Хронология1000—1100 гг.1050—1100 гг.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 16:00, последние изменения » 07 мар 2016, 23:03




Георгий II (1072—1089 гг.)



crown.png


Георгий II вступил на престол в 1072 году. После того как в битве при Манаскерте турки разгромили византийцев, царство оказалась одна против сельджуков.

В 1073 году против Георгия восстали знатные феодалы. Царь был вынужден пойти на уступки и пожаловал восставшим новые владения. А тем временем в страну вторгся султан Малик-Шах и опустошив Картли вернулся назад. В скорее в страну вновь вторглись турки. На сей раз войско Георгия II-го одержало над врагом победу. Царь отвоевал Анакопийскую крепость.

В 1089 году, в сложившейся тяжелейшей ситуации царский двор принял решение отстранить Георгия II-го от управления страной и посадить на трон его шестнадцатилетнего сына Давида IV-го.Формально Георгий II оставался царём но не принимал участия в управлении страны. Точно не известно когда скончался Георгий II, но в 1108 году он был жив.


Давид IV – Строитель (1089—1125 гг.)



crown.png


Царь Иверии и Абхазии. Сын царя Георгия II. Один из самых выдающихся государственных деятелей. Он способствовал объединению грузино-абхазских княжеств в единое сильное централизованное государство. Сохранились образцы писем, адресованных царям и видным сановникам Грузии; в одном из них царь Грузии Давид величается «царем царей Абхаза, Шаки (часть Албании), Алана и Руса [1]».

Из Средней Азии на запад двинулись полчища кочевых племен турок-сельджуков, которые в 60-х годах XI в. подошли к границам Закавказья. Византийская империя, потерпев несколько сокрушительных поражений от сельджуков, потеряла почти все свои малоазийские провинции; турки захватили Армению и вторглись в пределы Грузии. Наступило тяжелое для страны время. Турки разорили и сожгли города и крепости, села и монастыри, разграбили целые области. С 1080 г. в Грузии начинается т.н. великая туретчина", когда турки, не довольствуясь грабежами и насилием, стали заселять долины Грузии, оседать здесь с семьями и стадами, разрушая оросительную систему, вырубая фруктовые сады и виноградники, превращая цветущие угодья в пастбища. В крупных городах и крепостях стояли турецкие гарнизоны, всюду рыскали их вооруженные отряды, грабя и насилуя; крестьяне оставляли села и бежали в горы, пустели города. Лишь небольшая часть Западной Грузии оказалась огражденной от постоянных набегов и опустошений. Вместе с тем страна обязана была платить ежегодную дань. Положение усугублялось и тем, что в этой кризисной ситуации у власти находился недальновидный и слабохарактерный царь Георгий II (1072-1089). Прогрессивные силы государства вынудили царя отказаться от престола в пользу его 16-летнего сына Давида. Так в 1089 г. пришел к власти Давид IV, величайший политический деятель феодальной Грузии, получивший в народе прозвище Строитель.

Юный царь энергично приступает к решению первоочередных задач: возвращение производительного населения на отчие земли, возрождение экономики страны и изгнание турок-сельджуков. Но для решения их необходимо было подавить сопротивление реакционных сил в лице непокорных крупных феодалов. Решительно расправившись с самыми строптивыми из них, Давид IV стал создавать небольшие, но боеспособные подвижные военные отряды из свободных (царских) крестьян и служилых помещиков-азнауров, которые повели планомерную борьбу против бесчинствующих по всей стране турецких банд, постепенно пресекая их действия. Это дало возможность укрывавшимся в горах земледельцам спуститься в долины и приступить к возрождению хозяйства. Умело использовал Давид Строитель и улучшение международной обстановки, связанное с походом крестоносцев (I крестовый поход 1096-1099 гг.), захвативших ряд сирийских городов и взявших Иерусалим: это значительно ослабило турок и отвлекло их внимание от Закавказья. В 1099 г. Давид прекратил выплату дани, и Грузия фактически избавилась от владычества сельджуков. Теперь можно было приступать к окончательному изгнанию турок, еще владевших крупными городами-крепостями Восточной Грузии и, в первую очередь, Тбилиси. Но для этого требовалось боеспособное войско и дальнейшее упрочение царской власти.

Первоочередной задачей являлось проведение церковной реформы. Церковь была мощной и действенной организацией, пользовавшейся большим влиянием, поэтому Давид нуждался в ее поддержке. В то же время, в период арабского владычества, затем господства турок, в условиях феодальной раздробленности церковь сильно деградировала, высшие церковные должности оказались в руках представителей родовитой знати, зачастую недостойных и коррумпированных; такая церковь являлась опорой для реакционной феодальной верхушки, а не царя. Давид Строитель повел решительное наступление на нездоровые силы в церкви. В 1103 г. он созвал всегрузинский церковный собор, заседания которого проходили в двух соседних епархиях Руиси и Урбниси (в Восточной Грузии, западнее г. Гори). Решениями Руис-Урбнисского собора были смещены недостойные церковные сановники и на их место избраны поддерживающие царя и прогрессивно настроенные лица: кроме того, было запрещено пользоваться церковным имуществом для личного обо гашения, или в целях, противоречащих интересам государства. Давид IV фактически подчинил церковь государству, поставив ее на службу интересам последнего. Это было ощутимым ударом по реакционной родовитой знати и дало в руки царя мощное идеологическое оружие.

