Хронология2500—1000 гг. до н. э.2000—1500 гг. до н. э.

Сообщение Опубликовано » 08 сен 2015, 20:31, последние изменения » 17 авг 2017, 19:11




2000—1500 гг. до н. э. G2a и J2


  1. G2a: Иллирия, Фракия, Македония.
  2. J2 и в меньшей степени G2a в Митанни.
  3. J2b и G2a Культура Террамар, Италия.
  4. J2 и G2a Минойский Крит.
  5. G2a Кавказский Бронзовый век.
  6. J2 и G2a Понт и Ликия.
  7. J2 и G2a Хетты и Лидия.
  8. J2 и в меньшей степени G2a Каскии Лидия.
  9. J2 и в меньшей степени G2a Левант.
  10. По данным Khudaverdyan 2012, краниологические и дентальные исследования выявляют прямую родственную связь между субъектами из следующих могильников: 2000—1500 гг. до н. э. — 99 Волго-уральский регион, Спиридоновка II, Рождествено I. Абашевская культура. Figure 2; 1800—1100 гг. до н. э. — 144 Украина, Широчанский. Фракийцы, киммерийцы. Срубнаяи Белозерская культуры. Figures 2, 3; 1100—600 гг. до н. э. — 20 Грузия, Мцхета, Самтавро, Церовани. Figures 2, 3; 600—300 гг. до н. э. — 129 Устье Дона, Беглица. Скифы, Меоты. Figure 2. Судя по преобладающей в Северном Причерноморье, до Кавказской войны, абхазо-адыгской G2a2b, есть прямые основания считать одной из основных гаплогрупп племен Абашевской культуры G2a2b. Есть связь с мегалитическими строениями Аркаима.


Источники:

Древняя ДНК
Maciamo Hay


2000 г. до н. э. КАСКИ (АБЕШЛА)


Появляются каски (абешла) — народность (группа племён) населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э. от р. Галиса (Кызыл-Ирмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от совр. Ерзнка — Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешиль-Ирмак) и Лик (Волчья река, Гайл-гет, Келькит). Данная народность засвидетельствована в клинописных надписях древней Малой Азии. Подробнее.


2000 г. до н. э. ВАВИЛОНЯНЕ


Появляются Вавилоняне, которые сформировались из потомков шумеров, аккадцев и части амореев. Во второй половине II тыс. до н. э. вавилонянами были ассимилированы касситы, в I тыс. до н. э. в состав вавилонян влилось значительное количество халдейского населения. Считается, что древние вавилоняне в южной Месопотамии принадлежали, в основном, к гаплогруппам J1, J2 и T, и в меньшей степени, E1b1b и G (M201). Подробнее.


Источники:

Y­DNA haplogroups of ancient civilizations. Maciamo Hay 2008


2000 г. до н. э. G (M201)


После продвижения Культуры шаровидных амфор на месте Куро-Аракской образуется Триалетская культура, локализуется в Грузии и Армении. Кубано-Терская культура — восточная ветвь культуры Шаровидных Амфор, занимала центральные предгорья Кавказа.


Источники:

Древняя ДНК


2000 г. до н. э. АРИАНЫ (АРИИ, АРИЙЦЫ)


Появляются арианы (арии, арийцы), в 1,500 г. до н. э. вторгшиеся на полуостров Индостан принадлежавшие, в основном к гаплогруппе R1a (Z93), и в меньшей степени к G2a2b2a (P303), J2b2, R1b (M269 и M73) и R2. Это известно из Y­ДНК исследований в высших кастах индийского общества (Брахманов и Кшатриев), которые являются потомками индоарийцев с наименьшей степенью примесей (совр. Индия — жёсткое кастовое общество). Современные индийские Дравиды являются автохтонными для Индии, того периода, народом с южноазиатскими гаплогруппами C5, F, H и L. Подробнее.


2000 г. до н. э. ХЕТТЫ


Появляются хетты — индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где основал Хеттское царство. Подробнее.


2000—1500 гг. до н. э. Контакт носителей общеиранского и северокавказских языков


Праиндоиранцы, праиранцы до распада общеиранского, произошедшего в самом конце II тыс. до н. э., и восточные иранцы (в состав которых входили предки скифов) после этого распада находились в контакте с носителями северокавказских языков. Об этом свидетельствуют заимствования в индоиранском и иранском, чей фонетический облик нехарактерен для индоевропейского в целом и индоиранского в частности (список таких индоиранских слов составил А. М. Лубоцкий: LUBOTSKY 2001.


Скифы: язык и этнос. Сергей Кулланда 2014


1900 г. до н. э. Расхождение грузинского и сванского


По результатам лексико-статистической реконструкции эволюции картвельских языков, Климов 1959 [1], расхождение прото грузинского и сванского языков началось около 1900 г. до н. э.


