I в.
Согласно Геродоту, скифское племя, произошедшее от Липоксая, старшего сына Таргитая. Согласно Плинию Старшему, «внутрь материка живут авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис». В верховьях Гипаниса, в скифское время, было много памятников, богато насыщенных разнообразным античным импортом, что объяснялось прямым и коротким путем, соединявшим эту землю экспортеров хлеба с Ольвией. Это обстоятельство объясняет позднее свидетельство Валерия Флакка о богатстве легендарного Авха, родоначальника авхатов. Авхаты тесно соседствовали с паралатами. Лингвистически это название 'авхаты' можно связать как с хатами и хеттами, так и с абхазами, имя Липоксая толкуется иранистами как Гоpа-Цаpь (возможно Эльбрус).
Плиний Старший (лат. Plinius Maior; 23—79 гг. н. э.) — «XII.88. От Тафр по направлению внутрь материка живут авхеты [1], во владениях которых берет начало Гипанис [2] (совр. Южный Буг), невры, от которых вытекает Борисфен, затем гелоны, тиссагеты, будины, басилиды (Basilidae) [3] и темноволосые агафирсы».
Как считается, в Парфении греческого поэта Алкмана (VII в. до н. э.) из Сард сохранен фрагмент скифского эпоса: в строке «колаксаев конь за приз с ибенским спорит» упомянут именно царь Колаксай. А. И. Иванчик сопоставляет это упоминание со сведениями о чудесных конях осетинского фольклора. В поэме Валерия Флакка «Аргонавтика» фигурирует могучий герой, скифский царь Колакс. Он назван сыном или потомком Юпитера (Зевса) и нимфы со змеями Оры. Он сражает в бою нескольких врагов, но гибнет от руки Ясона. Среди союзников Колакса упомянут Авх, «пришедший с единодушными тысячами, выставляя напоказ киммерийские богатства. У него издавна белые волосы — прирождённый знак; пожилой возраст уже образует простор на голове. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной главы две повязки…» (традицию сохраняет ряд религий с древними корнями). Имя Авха ассоциируют с авхетами из рассказа Геродота. По Грантовскому, Авх принадлежит к жречеству, стало быть, возможно авхаты — племя жрецов. Среди народов за Яксартом Плиний упоминает эвхатов и котиеров, безусловно тождественных авхатам и катиарам Геродота.
[1] Они должны быть отождествлены с теми авхатами, которые, по Her., IV, 6, произошли от Липоксая, брата первого скифского царя Колаксая, имя которого, в свою очередь, соответствует племенным наименованиям колы и колхи. Авхеты на основании этого должны быть локализованы где-либо в области Кавказа. Помимо высказанных соображений, в пользу подобной локализации говорит также то, что в их владениях берет начало река Гипанис, т. е. Кубань, ибо Гипанис-Буг берет начало в земле скифов, граничащих с неврами (Her., IV, 52); следовательно, авхеты могли бы быть локализованы где-либо в южной части Ставропольского края».
[2] Гипанис, Ипанис (др.-греч. Ύπανις, др.-греч. ‛Ύπανις — буйная, бурная) — историческое наименование рек, обычно Южный Буг в ранних античных источниках, хотя иногда под таким названием выступала и р. Кубань (фонетически почти повторяет античное название). Плиний полемизировал с мнением тех, кто помещал Гипанис в Азии (к востоку от Танаиса-Дона), то есть, отождествляли её с Кубанью (Plin., IV, 88). При этом ни Геродот, ни Плиний, ни Солин не говорят о Гипанисе-Кубани, но зато этот Гипанис упоминают все авторы традиции Варрона Атацинского (Flacc., VI, 147; Amm. Marc., XXII, 8, 26; Honor., А, 33). Флакк, например, указывает, что Гипанис вброд переходят эксоматы, народ, локализуемый по данным параллельных источников к востоку от Меотиды (Ps.-Scymn., 878—879; Mela, I, 114; Polyaen., VIII, 55; Ptol., V, 8, 17).
[3] Басилиды (греч. Βασιλίδαι — «царские») должны здесь быть отождествлены с «царскими» скифами Геродота (IV, 20) и «царскими» скифами или сарматами Страбона (VII, 3, 17). Плиний уже называл одно племя басилидов. Эпитет «царские» прилагался в древности к разным племенам, указывая на то, что царское племя занимало господствующее положение среди своих соседей. В этой главе басилиды, будины и агафирсы помещены не в тех местах, в которых их помещал Геродот. Согласно гипотезе В. П. Яйленко (2006, 149-170), сведения Плиния и Мелы восходят к источнику IV в. до н. э.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Auchetae, Auchatae, Euchotae, греч. Αὐχάται, рус. Авхеты, Евхеты, Липоксаи.
Источники:
Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.