Параллельно Давид Строитель создает постоянное войско из свободных служилых азнауров и царских крестьян, особо заботясь об их качественном вооружении, строгой организованности и военно-тактической выучке. К началу XII в. количество постоянного войска достигало примерно 40 тысяч. Теперь можно было начинать генеральное наступление против турок. Первый удар Давид Строитель нанес туркам в восточных областях Грузии, изгнав их из Кахети и Эрети вместе с местным царем, турецким приспешником, и присоединив эти грузинские земли к своему государству. В ответ на эту акцию турки вторглись с большим войском на территорию Кахети, но в 1105 г. в битве при Эрцухи были наголову разбиты. В течении 1110-1118 годов турки были изгнаны из городов: Самшвилде, Рустави, Гиши, Кабалы и Лоре, Давид IV все ближе подбирался к Тбилиси, занимая узловые пункты на основных путях, ведущих к нему. Уже в то время в стратегических планах Давида вырисовывается одна тенденция: он стремится не только к объединению грузинских земель, но выступает в роли освободителя всего Закавказья и создателя многонационального государства. Гиши и Кабала города Шарвана (нын. Азербайджан), а Лоре находился в области, населенной в основном армянами.

Тогда же перед Давидом Строителем встал вопрос об увеличении контингента постоянного войска. Внутренние людские ресурсы феодальной страны не дают возможности для действенного наращивания военных сил, поэтому Давид осуществил дальновидное и оригинальное мероприятие: в 1118-1120 гг. в Грузию из северокавказских степей были переселены 40 тысяч половецких (кипчакских) семей, каждая из которых получила земельный участок, обязуясь в свою очередь выделить одного члена семьи для несения постоянной военной службы. Таким образом было создано дополнительное 40-тысячное регулярное войско. Тогда же признал зависимость от Грузии царь Осетии, согласившись на выплату ежегодной дани; это было первое вассальное владение Грузии на северном Кавказе.

Мероприятие по переселению половцев было своевременным, ибо турки, обеспокоенные перспективой потери Закавказья, решили положить конец успехам грузинского царя и по их требованию сельджукский султан Махмуд, сын Мухамеда, объявил Грузии священную войну. Во главе коалиционного турецкого войска султаном был поставлен известный полководец Неджт-ад-дин Ил-Газ (по грузинским источникам Илгази), прославившийся в битвах против крестоносцев. В походе против Грузии принимали участие и другие заслуженные турецкие военачальники. 12 августа 1121 г. на Дидгорском поле, недалеко от Тбилиси, Давид IV одержал над многократно превосходящими силами коалиционного турецкого войска блестящую, или по словам летописца, дивную победу. По сведениям армянского историка XII в. Маттеоса Урхаеци и Готье, канцлера Антиохийского княжества, мусульманское войско насчитывало, соответственно, 560 000 и 600 000 человек (современные историки считают эти числа преувеличенными примерно в два раза). Численность грузинского войска составляла, по канцлеру Готье, 80 000 человек; Маттеос Урхаеци дает более детальные сведения о его составе: 55 600 воинов, из них 40 000 грузин, 15 000 половцев, 500 осетин и 100 франков (по-видимому, имелись в виду крестоносцы). В любом случае, разница в численности войск была весьма существенной, однако грузинское войско одержало полную победу. После разгрома турецких полчищ Давид Строитель взял Тбилиси (1122), в течении 400 лет находившийся в руках иноземных захватчиков, и перенес сюда столицу объединенного грузинского государства. Через год он освободил г. Дманиси, последний оплот турок в Грузии. В 1124 г. по призыву представителей горожан армянского города Ани, Давид IV освобождает от турок и этот древний город, тем самым отодвинув южную границу Грузинского царства до бассейна р. Аракс. Это было последним успехом Давида IV 24 января 1125 г. великий грузинский царь скончался.


[1] Возможно, что здесь Русу соответствуют владения правителя Абухвастро, который управлял Цукетией, Тушетией, Хундзахом и всеми язычниками тех мест. В дагестанских источниках аварцы, а иногда и другие народности называются русами, или возводятся к ним. Предполагается связь с древним дотюркютским этническим пластом Восточной Европы - арсиями (росами), рос мосоками (масаха хунны?) албанского и армянских источников (мосохами называли тушин, живущих в верховьях Алазани, которым была дарована Алвани). Это объясняет многие недоразумения в связи с известиями средневековых арабских источников о русах (росы). История Ширвана и аль-Баба, арабские источники отождествляют набеги сарирцев (Сарир - Хунзах) и набеги русов на Аран. У Н. Гянджеви вождь русов Кинтал (из страны алан и греков) собрал войско из семи мест. Кинтал можно сравнить с титулами князь и нуцал, а семь мест с военно-политическим союзом дидойцев – Антль Ратль (семь земель).