[1] О глоттохронологическом методе датировки распада праязыка. Климов 1959


1866—1619 гг. до н. э. G2a: Сириг, Венгрия, культура Maros


Источник.


1800—1200 гг. до н. э. Срубная культура


Этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII—XII века до нашей эры, по другим оценкам — XVI—XII века до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Была изначально выделена как культура в 1901—1903 годах российским археологом В. А. Городцовым, но в 1970-х годах Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных обратили внимание на локальные различия внутри культуры и ввели в научный оборот понятие «срубная культурно-историческая общность». Представлена памятниками покровской(XVIII—XV века до нашей эры) и бережновско-маёвской (XVII—XII века до нашей эры) срубных культур, представляющими собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки. Жилища — землянки, полуземлянки и наземные. Некрополи представлены курганными и грунтовыми могильниками. В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам ямной и катакомбной общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны также случаи кремации. Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже — изделиями из металла. Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности. Подробнее.

G (M201): на смену Катакомбной культуры пришла Срубная культура, распространённая в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Катакомбный обряд снова появляется в Понтийском регионе вместе с возвращением Скифо-Савроматов. Носители срубной культуры хронологически предшествовали скифам и киммерийцам. По этой причине Срубная культура зачастую рассматривается как археологический аналог первых иранских диалектов Северного Причерноморья. Иными словами, носители культуры — предшественники скифов и родственных им народов. Ареал срубной культуры — считается плацдармом, из которого происходила миграция древних иранцев на северо-запад современного Ирана. Согласно Б.В. Техов, Хетты двигались в том же направлении.


Источники:

Древняя ДНК


1800—1100 г. до н. э. Фракийцы и киммерийцы


По данным Khudaverdyan 2012, краниологические и дентальные исследования выявляют прямую родственную связь между субъектами из следующих могильников: 2000—1500 гг. до н. э. — 99 Протокиммерийцы Волго-уральский регион, Спиридоновка II, Рождествено I. Абашевская культура. Figure 2; 1800—1100 гг. до н. э. — 144 Украина, Широчанский. Фракийцы, киммерийцы. Срубная и Белозерская культуры. Figures 2, 3; 1100—600 гг. до н. э. — 20 Грузия, Мцхета, Самтавро, Церовани. Figures 2, 3; 600—300 гг. до н. э. — 129 Устье Дона, Беглица. Скифы, Меоты. Figure 2. Судя по преобладающей в Северном Причерноморье, до Кавказской войны, абхазо-адыгской G2a2b, есть прямые основания считать одной из основных гаплогрупп фракийцев и киммерийцев G2a2b.


1750—1200 г. до н. э. Хетты, лидийцы, ликийцы, фригийцы и протоармяне-армении


Хетты, лидийцы, ликийцы, фригийцы и протоармяне-армении (все, в основном, принадлежали к гаплогруппе R1b-L23) попеременно вторгаются в Анатолию (гаплогруппы: E1b1b, G2a, J1, J2, T).




1690 г. до н. э. Расхождение осетинского и иранского языков


По результатам лексико-статистической реконструкции эволюции северо-кавказских языков, Balanovsky et al. 2011 [1], расхождение просто-осетинского и восточно-иранского языков началось 3700 лет назад.


Источник:

[1] Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region. Balanovsky 2011. Supplementary Data. Supplementary Figure 2


1590 г. до н. э. Расход абхазского и черкесского


По результатам лексико-статистической реконструкции эволюции северо-кавказских языков, Balanovsky et al. 2011 [1], расхождение абхазо-абазинского и черкесо-адыгского языков началось 3600 лет назад.


Источник:

[1] Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region. Balanovsky 2011. Supplementary Data. Supplementary Figure 2


1640—1600 гг. до н. э. Извержение вулкана Санторин


Санторин — действующий щитовидный вулкан на острове Тира, другое название Фира, в Эгейском море, извержение которого привело к гибели эгейских городов и поселений на островах Крит, Тира и побережье Средиземного моря. По мощности извержение имело 7 баллов, что сопоставимо с извержением Тамбора и в 3 раза сильнее извержения Кракатау. Извержение уничтожило минойскую цивилизацию Крита и вызвало гигантское цунами высотой до 18 м. Облако пепла простиралось на 200—1000 км.

На Крите господствовало аграрное хозяйство. Жители занимались в основном земледелием. После извержения вулканический пепел накрыл все поля на Крите и положил конец земледелию, а прибрежные города и селения были смыты гигантской волной цунами. Позже, в 1450 до н. э., вспыхнувший одновременно пожар разрушил все дворцы — есть предположение, что на Крит было совершено какое-то вторжение уже после дорийского. Есть неясные сведения, что поселения Крита разрушили «народы моря».


