100 г. АВХАТЫ
В районе р. Кубань появляется скифское племя авхаты. Согласно Геродоту, скифское племя, произошедшее от Липоксая, старшего сына Таргитая. Согласно Плинию Старшему, «внутрь материка живут авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис». В верховьях Гипаниса, в скифское время, было много памятников, богато насыщенных разнообразным античным импортом, что объяснялось прямым и коротким путем, соединявшим эту землю экспортеров хлеба с Ольвией. Это обстоятельство объясняет позднее свидетельство Валерия Флакка о богатстве легендарного Авха, родоначальника авхатов. Авхаты тесно соседствовали с паралатами. Лингвистически это название 'авхаты' можно связать как с хатами и хеттами, так и с абхазами, имя Липоксая толкуется иранистами как Гоpа-Цаpь (возможно Эльбрус). Подробнее.
1 в. Упоминание у Павела-Диакона
Павел-Диакон упоминает об "антах" на Днепре.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
100 г. АЛАНЫ
Аланы приходят из Внутренней Азии и оседают на Южнорусской равнине восточнее Дона и севернее Кавказа. Античные авторы впервые упоминают албанов — народ Албании, древнего государства в восточном Закавказье на юго-западном берегу Каспийского моря (в нижнем течении р. Куры и Аракса) (совр. Дагестан). Подробнее.
100 г. АПСИЛЫ
Появляется скифо-сарматское племя — апсилы, локализуется в районе Диоскуриды (город близ совр. Сухум). Размещалось севернее колхов, в устье р. Коракс (совр. Кодор). Древнегреческие географы называли их кораксами. Апсилы являлись южным ответвлением племени абасгов. Между Трапезунтом и Великой Арменией, появляется племя арменохалибы, тождественные халибам. Подробнее.
100 г. ГУННЫ
Появляются предки гуннов — кочевого народа Центральной Азии, начавшего передвижение на запад с I в. н. э. Подробнее.
100 г. КОЛЫ
Появляются колы — племена, жившее на западнокавказском побережье, предгорьях Кавказа и области Колика, южнее кораксов. Подробнее.
100 г. МАНРАЛЫ
Появляются манралы — племя, их колхидской области Эгритика, в районе совр. р. Риони, отождествляемое некоторыми исследователями с предками нынешних мингрелов. С рубежа нашей эры в прибрежных районах Абхазии укрепляются римляне. В греческой Диоскуриаде они основывают крепость. А в 65 году н. э. сама Диоскуриада переименовывается в Себастополис. Подробнее.
Юлиан (кон. I — нач. II вв.)
Царь Апсилии. Утвержден во власти римским императором Траяном (98-117 гг.).
Апсилы занимали восточный берег Черного моря к западу от Фазиса (Риона) до реки Мачара. Предки современных абхазов - апсилы впервые упоминаются в сочинении римского писателя Плиния Секунда “Естественная история”. Здесь же содержится сообщение о крепости (кастелле) Себастополисе и городе Диоскуриаде.
Материалы:
Все правители Абхазии
Абхазское царство. 786 г.
Антропонимический репертуар "Дивана абхазских царей" . Г. А. Амичба
Хроника абхазских царей. Ф. Жордания 1902
Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. 2007
Культура и идеология раннесредневековой Абхазии (V—Х вв.). Амичба 1999
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
Объезд Эвксинского Понта. Флавий Арриан
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Латышев 1947
Константин Багрянородный. Об управлении империей: Текст, перевод, комментарий. Литаврин 1991
100—800 гг. Аланы
Аланы (др.-греч. Ἀλανοί, лат. Alani, Halani) — кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие остались на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до похода монголов.
Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам.
Подробнее об аланах.
100—786 гг. Абазгия, Апсилия, Санигия, Мисиминия
Абазгия
Согласно древнеримскому историку Флавию Арианну во II веке н. э. Абазгия была страной в подчинении Рима, законы которой устанавливал римский цезарь. В начале VI века Абазгия поглотила соседнее княжество Санигию. Начиная с IV века Абазгийские племена столкнулись с усиливающимися племенами апсилов, что вынудило их переселиться на территорию современного города Сухума. Позже Абазгия стала частью Эгриси (Лазики), властелин которой назначал владетеля Абазгии. Абазгия поддерживала Эгриси во время Ирано-византийских войн.