1082 г. Генетическое образование современных грузин



График 1

Исследуемых: 20
Временной отрезок событий смешения: 914—1278 гг.
Приблизительная дата основного события смешения: 1082 г.

Группа "грузины", как сегодняшняя популяция образовалась в результате случая основного смешения в 1082 г. в период с 914 г. по 1278 г. из нижеследующих групп:

Первая сторона в смеси группы "грузины" (оранжевая): Adygei (28.6%), Palestinian (0.4%), Hazara (0.4%), Brahui (0.3%), Naxi (0.3%), Druze (0.3%), IndianJew (0.1%), Indian (0.1%), Yi (0.1%), Hezhen (0.1%)

Вторая сторона в смеси группы "грузины" (синяя): Greek (19.5%), Armenian (12.4%), SouthItalian (6.3%), Cypriot (5.3%), Lezgin (5.1%), NorthItalian (3.9%), Syrian (3.0%), Jordanian (2.6%), EastSicilian (2.4%), Pathan (1.7%), Makrani (1.4%), Tuscan (1.3%), Druze (0.9%), Sindhi (0.8%), Bedouin (0.7%), Burusho (0.6%), Palestinian (0.3%), Brahui (0.2%), Kalash (0.2%), Balochi (0.2%), WestSicilian (0.2%)


История региона проживания группы "грузины" в период основного события смешения 1082 г. (914—1278 гг.)

По Др. Хелленталю, в его ответном письме выше (... For our Georgian samples ... at least with our sample size of 20 individuals, we do not see evidence for any other (older) mixing events ...) они не увидели доказательств более древнего события смешения в смеси группы "грузины", а это означает что описываемое выше событие является основным для этой группы. Это событие смешения группы "грузины" в точности совпадает с периодами существования Абхазского Царства и последующего Царства Абхазов и Картвелов почти на 80% территории сегодняшней Грузии, Абхазии и части Турции до Трабзона (Источники в Материалах ниже. Т.А. Ачугба "История Абхазии в датах", М. Бахтадзе, М. Вачнадзе, В. Гурули "История Грузии"). На Графике 1 видны три основные части смеси группы "грузины". Это группы адыги, греки и армяне.
Пример 2
При более подробном рассмотрении смешения каждой из групп между собой, используя способ описанный выше в Примере 1, можно увидеть что эти три основные группы принадлежат противоположным сторонам в этом смешении (это видно по устремлённым вверх кривым на Примере 2). Группа адыги - одна сторона, а например греки и армяне другая.

Преобладающие сегменты адыгов и армян можно объяснить тем, что именно в этот период регион центральной Грузии постоянно переходил из рук абхазских царей к армянским и наоборот. Присутствие в регионе греков, тоже довольно очевидно на протяжении всего рассматриваемого периода. Это и сами цари, их войска, религиозные деятели и конечно же понтийские греки, проживающие в регионе с 5 века до н.э.

Ниже приведена история периода в датах (это более подробная версия Т.А. Ачугба, так как особенных различий по исследуемому периоду с версией М. Бахтадзе, М. Вачнадзе и В. Гурули обнаружено не было. Обе работы в Материалах ниже):

888 – 893 гг. – правление царя абхазов Баграта I. Идёт соперничество между Абхазскими и Армянскими царствами за Картли. При нём были захвачены ряд укреплений в Самцхе. Однако в 888 г. правители Тао-Кларджети и Армении (в 886 г. Арабский халифат формально признал Ашота I Багратуни Армянским царём) на р. Кура нанёсли поражение войску абхазского царя. В бою погиб осетин Бакатар, командовавший абхазским войском.

893 – 922 гг. – правление царя абхазов Константина III. При нём продолжалось соперничество между Армянскими и Абхазскими царствами за Картли. В конце 90-х г. Константин выдал свою дочь за сына Армянского царя Сумбата, а в 904 г., воспользовавшись распадом Армянского царства, в условиях арабского нашествия, армянский царь Сумбат I уступил Картли Константину III, и закрепил этот союз, выдав свою дочь за Константина III. С этого момента абхазские цари сидели в Кутаисе, а своих старших сыновей посылали в Картли. Абхазскому царю подчинялись также Кахети и Эрети.

914 г. – восточные границы Абхазского царства были нарушены в связи с вторжением арабского эмира Абу Касима, который преследовал армянского царя Сумбата I, укрывавшего в «горах Абхазии».

920 г. – создание абхазо-армяно-византийской военно-политической коалиции против арабов.

922 – 957 гг. – правление Георгия II, сына Константина III. Много лет ушло у Георгия II на борьбу со своим сводным братом Багратом, но ему всё же удалось полноценно править своим государством. Современники называли Георгия II самым выдающимся из абхазских царей. Византия называла Георгия II Христолюбивым, Боголюбовым эксусиастом (владетель) Абхазии. Такого титула не заслужил ни один правитель Абхазии. Георгий II назначил правителем Картли сначала своего старшего сына Константина, который, пытаясь овладеть отцовским престолом, организовал мятеж против отца. Однако заговор был раскрыт и Константин умер после пыток. Затем правителем Картли, а позже царём Абхазии стал другой сын Георгия II – Леон III. При нём был построен храм Чкондиди (Мартвили), учредил там епископство и продолжил христианизацию Алании.