1600—1200 гг. до н. э. Культура курганных погребений


G2a: Культура курганных погребений, Центральная Европа.

Археологическая культура среднего и позднего периодов бронзового века (1600—1200 гг. до н. э.), распространённая в Центральной Европе. Возможно являлась продолжением унетицкой культуры и занимала те же земли, за исключением Баварии и Вюртемберга. В конце бронзового века ей наследовала культура полей погребальных урн.

В Европе, носители культуры курганных погребений являлись носителями гаплогруппы R1b, и G2a (меньше).


Источники:

Maciamo Hay


1600—1100 гг. до н. э. G2a и J2: Микенская Греция


Источники:

Maciamo Hay


1600—700 гг. до н. э. Колхидская культура


Культура относится к позднебронзовому и раннежелезному векам, примерно датируется периодом с 16 по 7 вв. до н. э. Учеными исследованы следующие комплексы памятников:

Эшера (1934), Гагра (1971), Куланурхва (1969), Звандрипш (1969), Верхняя Эшера (1953), Куланурхва −1, Куланурхва — 6, 7, Гальский клад, Нижняя Эшера (1930), Бамбора (1940), Приморское, Гудаута (1960), Куланурхва — 11, Красный Маяк- 2, 4, Ачандара (1970), Нижняя Эшера (1969), Красный Маяк- 62, 93, Куланурхва- 8, 9, Красный Маяк — 11, 17, Куланурхва — 4, 5, Куланурхва — 10, Красный Маяк — 07, Куланурхва — 3 и др. Подробнее.


1600 г. до н. э. МИТАННИЙЦЫ


Появляются митаннийцы — народ государства Митанни (Ханигальбат в ассирийских текстах, Нахарин(а) в египетских и семитских) — древнее государство (XVI—XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Подробнее.


1600 г. до н. э. Первый царь скифов Таргитай


Таргитай — в скифской мифологии первочеловек, прародитель скифов. Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Божество, под этим же греческим именем фигурирующее в описании скифского семибожного пантеона у Геродота. Геродот также сообщает нам, что по утверждению самих скифов, со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария (VI до н.э.) прошло 1000 лет. В изложении этого мифа у Диодора персонаж, аналогичный по месту в сюжете Таргитай именуется Скифом. Таргитай — отец Липоксая (авхаты), Арпоксая (катиары и траспии; давно обращено внимание на созвучие имен Арпоксая и библейского Арфаксада – первенца Сима, дед Евера и прадед Фалека, ушедшего, по античным данным, в Скифию; кроме того, имя Арпаксай связывают с Рифатом (Рипатом), сыном Гомера) и Колаксая (сколоты, паралаты и возможно колхи и колы), положивших начало разделению скифского общества на роды. Таргитая также связывают с хеттским и лувийским Тархунтом и хаттским Тару, нередко связанными с «громом и молнией». От мифа о Таргитае, как предполагает Б. А. Рыбаков, остались воспоминания в русских былинах — рассказы о богатыре Тархе Годиновиче (Тархе Тарховиче). С.А. Жебелев считал Таргитая выдумкой самого Геродота, хотя и ставил вопрос о лингвистическом анализе этого имени. Такой анализ был сделан (С.А. Жебелев об этом, очевидно, не знал) еще В.Ф. Миллером. Сопоставив имя Таргитай с именем царицы синтов меотеянки Тиргатао, он высказал предположение, что первое искажено и звучало у "туземцев” Тиргатаос. Согласно Геродоту, скифское племя I в. Авхаты, происходит от Липоксая, старшего сына Таргитая. Согласно Плинию Старшему, «внутрь материка живут авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис». В верховьях Гипаниса (совр. Южный Буг) в скифское время было много памятников, богато насыщенных разнообразным античным импортом, что объяснялось прямым и коротким путем, соединявшим эту землю экспортеров хлеба с Ольвией. Это обстоятельство объясняет позднее свидетельство Валерия Флакка о богатстве легендарного Авха, родоначальника авхатов. Авхаты тесно соседствовали с паралатами. Лингвистически это название 'авхаты' можно связать как с хаттами и хеттами, так и с абхазами, имя Липоксая толкуется иранистами как Гоpа-Цаpь (возможно Эльбрус). Подробнее.


1500 г. до н. э. Индоарийское вторжение в Индию


J2b2 и G2a2b2a (P303) совместно с доминирующими по количеству R1a учувствуют в Индоарийском вторжении в Индию.


Источники:

Maciamo Hay

По мнению исследователей (в частности Клёсов 2013), гаплогруппа J2a1b (M67) появилась на Кавказе примерно в 1500 г. до н. э.



cron