В 550 году Абазгия была втянута в восстание против Византии. Итогом восстания стало разделение Абазгии на две части — восточную, править в которой стал Скепарн, и западную, править в которой стал Опсит. Скепарн вскоре получил поддержку сасанидского двора, а Опсит подготовился к обороне от византийских войск под командованием Вильганда и Иоанна Армянина. В следующем же году византийцы восстановили свою власть в стране. В VII веке Византия отторгла Абазгию от Эгриси и передала ей часть земель западных апсилов, санигов и мисимиан.
Апсилия
Апси́лия (абх. Аҧстәыла) или Цебельда — позднеантичное и раннесредневековое государственное образование абхазского племени апсилов. Известно с I века н.э. В 730-х было поглощено соседним, более сильным княжеством Абазгией, на основе которых, а также Мисиминии, сложилось позже Абхазское царство.
Располагалось на территории современной Абхазии по берегу Чёрного моря между реками Псырцха (около нынешнего Нового Афона) и Аалдзга, известной также под историческим именем Цебельда. Состояла из двух исторических областей - Гума и Абжуа. Важнейшие города и крепости: Тусумэ, Цибила, Пуста, Цкыбын, Скотор, Моква. Столица - Себастополис. Правящая династия - Юлианиды.
Археологические, исторические памятники Цебельдинской культуры исследуются начиная с 1959 г.
Полунезависимыми владетелями Цебельды был абхазский княжеский род - Амаршан. Столицей владений княжеского рода было село Мерхеул.
Санигия
Сани́гия — позднеантичное и раннесредневековое государственное образование абхазского племени санигов. Известно с I века н.э. В начале VI века было поглощено соседним, более сильным княжеством Абазгией.
Располагалось на территории современной Абхазии, а также Хостинского и Адлерского районов города Сочи Краснодарского края по берегу Чёрного моря между реками Жвава-Квара (около нынешнего Гагры) и Хоста (в нынешнем Сочи).
Столица — Цандрипш. Правящая династия — Цанба.
Мисиминия
Мисими́ния — позднеантичное и раннесредневековое государственное образование абхазского племени мисимиян. Известно с I века н. э. В VII-VIII вв. находилось в вассальной зависимости от Лазского царства. В 730-х-х было поглощено соседним, более сильным княжеством Абазгией, на основе которых и Апсилии сложилось позже Абхазское царство. В границах примерно совпадало с исторической областью Дал-Цабал.
Располагалось на территории современной Абхазии в среднем течении реки Кодор. Мисимияне владели крупными крепостями Бухлоон и Собгиси. Столица — Цахар. Подробнее о Мисиминии.
Материалы:
"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011
ОБЪЕЗД ЭВКСИНСКОГО ПОНТА. ФЛАВИЙ АРРИАН
Naturalis Historia. Pliny the Elder 77–79. Latin-English 1969
100 г. Упоминания у Валерия Флакка
Валерий Флакк (вторая половина I в. н. э.) "Аргонавтика".
IV. Да не будет для тебя так страшно, хотя и крайне свирепое, племя халибов, которое занято тяжким трудом на твердых полях и где огненное жилище всегда гремит от ударов по массе железа. Затем по всему побережью бесчисленные царьки, гостеприимству которых никак нельзя доверять; но пусть прямым путем (615) корабль пробежит мимо них на парусах, надуваемых ровным ветерком. Так ты прибудешь, наконец, к быстрой реке Фасису.