945 – 957 гг. – правление византийского императора Константина Багрянородного, сохранившего ценные сведения о границах Абхазского царства и о табеле рангов абхазских царей.

957 – 967 гг. – правление царя абхазов Леона III, который до этого был правителем Картли.

964 г. – основание Леоном III храма Кумурдо (недалеко от Ахалкалаки). Не позднее 967 г. – возведение Леоном III величественного Моквского собора, при котором была организована епископская кафедра.

967 – 975 гг. – правление царя абхазов Дмитрия III (брат Леона III). Его правление было насыщено борьбой против младшего сына Георгия II Феодосием. В результате этого противостояния Феодосий был ослеплён. Дмитрий III умер бездетным.

975 – 978 гг. – правление царя абхазов Феодосия III Слепого. Он стал царём после внезапной смерти Дмитрия III.

978 г. – правительница Картли абхазка Гурандухт – сестра Феодосия III, вместе с мужем Гургеном Багратионом и правителем Тао-Кларджети Давидом Куропалатом, сместила своего брата Феодосия и сделала царем Абхазии своего сына Баграта III (по иерархии царской династии Леонидов – Баграт II).

978 – 1014 гг. – правление ещё «царя абхазов» Баграта III из рода Багратидов. С ним завершилась история Абхазского царства, т.е. «Царство абхазов» и началась новая эпоха государственности – «Царство абхазов и картвелов». Правители из династии Багратидов до середины XIII в. в своей титулатуре сохраняли на первом месте имя абхазов. Баграт III, после смерти Давида Куропалата (1001 г.), завещавшего Тао-Кларджетское царство Византийской империи, вёл борьбу с императором Византии Василием II (976 – 1025 гг.) за родную вотчину Тао. Вопрос был решён дипломатическим путем. Тао досталось Баграту, который формально признавал зависимость от Византии. Баграт III нанёс поражение картлийским феодалам, для этого он перевёл мать Гурандухт из Картли в Кутаис. Он присоединил к своим владениям Картли, Триалети, Кахети и Эрети.

999 г. – возведение при Баграте III Бедийского собора, где он и был погребён. Здесь была найдена Бедийская чаша с надписью на ней, где упоминается «царь абхазов» Баграт и его мать Гурандухт.

1008 г. – смерть Гургена Багратиони, отца Баграта III.

1014 – 1027 гг. – правление царя «абхазов и картвелов» Георгия I, сына Баграта III. Ему пришлось заново завоевать Кахетию и Эретию. Политика Георгия усилить свои позиции на юге окончилась неудачей. Ряд карательных экспедиции императора Византии Василия II в Восточное Закавказье, вынудило Георгия I подписать мирный договор с Византией, по которому он подтвердил формальную зависимость своего государства от Византии, выдал на три года в заложники своего сына Баграта и уступил империи крепости и владения в Тао-Кларджети. Георгий I был дважды женат: на армянской царевне Мариам, и на дочери осетинского царя Алде. От первого брака имел сына Баграта и дочерей – Марту, Гурандухт и Кату, от второго брака – сына – Дмитрия.

1027 – 1072 гг. – правление Баграта IV. В связи вторичной женитьбой царя Баграта на осетинской царевне Борене (его первая жена была племянница византийского императора Романа III Аргира – Елена), усилилось антивизантийское настроение. Против Баграта неоднократно восставал его сводный брат Дмитрий. Центром сопротивления Дмитрии избрал древнюю столицу Абхазского царства – Анакопию. Около 1032 г. – сторонники царевича Дмитрия и его матеры Алды (осетинка, вторая жена Георгия I) организовали заговор, с целью свержения Баграта IV с престола и воцарения юного Дмитрия. Дмитрий и его сторонники не сумели осуществить задуманное. В 1033 г. царевич Дмитрий сдал Анакопию византийцам и уехал в Константинополь.

1045 г. – Баграт IV осадил Анакопию. Осадой войск руководил князь Отаго Чачас-дзе (первое упоминание фамилии Чачба). Расширив свое влияние на юго-восточном направлении Баграт IV, как сыну армянской царевны, армянские феодалы передали древнюю столицу – Ани с девятью крепостями. Однако Византийская империя, завладев Ани, направила войско во главе с Дмитрием, в Картли, что вынудило Баграта снять осаду Анакопии. Византийцы Анакопией владели более 30 лет. Войско Царевича Дмитрия нанесло поражение войску Баграта и перешло Лихский хребет с востока. Внезапная смерть Дмитрия помогла тогда Баграту удержаться у власти.

1065 г. – стремясь заручиться поддержкой Византии, Баграт IV выдал свою дочь Марту (Мариам) за Михаила – сына императора Византии Константина Дуки.

