Дру́зы — арабоязычная этноконфессиональная группа в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов.
Самоназвание: دُرُوز
Численность и ареал
Всего: 1,5 - 2 млн
Сирия: 700,000
Ливан: 250,000
Израиль: 124,000
Иордания: 32,000
Венесуэла: 125,000
США: 43,000
Канада: 23,000
Австралия: 19,000
Язык: арабский, иврит
Религия: ислам исмаилитского толка (с некоторыми отличиями)
Происхождение
Большинство из современных живущих друзов могут проследить свое происхождение от Вади-аль-Таймур в Южном Ливане, названного в честь арабского племени Таймур-Аллах (ранее Таймур-Аллат), которое, согласно известному арабскому историку аль-Табари, прибыло из Аравии в долину Евфрата, где было обращено в христианство ещё до их переселения в Ливан. Многие семьи друзских феодалов, чьи родословные были сохранены двумя современными сирийскими летописцами Хайдаром аль-Шихаби и аль-Шидьях, также, по-видимому, склоняются к подобному происхождению. Арабские племена пересекли Персидский залив и остановились в Ираке, однако их дальнейшая судьба привела их в Сирию.
Первая семья друзов-феодалов, которая сделала себе имя в борьбе с крестоносцами, Танух, была, по словам Хайдара аль-Шихаби, арабского племени из Месопотамии, где занимала должность правящей семьи и, по-видимому, была обращена в христианство. Семья Танух вынуждена была покинуть Аравию в начале II или III в. н. э.
Род Маан, который заменил собой правящий род Танух и произвел величайшего в истории друза-героя, Фахр-аль-Дина, был такого же традиционного происхождения. Род Талхук и Абд аль-Малик, которые стали лидерами друзов позднее, имеют такие же родословные записи, как и Танух. Род Имад назван по имени аль-Имадийя — курдского города Амадия, к северо-востоку от Мосула в Курдистане, и, как род Джумблат, считаются курдского происхождения. Род Арсалан заявляет о своем происхождении от арабских королей Хира, но имя Арсалан («лев» по-персидски и по-турецки) предлагает персидское влияние, если не происхождение.
Наиболее общепринятой теорией считается то, что друзы являются смесью ряда корней, в которой, в основном, преобладают арабские, будучи впоследствии привитыми коренному горскому населению арамейской крови.
Тем не менее, многие ученые сформировали свои собственные гипотезы: например, Ламартин (1835) обнаружил у современных друзов остатки самаритян; граф Карнарвон (1860), — тех из куфитов, которых Асархаддон переселил в Палестину; профессор Феликс фон Лушан (англ.) (1911), в соответствии с его выводами из антропометрических измерений, считает друзов, маронитов и алавитов Сирии, наряду с армянами, бекташами, Али-Ильясами и езидами из Малой Азии и Персии, современными представителями древних хеттов.
В XVIII веке существовало две ветви друзов, проживающих в Ливане: йеменских друзов, возглавляемые родами Хамдан и Аль-Атраш; и друзов-кайси, возглавляемая родами Джумблат и Арсалан.
Род Хамдан был изгнан из Горного Ливана после битвы Айн Дара в 1711 году. Эта была битва между двумя группировками друзов: йеменскими и кайси. После драматического поражения, йеменские друзы мигрировали в Сирию в область Джебель-друзов и её столицу, Сувейда. Тем не менее, существует мнение, что эти две фракции были политического характера, а не этнического, и обе имели как христианских, так и друзских сторонников.
Генетика
У друзов прослеживаются общие корни в Леванте. Они тесно связаны с самаритянами и евреями.
Y-ДНК:
Mount Carmel: L 27%, R 27%, J 18%, E 15%, G 12%.
Galilee: J 31%, R 20%, E 18%, G 14%, K 11%, Q 4%, L 2%.
Golan Heights: J 54%, E 29%, I 8%, G 4%, C 4%.
Lebanon: J 58%, K 17%, L 8%, Q 8%, R 8%.
Syria: J 39%, E 29%, R 14%, G 14%, K 4%.
Возможные связи:
амарџьа: абхазский: побуждение к действию - ну, ну-ка; шәах амарџьа (шәахамарџьа)! - боевой клич: вперёд (в бой)! В грузинском "гамарджоба", "гаумарджос"....