V. (140). Под конец ночи из скрытых в земле пещер слышится неусыпный труд халибов, твои поселенцы, Марс, изнуряют неустанной работой орудия. По всем землям звучит эта рука, первая создательница кровавой войны; ибо, пока они крепкие залежи неизвестного дотоле железа (145) не разрыли и не дали мечей, ненависть и горе блуждали без оружия, гнев был бессилен и Эриния вяла. Затем они оставляют позади скалу Юпитера Генетейского и зеленые озера тибаренов, где беременная женщина обвязывает мужа праздной повязкой и ухаживает за ним, окончив свои роды. (150) Вы, моссины, также удивились парусам неведомого корабля, и вы, макроны, с высоких жилищ, и кочующие бизеры, и берега, названные по имени Филиры, которые Сатурн потряс конским копытом. Оттуда последний залив и жестокое жилище Прометея (155) открываются взорам, а также Кавказ, поднимающийся к холодным медведицам. Этот день случайно привел туда и Алкида для изменения участи титана; и, уже с усилием раскачивая со всех сторон жестокие оковы и стряхивая с них застарелый иней, он, схватив их руками, вырвал из подошвы скал, (160) стоя высоко и крепче опираясь левой ногой; загремел огромный Кавказ, и, последовав за вершиной горы, бревна упали в море, и реки были отведены от него. Раздается треск, как будто бы Юпитер на небе потряс эфирные твердыни или рука Нептуна - основания земли. (165) Ужаснулось беспредельное побережье Понта, ужаснулись все иберы, живущие вдоль Армении, и, когда море далеко отхлынуло назад, Минии вновь стали бояться пройденных Кианей. Тогда послышались с более близкого расстояния стонущие звуки стали, глухой шум горы при отрывании скал и тяжкие титана (170) стоны при отделении его членов, прикрепленных к утесам. Между тем союзники, не зная этого (ибо кто поверил бы, что Алкид был тогда в этих горах или исполнил бы отложенные обещания?), продолжают свой путь. Они только дивятся с моря тому, что рассевшиеся берега покрываются снегом и скалы разрываются, (175) и вместе дивятся падающей сверху огромной тени умирающей птицы и льющимся по воздуху черным дождем ее крови. Солнце ближе воспламеняло воды, оканчивающийся день уже начал показывать утомленным аргонавтам желанных колхов, где великий Фасис пенящимся в противолежащее море (180) стремится устьем. Все вместе узнают места, составляющие цель их пути, припоминают признаки и по порядку пройденные племена и вводят корабль в реку. Вместе залитая сверкающим эфиром Паллада и Юнона останавливают запряжку крылоногих коней.
V, 416. Отсюда вождь, не менее восхищенный разукрашенным изображением храма, переносит взоры на двухстворчатые двери, созерцая здесь колыбель и происхождение колхидского народа, как царь Сесострис впервые начал военные действия против гетов, как он, поражением своим (420) устрашенный, одних отвел назад в Фивы и к родной реке, а других поселил на полях Фасиса и повелел им называться колхами. Те возвращаются в Арсиною, к веселой жизни на теплом Фаре и в благодатный климат без дождей, а эти уже меняют льняные одежды на сарматские штаны (425). Варвар Фасис, неистовствуя от любви, преследует Эю в родных горах; она робко бросает колчан, смущенная девическим страхом, и уже лишается чувств от бегства, и бог обвивает побежденную летучей волной (..).
VI. 33. Теперь, Муза, напомни мне, какую ярость видела ты в Рипейской земле, каким усилием Скифию Перс (35) возбудил и кто уповал в битвах на коней и мужей. Впрочем, если бы я имел даже тысячу уст, то не вспомнил бы всех по числу и именам, ибо ни одна страна не богаче этой племенами, хотя меотийская молодежь гибнет в вечных войнах, однако никогда на богатой почве нет недостатка в населении, (40) которое наполняет обеих Медведиц и огромного Дракона. Поэтому, богини, представьте мне вождей и одни только их племена. Анавсий, уже раньше ставший врагом за то, что Медея была обещана в жены албанскому тирану, выслал пылких аланов, за которыми вскоре последовал и сам, и свирепых гениохов. (45) Увы, он не знал, в чертог какого чудовища стремился он войти и какой ужас предстоял ахейским городам, будучи сам приятнее богам и счастливее в холостом дворце. Ближе всех к нему легион Бисалты и предводитель Колакс, тоже божественной крови: Юпитер его на скифском побережье (50) произвел вблизи зеленой Мираки и тибисенских устьев, прельщенный (если это достойно веры) полузверским телом и не устрашенный двумя змеями нимфы. Вся фаланга носит на резных покровах (щитах) Юпитеров атрибут - разделенные на три части огни (т. е. перун). (55) Не ты первый, воин римский, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья.