1068 г. – вторжение турко-сельджукского султана в Восточное и Центральное Закавказье, форсирование его отрядом Лихского перевала до восточных предместий Кутаиса. Ответными ударами войск царя Баграта, с участием войск его жены брата – осетинского царя Дорголел, враг был разбит. XI – XIII вв. – по данным историка Вахушти Багратиони (XVIII в.), территория современной Абхазии в составе «царства абхазов и картвелов» была разделена на три воеводства: Абхазское (включившим историческую Абазгию и часть Зихии-Джигетии), Цхумское (бывшая западная Апсилия и западная Мисиминия), Бедийское (восточные регионы Апсилии и Мисиминии и западные районы Лазики). В XII в. Абхазское и Цхумское объединяются в одно воеводство. Во времена царицы Тамары это воеводство выступает сложившимся образованием с собственной администрацией, столицей – Цхум (Схум) (по-абх. Айъа) и абхазским языком. Цхум являлся также экономическим центром региона. Сюда завозились столовая посуда, некоторые украшения. В городе работали гончары, кузнецы, плотники. Правил воеводством род – Чачба-Шервашидзе. Двойное оформление их фамилии является, скорее всего, результатом скрещения двух родов – местного Чачба и пришлого – Шервашидзе – из восточнозакавказских Ширван-шахов, владения которых были захвачены Давидом Строителем.

1066 г. – сообщение о появлении кометы Галлея в надписи Лыхненского храма.

1072 – 1089 гг. – правление царя «абхазов и картвелов» Георгия II – сына Баграта IV. Начало его царствования характеризуется восстаниями кахетинских, сванских и иных феодалов. Были опустошены Мегрелия, Кутаис и другие регионы царства. К этим событиям последовали опустошения Картли и других регионов Восточного Закавказья султаном турок-сельджуков Мелик-Шахом. В условиях глубокого кризиса, переживаемого Византийской империей, нашествия турок-сельджуков в Закавказье, заставили греков поменять политику в отношении царства «абхазов и картвелов» – снять антигеоргиевский гарнизон в Анакопии, освободить многие крепости на юго-востоке, захваченные турками, и передать их во владение царя «абхазов и картвелов». К такому повороту событий способствовало и то обстоятельство, что сестра Георгия II Мария последовательно была женой двух византийских императоров – Михаила VII Дуки и Никифора III Вониата. Турки-сельджуки в 1080 г. оккупировали Аджарию, Мегрелию, Кутаиси. Георгий II был вынужден признать себя побеждённым, и отправился к султану в Испахан в знак личного выражения своей покорности. Его формальная власть была ограничена пределами Колхиды. Феодалы свергли Георгия, и власть передали его шестнадцатилетнему сыну – Давиду.

1089 – 1125 гг. – правление царя «абхазов и картвелов» Давида IV Строителя. Вначале его царствования государство было сильно ослаблено. Однако благоприятная для него внешнеполитическая ситуация: наступление стабильного периода в развитии крупнейшего христианского государства Византии во главе с династией Комнинов (1081 – 1185 гг.); заключение династического брака – дочь Давида была выдана замуж за одного из представителей династии Комнина; ослабление государства сельджуков и начало эпохи крестовых походов, поднявших престиж христианских государств в регионе. Для усиления военной мощи государства Давид женился на дочери кипчакского князя и переселил в Центральное Закавказье 45 тыс. кипчакских семей.

1121 г. – смуты на территории нынешней Абхазии, которые были подавлены. Давидом Строителем в окрестностях Пицунды были схвачены и наказаны представители администрации Абхазского воеводства, что свидетельствует об индивидуальности и обособленности абхазов, наличии у них собственной политической ориентации и лидеров. 15 августа того же года произошло Дидгорское сражение. Было разбито войско турок-сельджуков.

1122 г. – штурм и освобождение Тифлиса от мусульманских владык в Закавказье и перенос туда столицы царства «абхазов и картвелов» из Кутаиса. За этим последовали присоединение Ширвана с городом Шамахой и древнеармянского города Ани и его окрестных регионов и превращение царства в крупное федеративное полиэтническое христианское государство на Кавказе. Тогда был построен Гелатский монастырь недалеко от Кутаиса.

1125 – 1156 гг. – правление Дмитрия I, сына Давида IV. При нём государство потеряло территории – сельждуки вновь захватили Ани и Гянджу. Много время унесла борьба за престол с братом Вахтангом и старшим сыном – Давидом, который в 1155 г. на время захватил трон отца, но скоро умер.

1156 – 1184 гг. – царствование младшего сына Дмитрия I Георгия III. При нём усилилась тенденция считать царство Багратидов преемником Византии в Закавказье. Георгий отбил у сельджуков Ани, Двин, христианскую часть Ширвана, подавил заговор феодалов во главе с племянником Дмитрием. Георгий был женат на осетинской царевне Гурандухт. Их дочь Тамара была коронована отцом и он правил с ней совместно шесть лет.

1184 – 1213 гг. – единоличное царствование Тамары. Царство «абхазов и картвелов» достигло максимального могущества. Хотя заложенная Давидом Строителем централизация пошла на убыль: знать определяла как судьбу страны, так и самой царицы. В начале, Тамара была выдана замуж за русского князя Юрия Боголюбского, а затем за связанного с ней кровным родством осетинского царевича Давида Сослана. Юрий Боголюбский, сбежавший в Византию, дважды безуспешно вторгался в Закавказье. Его поддерживал Вардан Дадиани – наместник царицы Тамары между Лихским хребтом и Никопсией. Войска Тамары почти два десятилетия проводили военные операции против иранских, турецких, армянских, византийских феодальных владык.