По Абаеву: ингушское "марзае йае!" - воодушевляющий возглас при джигитовке и в других случаях, кабардинское "маржэ", адыгейское "хейт-мардже!" - призыв к действию, черкесское "марджа!" ("марджа гуеш!" - на помощь!), абазинское "уый марджа-хара!" - к действию! На помощь!, абхазское "а-марджа!" - ну же!. Первоисточник, возможно, грузинское "марджва" - успех, победа!
"Марджан" - это арабское слово, означающее "коралл", но в кавказских языках, видимо, не связано с арабскими. На осетинском "мардзае, марджае" в сочетаниях "хаейт-мардзае, ха-мардзае, йае-мардзае" - возглас воодушевления; отмечаются случаи адъективного употребления в значении "замечательный", "отменный", "отличный", "бравый". (Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. 2, с. 72).
Возможно: город Marj ʿUyūn в Ливане и в его окрестностях основное святилище друзов. Друзы генетически один из древнейших кластеров в западнокавказской смеси.
Первое появление скифов в Абхазии - 700—600 гг. до н. э.
Исход евреев в Мцхету 586 г. до н. э. — 79 г.
Мцхета - Хетты... ? По Феликс фон Лушан 1911 - друзы потомки хеттов. В Мцхете обнаружены следы хеттских и шумерских культов, на многих холмах вокруг города некогда были устроены языческие святилища, а впоследствии их место заняли христианские церкви
Тулепиа-Мелиа - в мифологии горцев Западной Грузии - божество плодородия.
Часть имени бога - Мелиа ("лиса") - свидетельствует о том, что у этого бога был зооморфный облик. Культ Тулепиа-Мелиа постепенно слился с культом бога Квириа. Обряд, связанный с почитанием Тулепиа-Мелиа, был приурочен к пробуждению природы, в качестве самостоятельного элемента он входил в празднество, посвященное Квириа. После принятия христианства он проимходил на первой неделе Великого поста.
Исследователи считают, что Тулепиа-Мелиа по своим функциям был близок к божеству хеттов Телепинусу и к адыгскому богу Тлепшу.
Армази (груз. არმაზი) — традиция связывает введение культа Армази с именем царя Парнаваза (III в. до н. э.), который заимствовал его извне. Посвящённый Армази идол изображал воина в медной кольчуге и золотом шлеме, с мечом в руке и, согласно летописным сведениям, был установлен на горе в Мцхете. Армази являлся синкретическим божеством, сочетавшим в себе функции верховного божества (повелителя неба, грома, дождя и растительного мира) и бога-воителя. В период становления государственности культ Армази противопоставлялся культам местных племенных божеств. Во время праздника Армази, проводившегося обычно летом, на улицах Мцхеты, украшавшихся разноцветными тканями и цветами, происходили многолюдные шествия с участием царской семьи. Вслед за объявлением христианства государственной религией в Грузии (30-е гг. IV в.) культ Армази был упразднён.
Задени (груз. ზადენი) — согласно летописной традиции, культ Задени ввёл царь Фарнаджом в 1-й половине II в. до н. э. Летопись связывает имя Задени с названием крепости Задени близ Мцхеты. Научная традиция возводит имя Задени к иран. yazadan — ранг добрых духов. Задени почитался (наряду с Армази) как бог, приносящий обильный урожай, и вседержатель мироздания.
Гаими (Га) - в иберийской мифологии - бог.
Бог Гаими почитался населением Иберии (Вост. Грузия) вплоть до распространения христианства. Сведения о нем, сохранились только в летописях. Он почитался вместе с богом Гаци.
Золотой идол Гаци и серебряный идол Гаими стояли рядом с идолами Армази и других древнегрузинских божеств в Армазцихе (территория совр. Мцхеты). После объявления христианства государственной религией (30-е годы 4 в.) все идолы были уничтожены. Согласно летописной традиции, Гаими, как и Гаци, называли "знающим самое сокровенное".
Материалы:
700—1000 гг. Хазары | 800—950 гг. Палео-днк G2. Аланы, хазары | 954 г. Еврейско-хазарская переписка | 586 г. до н. э. — 79 г. Исход евреев в Мцхету | Генетические исследования происхождения грузинских евреев | Хазарские конфедераты в бассейне Дона. Афанасьев | Друзы
Reconstruction of Patrilineages and Matrilineages of Samaritans and Other Israeli Populations From Y-Chromosome and Mitochondrial DNA Sequence Variation. Shen 2004
Increased Resolution of Y Chromosome Haplogroup T Defines Relationships among Populations of the Near East, Europe, and Africa. Mendez 2011
The Druze: A Population Genetic Refugium of the Near East. Shlush 2007