Кроме того, сам Колакс собрал воздушных драконов, отличие матери горы, и с обеих сторон противопоставленные змеи сближаются языками и наносят раны точеному камню. (60) Третий Авх, пришедший с единодушными тысячами, выставляет на показ киммерийские богатства; у него издавна белые волосы, прирожденный знак; пожилой возраст уже образует простор на голове; обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки. Дарап, страдавший от раны, полученной в Ахеменской битве, послал на войну Датия, которого окружал воинственный строй гангаридов и тех, которых приводит в ярость выпитая вода Гера, а также тех, которые живут вокруг озера Бика. Был там и Анксар и Сидон с братом Радалом, и акесинские по дурному (70) знамению вещей лани отряды двигал Фрикс. Сама она сопутствует и, блистая шерстью и золотыми рогами, везется перед строем на высоком шесте; она печальна и не желает возвратиться в рощи свирепой Дианы. Двинул и Сиену с племенем гилейским умоляющий Перс, выставляя безбожно нанесенные раны брата.
Нигде ни один лес не был гуще и не поднимал выше древесных стволов; утомленные стрелы падали назад прежде, чем достигали до верхушки дерева.
(79) И из гирканских пещер титанский выгнал (80) Кирий к оружию мужей, и келалеты привлекли к битвам все отряды на кибитках: там у них и сшивной (из кож) дом, и жена, сидящая под сыромятной кожей, и сын, посылающий короткие метательные копья, сделанные из любого дышла. Покидается и стоящая на обрыве моря Тира; покидается и гора (85) Амбенская и сильная холодными ядрами Офиуса. Устремляются и выродившиеся синды и скучивают отряды, еще ныне боящиеся ударов бичей вследствие преступления предков. Рядом с ними Фалк с шумом ведет по равнине вооруженную медью молодежь, и поднимают знамена густые ряды кораллов, (90) у которых значками служат варварские колеса, на спине - покрытое железом изображение свиней и кумиры Зевса - обломанные колонны. Они дают сигнал к битвам не хриплым звуком рога, но уставно воспевают туземных вождей и старинные деяния соплеменников, и хвалы предков служат побуждением мужам. (95) А где быстрый пехотинец равняется с сидонскими вожжами, оттуда Эя влечет к себе сплоченных клятвой батарнов, которые, под предводительством Тевтагона, вооружены щитами из сырой коры и дротиками с равными по длине острием и древком. И недалеко отсюда пронзает двойным дротиком беловатые щиты тот (100), кто вырубает секирой лед реки Новой и не слышит течения замерзшего Алазона вдоль всего берега и которых ... (102) Тарант и Эварх, богатый белоснежными лебедями. И тебя могу я передать грядущим векам, гигант Ариасмен, несущего тяготу войны и широко (105) рассыпающего всюду по пустынной равнине вооруженные косами колесницы. Следует рать дрангейская и вышедшие из ущелий каспиады, у которых стая псов неленостно выскакивает на резкие звуки рогов и участвует в битвах своих господ. Поэтому им воздается равная почесть по смерти, и они принимаются в курганы (110) среди предков и могил мужей, ибо с железом в груди и со страшной гривой стая мчится черным строем и с таким лаем, каким оглашается страшная дверь Дита или свита Гекаты высоко в воздухе. Ведет рати от гирканских лесов святой пророк (115) Ван; уже третье поколение Скифии видело его воспевающим мужественных миниев и ветрила корабля "Арго". Его наставлениями богаты и индийцы, и лагейские молодые всходы стовратных Фив, и вся Панхаия, захваченная рипейским триумфом.