1208 г. – после смерти Давида Сослана, Тамара сделала своим соправителем сына Георгия, которому было дано второе имя – Лаша (в источниках – «Георгий-Лаша» или «Лаша-Георгий»), означающее на «апсарском» (абхазском) языке «просветитель вселенной». По данным грузинских, армянских, персидских и других источников, абхазские отряды традиционно принимали активное участие практически во всех сражениях в составе войск «абхазо-картвельского» царства.

1213 – 1222 гг. – царствование Георгия IV Лаша. Много времени и сил он потратил на усмирение периодически восставших Гянджи, Нахичевани, Эрзрума и других городов и регионов царства. Весть о победах Георгия дошла до папы Римского Гонория III, который предложил ему участвовать в очередном крестовом походе. Однако в 1220 г. у восточных границ царства появилось 20-тысячное войско монголов, посланных Чингис-ханом. В первом сражении монголы у Лаши-Георгия выиграли, а от второго уклонились.

1222 – 1245 гг. – царствование Русудан, младшей сестры Георгия-Лаша.

1225 г. – опустошение Восточной территории царства хорезмским шахом Джалал-эд-Дином. Русудан была вынуждена бежать в Кутаис.

1230 г. – коронация 5-летного сына Русудан Давида «на царство в Кутаиси». В это же время вновь упоминается «Абхазский каталикосат» с центром в Пицунде, что является свидетельством начала распада царства «абхазов и картвелов». Дальнейшие действия Русудан были безуспешными – начались вторжения монголов. Монгольские войска разместились в Восточном Закавказье.

1243 г. – Русудан признала верховную власть хана Батыя и обязалась ежегодно выплачивать 50000 золотых, а её сын Давид VI был отправлен к великому хану монголов для утверждения на престоле. Царство «абхазов и картвелов» было разделено на восемь думенов (провинции). В один из них наряду собственно с современной Абхазией вошли Мегрелия, Гурия, Аджария и Сванетия под начало Дадиани. По сообщению современников, население всей этой области было обязано выставить 10 тыс. воинов. В том же 1243 г. объединенная грузино-монгольская армия, возглавляемая Русудан, вторглась в Малую Азию. Ей оказали сопротивление войска Эрзинского султана во главе с «прославленным абхазом» Дардыном Шервашидзе. По всей вероятности, к тому времени представители феодальной верхушки Абхазского воеводства вышли из повиновения власти Русудан.

1245 г. смерть царицы Русудан. После её смерти, монголы утвердили в качестве её преемников двух царей – Давида, сына Лаши (правил 1245 – 1270 гг.) и Давида, сына Русудан (правил 1245 – 1293 гг.). Они получили монгольские имена – Улу (старший) и Нарин (меньший).
1259 г. – окончательное разделение территории государства «абхазов и картвелов» между братьями; Давиду-Улу – сыну Лаши досталась территория восточнее от Лихского хребта, а земли западнее от Лихского хребта – Давиду-Нарину, сыну Русудан. «Царство абхазов и картвелов» стало достоянием истории. По сообщению армянского историка Хетум (XIII в.), восточная часть стала называться – Грузия, западная – Апвас (Абхазия). Восточное царство непосредственно подчинялось монголам, но власть монголов на Западное царство фактически не распространялась. Само Западное царство, известное в грузинских источниках – Имерети или, же Лихт-Имерети (по-груз. «Страна по ту стороны Лихи») не было строго централизованным, и состояло из нескольких частей: Абхазия, Мегрелия, Сванетия, Рача, Гурия и др.

XIII в., конец – XV вв. – генуэзская колонизация в Абхазии. К 1280 г. относится первое упоминание в источниках о присутствии генуэзцев в Абхазии. В населённых пунктах итальянцы имели свои обособленные от абхазов торговые фактории – поселения. Здесь существовали следующие фактории: Касто (Хоста), Лаисо (Лиеш, Лияш – Адлерская долина), Абкасиа (Цандрипш), Какари (Гагра), Санта-София (с. Алахадзы), Пецонда (Пицунда), Каво-ди-Буксо (Гудаута), Никоффа (Новый Афон), Севастополис – Сан-Себастьян (Сухум), Каво-Зизиба (Адзюбжа), Тамаса (Тамыш), Санта-Анжело (близ устья р. Ингур) и др.



Выводы по смесям групп "адыги" и "грузины"
Основная статья


1100 г. Упоминание у Мровели Леонтия



Мровели Леонти Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. Пер. с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г.В. Цулая. М, 1979.

Текст

С. 21
Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех [этих народов] был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.

С. 22
Эгросу же дал страну у берегов моря и наметил рубежи: на востоке - Горы Малые, ныне называемые Лихи; на западе - море; [на севере] - малая река Хазарети, где примыкают горы Кавказские. Эгрос воздвиг город и назвал его именем своим - Эгриси. Ныне он именуется Бедиа.

