни» пропущено титло и читал это слово как «hуриани». Кроме этого в данном отрывке речь идет о факте современном Александру Македонскому, т. е. имевшем место несколько столетий спустя, после взятия Навуходоносором II города Иерусалима и выселения оттуда евреев. С. Н. Джанашиа под «hоннами» подразумевал гуннов, считая это анахронизмом. Однако, нам кажется, что нет никаких оснований приписать автору «Обращения Грузии» такую грубую ошибку. На современном этапе исследования вопрос об идентификации данного этнонима, видимо, во избежание ошибки, лучше оставить открытым.

[4] Полагают, что этноним «бунтюрки» — композит, что слово «бун» — определение, при помощи которого автор «Обращения Грузии» хотел подчеркнуть неидентичность тюрок, живших во времена Александра Македонского в Грузии, с современными анониму тюрками. Слово «бун» толкуется по-разному. Е. С. Такайшвили считал, например, что бунтюрки (он писал бунтурки) — это тюрки-копьеносцы, т. к., по мнению ученого, «бун» армянское слово, означавшее рукоятку копья (см. с. 1, 2, прим. 2). В современной специальной литературе предпочтение отдается интерпретации, предложенной М. Броссе, по которой указанный этноним следует понимать как «коренные, истинные тюрки» (Brosset M. Histoire de lа Gèorgie, I partiе, 1849, р. 30 — 33; см. также Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. — Тб., 1959, с 125; он же, Бунтюрки. — Грузинская советская энциклопедия, т. 2. с. 572; Джанашиа Н. С. К источникам «Жизни грузинских царей». — В кн.: Историко-источниковедческие очерки, — Тб., 1986, с. 96, прим. 10, на груз. яз.). Слово «бун» помимо указанного значения имеет и значение «оседлость» — мквидри (см. Абуладзе И. В. Словарь древнегрузинского языка. — Тб., 1973., с. 37). Для данного случая именно это значение кажется наиболее подходящим. Во-первых, по контексту, бунтюрки, действительно, являются оседлыми — они живут в городах. Кроме того, во второй половине V века, когда было составлено «Обращение Грузии», тюркские племена в основном могли быть известны как кочевники (см. Еремеев Д. Е. Этногенез турок. — М., 1971). Следовательно, определение «бун» в качестве разъяснения к этнониму «тюрки» для современников автора «Обращения Грузии» и в самом деле являлось необходимым. Для полноты сообщения о бунтюрках можно указать и на работу М. Сейидова «Опыт этимологического анализа слова Бунтурки/Бунтюрки» (Доклады АН Азер. ССР. 1969, т. XXV, № 8, с. 91 — 93), в котором слово «бун» связывается с тюркскими языками и этноним в целом толкуется как «тюркское племя». Подробнее о бунтурках.

[5] В древнегрузинских источниках «подать» передается со словом «харки». Учитывая, очевидно, созвучие этого слова с «Херки», автор постарался раскрыть этимологию данного топонима.


Картлис Цховреба. "Артануджи" Тбилиси 2008. Одиннадцатые цари – Бартом и Картам, Аршакиды, 5:
Царствовали после него [Адерки] сыновья его. Во время их царствования Веспасиан [1], римский кесарь, предал разрушению Иерусалим и бежавшие оттуда иудеи пришли в Мцхета и осели рядом с иудеями, жившими тут издревле, и были с ними сыновья Барабы, которого во время распятия иудеи отпустили взамен господа нашего Иисуса. Царствовали Бартом и Картам мирно и во взаимной любви. Был у Бартома сын, которого звали Хаос, а у Картама был сын по имени Парсман. Умерли Бартом и Картам и после них остались царями их сыновья: в Армази – Парсман, а во внутреннем граде – Каос.


[1] Тит Флавий Веспасиан - римский император с 20 декабря 69 года по 79 год.



Возможна связь с друзами.


Материалы:

700—1000 гг. Хазары | 800—950 гг. Палео-днк G2. Аланы, хазары | 954 г. Еврейско-хазарская переписка | 586 г. до н. э. — 79 г. Исход евреев в Мцхету | Генетические исследования происхождения грузинских евреев | Хазарские конфедераты в бассейне Дона. Афанасьев | Друзы