(120) Разноцветная Иберия излила вооруженные копьями отряды, которые ведут Отак, Латрис, похититель любви Невр и не знающие убеленного сединами возраста язиги. Ибо когда уже изменяют прежние силы, знакомый лук отказывается служить и копье презирает стремления своего хозяина, - (125) у мужественных предков создался обычай не медлительно претерпевать смертную участь, но погибать от руки молодого потомства врученным ему мечом; прерывают замедление и сын, и отец, единодушные оба и вызывающие сожаление своими мужественными поступками. Здесь и благоухающие надушенными волосами микеи, (130) и рати кессейские, и ты, невинный вследствие неведения металлов аримасп, еще не раскапывающий своей земли, и авхат, умеющий раскидывать широким кругом летучие арканы и притягивать петлями самые дальние отряды. Я и носящего тимпаны в кровавых войнах (135) не обойду молчанием тирсагета, опоясанного за спиной развевающимися шкурами и покрывающего зеленью цветов оплетенные копья. Есть предание, что Вакх, вождь от крови Юпитера и Кадма, этой ратью разбил счастливые царства приносящих ладан сабеев и арабов, но затем, когда переходил через Гебра (140) воды, покинул тирсагетов под ледяной Медведицей. У них доселе сохраняется весь образ жизни древних, священные удары медных инструментов и напоминающая о восточной битве флейта. Эмода присоединяет свои богатства; следуют за своими знаменами эксоматы, торины и белокурые сатархи. (145) У торинов почет меду, сатарха обогащают его подойники, эксоматов кормит охота, и север не славится более никакими другими конями; они спасаются бегством по хрупким водам Гипаниса с детенышами тигрицы или свирепой львицы, и печальная мать цепенеет на возвышении подозрительного берега. (150) Желание Фриксова руна подвинуло и ненадежных кенторов, и страшных магическим ужа сом хоатров. У всех их свирепое почитание вышних сил, у всех чудодейственное искусство; они то удерживают зелень при начале весны, то внезапно заставляют таять Меотиду для трепетных повозок. (155). Среди них явился и наиболее выдающийся стигийским искусством Коаст; его побудила не любовь к войне, но слава китейской девы и дышащая одинаковыми ядами Медея. Радуется Авернское озеро, радуется уже спокойной ночью перевозчик и Латония, плывущая по безопасному небу. (160) Шли и равняющие отряды по обоим флангам баллониты, и быстро меняющий сопутных коней мез, и мечущий огромное копье сармат. Не столько волн вздымает Борей с края моря, не так отвечает он братьям с гребня противоположной волны, не таков бывает птичий крик у рек, сколько согласных звуков рогов несется тогда к эфиру и волнует столько обезумевших тысяч, сколько листьев и цветов бывает в начале года.
Материалы:
Великая степь в античных и византийских источниках. Гаркавец 2005
100—200 гг. Некресская надпись на асомтаврули
Некресская надпись — осколок сильно поврежденной надгробной стелы и другие обломки, на которых алфавитом «Асомтаврули» нанесены надписи языческого характера, найденные в кахетинском городище Некреси.
Кахетинское городище Некреси находится на равнинах Алазанской долины в 9 км от районного центра Кварели и в 150 км от Тбилиси и известно как историческое место, где до принятия христианства находились языческие святилища. Государственный музей Грузии ведет здесь раскопки с 1984 года под общим руководством академика Левана Чилашвили. В 1999 году во время раскопок в фундаменте и стенах одного из строений было обнаружено 9 камней с нанесенными на них надписями алфавитом «Асомтаврули». Согласно исследованиям Чилашвили, археологические данные позволяют датировать само строение не позднее III века нашей эры, а вышеотмеченные камни были использованы как вторичный материал при строительстве, хотя они являются могильными плитами, возможно, с более древнего и уже «всеми забытого» кладбища огнепоклонников. Из этого Чилашвили делает вывод, что на одном из камней, описание которого приводится ниже, нанесена древнейшая из ныне известных грузинских надписей, относящаяся к I—II векам нашей эры. З. Чумбуридзе считает, что некресские надписи относятся к дохристианское эпохе, при этом обращает внимание на тот факт, что на надгробных плитах нет ни одного имени христианской эпохи, а лишь дохристианские имена. Стивен Рапп считает такую датировку беспочвенной. Современная академическая наука наиболее вероятной версией считает создание грузинского алфавита Месропом Маштоцем в начале V века на базе арамейской и греческой систем.
Могильная плита с предполагаемой древнейшей надписью представляет собой камень длиной 41,5 см, шириной 10—10,5 см и толщиной 5,5 см. На камне надпись из 8 строк. Алфавит древнегрузинский: Асомтаврули, высота букв 1,8—2,5 см, ширина букв 1,0—2,0 см.
1-я строка: сохранились нижние части двух последних букв
2-я строка: сохранились нижние фрагменты первых двух букв и две последние буквы: А, Н
3-я строка: читается: АЗАТ
4-я строка: читается: СИ АРС
5-я строка: читается: НОВМ
6-я строка: читается: ЦАВИН
7-я строка: читается ХРЕВС
8-я строка: одна буква С
Перевод: «Никому не прикасаться к Азату».