С. 29
[Затем следует описание внешности Фарнаваза, говорится о страхе его перед Азоном, приводятся легенды о пророческом видении и нахождении сокровищ, об обращении к правителю Эгриси Куджи с предложением союза.]
[Фарнаваз] пришел к Куджи. Говори ему Куджи: "Ты чадо патриарха картлийского и тебе надлежит владычествовать надо мной. Не жалей богатств своих, дабы преумножить нам войско наше. Коли нам будет ниспослана победа, стань владыкой нашим, мне же быть холопом твоим".

Объединились они и сговорились с овсами и леками. Те же возрадовались, ибо очень им было невмоготу платить дань Азону. Пришли к ним овсы и леки, и приумножились войска. В Эгриси созвали бесчисленную рать и пошли на Азона:

С. 30
Тогда же Саурмаг привел с собой всех [дурдзуков] - половину рода Кавкасионов. Некоторых из них сделал родовитыми, остальных посадил в Мтиулети, от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети, и овладел он всеми ими - роднею матери своей - надежно:

С. 31
Тут Мирван спешился. Расположив всадников в тылу, он возглавил пешие части своего войска и подступил к вратам [неприятеля] жестокий, словно джик, бесстрашный, словно тигр, и с львиным рыком на устах.

С. 33
[Затем следует описание начала царствования Адерки - начало I в. н.э.]
В ту же пору цартсвования Адерки пришли в Абхазию и Эгриси Андрей и Свимон Кананит - двое из двенадцати святых апостолов. Святой Симвон Кананит представился там же, в городе Никопсии, на рубежах Греции, Андрей же обратил мегрелов и удалился по Кларджетской дороге.

[Далее идет "вставка" с описанием раннехристианской пропаганды в Грузии.]

[Вставка]

Итак, с проповедями на устах достигли они страны сванов.
Правительницей же страны той была некая женщина, которая уверовала в проповеди апостолов. И преумножили они число учеников своих. А великий Андрей совместно с Симвоном вошли в земли Овсетские, достигли города, который называется Фостафор, где содеяли множество чудес, обратили и просветили множество народа; оттуда ушли в земли Абхазские и пришли в город Севаст, ныне именуемый Цхуми.
И оставил там блаженный Андрей Свимона Кананита с учениками, а сам ушел в страну джиков. Люди земли этой - джики были жестокосердны и весьма злы делами своими, неверующи и беспастырны. Они не только не вняли проповеди апостола, но тщились умертвить его. Однако божья благодать защитила Андрея. Уведя непреклонность их и суть животную, он оставил джиков и удалился. Потому-то по сию пору пребывают они в неверии. Могила же Свимона Кананита находится в городе Никопсии, между Абхазией и Джикетией, ибо там и преставился святой Свимон Кананит.
А святой Андрей затем утвердил в вере мегрелов и абхазов и удалился в Скифию:

Комментарии

С. 43
6. Мегрелы - производное от груз. Эгри. Одно из картвельских племен, принадлежит к мегрело - чанской подгруппе картвельской группы иберийско-кавказской семьи народов. Территория их расселения называлась Эгриси (Лазика византийских авторов). Существует мнение, что термин Эгриси в хронике Мровели имеет собирательное значение, так как при перечислении племен на территории Западной Грузии он не упоминает абхазов, сванов и др. Однако источники генеалогической таблицы Мровели свидетельствуют, что под этнонимом мегрелы в данном случае подразумеваются такие племена мегрело-чанской подгруппы картвельских племен, как античные колхи, корзены, тибарены, халибы и др. В этих же пределах очерчивает Эгриси и автор армянской "Географии" VII в., четко отделяя "Кохкис (= Колхиду), которая есть Егер ( = Эгриси)" от территории расселения апхазов (а так же сванов и др.).

с. 45-46
22-24. Намечаемые в хронике Мровели северные рубежи Эгриси (Лазики) в сочинении историка Джуаншера Джуаншериани относятся к Абхазии, о территории которой говорится, что она простиралась "от р. Клисуры (Келасури?) до Малой реки Хазарии, куда достигают вершины Кавказские". Текстуальная зависимость этих сведений несомненна; и, главное, они говорят об исторической преемственности Абхазии с Эгриси. В связи с описанием северных границ "владений Эгроса" следует указать также на сведения древнеписьменных источников о "Старой Лазике" в бассейне р. Псекупс.

24а. Леонти Мровели известны две реки Хазарии: Малая и Великая, под которыми принято подразумевать соответственно р. Кубань и р. Волгу. Левобережье Кубани в пределах ее среднего и нижнего течения населяли предполагаемые предки абхазо-адыгских племен - брухи, проживавшие в верховьях Большой Лабы и Мзымты (по локализации Прокопия Кесарийского: "между абасгами и аланами").

25-25. Бедиа - средневековый грузино-абхазский город, развалины которого расположены на территории Абхазии (Очамчирский район). Строительство города Бедиа связано с ростом политического значения Абхазского царства в процессе образования единого Грузинского феодального государства (IX-XI вв.). Первые архитектурные комплексы в Бедиа, носившие церковно-административные функции, были воздвигнуты в первой половине XI в. В XI-XII вв. возрастает политическое значение бедийских эриставов. В конце XII в. их владения были включены в эриставство Одиши во главе с местными князьями Бедиани, имевшими резиденцию в Бедиа. В силу географических условий и прежде всего относительной близости к центральным районам Грузии эта область играла активную роль в приобщении Абхазии к экономической системе и культурно-политической жизни Грузинского царства.

С. 62-63
94. Из древнеармянской версии: "И прислал гонца Фарнаваз к Куджи со словами: "При мне есть сокровища, я приду к тебе и если пожелаешь, используем их для дела против Азона: Куджи сказал Фарнавазу: "Ты есть первейший из дома домовладык Картли и тебе подобает правление и сейчас ты - господин мой и я раб твой". Тут сообщили племенам леков и овсов, которые тяготились данью в пользу Азона. Они собрались воедино, пришли к ним с многочисленной и мощной армией; пришли также и егеры".

Куджи - согласно хронике, представитель колхского правящего дома. Правление его в Колхиде исследователями приурочивается к III в. до н.э. Ю.С. Гаглойти, ссылаясь на сарматское происхождение имени Куджи - "Собака" (реконструировано на основе современного осетинского языка), делает следующее заключение: "Очевидно, Куджи был сарматским военачальником, находившимся в вассальной зависимости" он правителя Картли, подтверждением чего якобы является "факт совместных действий Куджи и овсов на стороне Фарнаваза". Древняя антропонимия грузин действительно носит следы сарматского влияния. Но сарматские имена некоторых древнегрузинских правителей отнюдь не свидетельствуют об их чужеродном происхождении. Совместные действия Куджи и овсов на стороне Фарнаваза были продиктованы не "сарматским происхождением" колхского царя, а единством политических задач народов Кавказа, выступивших против единого врага.

С. 64
102. Это единственное в грузинских источниках труднообъяснимое свидетельство о столь обширных границах Сванети. Существует предположение, что Л. Мровели пользовался каким-то не дошедшим до нас источником; кроме того, имеющееся сведение Страбона о многочисленности сванов, безусловно, должно указывать на значительные размеры территории их расселения.

С. 65-66.

106. Джики - собирательное название части абхазо-адыгских племен, населявших северо-западную территорию Кавказа. Упоминаются также в Древнеармянской версии. Предки их под названием зихи, зикхи, зиги были известны еще античным авторам (Страбон, Плиний, Птолемей, Флавий, Арджики начинают играть активную роль в политических событиях Грузии. Евстафий - византийский писатель второй половины XII в. - пишет, что "зиги - племя очень дикое".
В византийских и грузинских средневековых источниках они именуются джики (зихи), в арабских и русских - косоги (кашак). Под таким названием они знакомы и некоторым кавказским народам (осетинское название кабардинцев - каесгон). В картвельских языках этноним кашаг получил разное осмысление: прямое (сванское название кабардинцев - кашаг) и переносное - социальное и метафорическое. Переносное осмысление этнонима кашаг в различных картвельских языках должно указывать на разносторонность взаимоотношений отдельных грузинских племен с косогами-джиками. Так, например, в грузинской литературе XVII в. слово кашаг означает "рослый невольник". В современном грузинском литературном и мегрельском языках это же слово в форме качаги значит "разбойник" и с незначительной фонетической деформацией кочаги - "молодец".

Сам факт метафорического значения слово "джик" в грузинской летописи XI в., составленной на основе значительно более ранних письменных и устных источников, должен свидетельствовать о древности связей грузин с племенами Северо-Западного Кавказа. Впоследствии переносное значение этнонима джик еще более расширилось. Так, например, у С.С. Орбелиани: "Джик - похож на тигра, но больше (размером), коего перы именуют бабр; называют так и одну область, пограничную с Абхазией".

Приложение.

Сведения из "Жизни Вахтанга Горгасала".

В ту же пору появились греки в Абхазии, ибо владели всей территорией в нижнем течении Эгрис - Цхали, а отныне захватили земли от Эгрис-Цхали до Цихе-Годжи:


Материалы:

Мровели Леонти Жизнь картлийских царей


1100 г. Извержения вулкана Эльбрус



Эльбрус, Кавказский хребет, 5642 м.

На основании радиоуглеродного датирования учёными установлено, что вулканическая активность Эльбруса проявлялась 33180±700 и 21000±120 лет до нашей эры, а в голоцене (поздний этап посткальдерного цикла) она возобновлялась несколько раз — 8150±40, 6520±50, 6200±120, 5120±21 лет до н. э. [1]. По другим оценкам последнее сильное извержение вулкана происходило в I—II веках нашей эры и менее интенсивное 900 лет назад [2]. Вулканический пепел от древнего извержения Эльбруса (около 45 тысяч лет назад — похолодание Хейнрих 5), в частности, был обнаружен международным коллективом учёных в ходе исследования Мезмайской пещеры.

Сноски:

[1] Геологическое строение вулкана Эльбрус и проблемы его возраста. Газеев
[2] Global Volcanism Programm