100—200 гг. Упоминания у Дионисия Периэгета
Дионисий Периэгет (I-II вв. н.э.) "Описание населенной земли"
52-710. Народы за Танаисом и на Кавказе
Вблизи Меотийского озера живут сами меоты и савроматские племена, славный род воинственного Ареса; они произошли от той могучей любви амазонок, которой они соединились некогда с савроматскими людьми, блуждая вдали от своей родины Териодонта; от них-то родились воинственные потомки, обитающие в необозримом лесу, среди которого катится Танаис, впадающий в угол Меотиды и отрезающий Европу от Азиатской земли, так что на запад лежит Европа, а на восток Азия. Истоки его журчат вдали в Кавказских горах, он же, широко разлившись повсюду, быстро несется по скифским равнинам; а когда он сильно взволнуется под дыханием Борея, увидишь на нем и лед, сплотившийся от мороза. Несчастны те, которые обитают в этой стране: вечно у них холодный снег и пронизывающий мороз; а когда настанет от ветров страшная стужа, своими глазами увидишь умирающих коней или мулов или пасущихся под открытым небом овец; даже сами люди, которые остались бы под теми ветрами, не уцелели бы невредимыми; но они, запрягши свои повозки, удаляются в другую страну, а свою землю оставляют на волю холодных ветров, которые, неистовствуя страшными порывами, потрясают землю и поросшие соснами горы. Столько-то народов живет по Танаису. С савроматами же, как соседи, живут синды, киммерийцы (Локализация киммерийцев между синдами и керкетами - северокавказскими племенами, в противоречии с тем, что о них обычно говорится, наводит на мысль, что в данном случае источником Дионисия послужил какой-то перипл, сохранивший отголоски значительно более древних данных об исторических киммерийцах в Северном Причерноморье, которые жили на Кавказе - согласно публикатору1) и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы, которых некогда дуновения Нота и Зефира унесли от Ксанфа и идейского Симоента, когда следовали они с войны за воинственным царем. За ним живут, владея соседней землей, гениохи и зигии, чада земли пеласгмйской; а по берегам самой дальней части Понта, за страной тиндаридов1 живут колхи, выходцы из Египта, в соседстве с Кавказом, который у Гирканского моря поднимается крутыми горами. Здесь Фасис, катясь по поверхности Киркейской равнины, извергает в волны Эвксина свои быстрые пенистые воды, получив свое начало у Арменийской горы. К северо-востоку от него лежит перешеек между Каспийским и Эвксинским морями. На нем живет восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток и вступили в ожесточенную войну с гирканами, и большое племя камаритов, которые некогда гостеприимно принял к Вакха после Индийской войны и вместе с ленами устроили священный хоровод, надев на грудь повязки и небриды (накидки из шкур лани) и крича: "эвой, Вакх!" - Бог же возлюбил сердцем это племя и обычаи этой страны. За ними волнуется Каспийское море. Я легко мог бы описать тебе и это море, хотя и н" видал его отдаленных путей и не переплывал их на корабле, ибо я не живу на черных, кораблях и не занимаюсь переданной отцом торговлей.
1 Имеется в виду милетская колония Диоскуриада, на месте нынеш него Сухуми, названная по имени Диоскуров (Кастора и Полидевка), именуемых также Тиндаридами по их отцу Тиндарею (Илиада, III, 236).
761-774. Народы Закавказья.
: Столько народов живет вокруг каспийских волн. Теперь обрати внимание на понтийские народы, живущие скученно к западу от колхов и Фасиса, вдоль берега Эвксина до Фракийского устья, где Халкидская земля. Сначала живут бизеры и вблизи их племена бехиров, макроиы, филиры, и те, которые имеют деревянные моссины. Вблизи их - богатые стадами тибарены; за этими последними населяют бесплодную и суровую землю халибы, искусные в обработке трудного железа; стоя при тяжкозвучных наковальнях, они никогда не прекращают труда и тяжелых забот. За ними расстилается простор Ассирийской земли, где воинственный Териодонт посылает амазонкам с Арменийской горы свою белую воду.
Материалы:
Великая степь в античных и византийских источниках. Гаркавец 2005