ХронологияБиблиотекаАЛАНЫ

Сообщение Опубликовано » 12 сен 2015, 15:02, последние изменения » 12 мар 2016, 14:47

I в.

Многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Размещались в степях между предгорьями Урала и Северного Кавказа, между Танаисом и Аральским морем. В I в. н. э. пришли из Внутренней Азии и осели на Южнорусской равнине восточнее Дона и севернее Кавказа. В III в. аланы неоднократно вторгались в пределы Римской империи. До проникновения в Предкавказье, к началу IV в. аланы обитали к востоку от Дона. В IV в. они вошли в состав гуннского союза племен и приняли участие в Великом переселении народов. В 370 г. вытеснены гуннами на Запад. В V в. часть из них примкнула к свевам и вандалам в Галлии и Испании. Отдельные отряды аланов в 424 г. переправились вместе с вандалами в Северную Африку. На Кавказе формирование материальной культуры аланов относится к V в., когда в зону их расселения входила центральная часть Северного Кавказа от верховьев Кубани до пределов Дагестана. С конца VI до конца VII в. письменные источники молчат об аланах, что, возможно, было связано с их зависимостью от хазар. Впервые этноним 'аланы' появился в источниках I в. н. э. В античной письменной традиции имела место контаминация названий 'аланы', 'албаны', 'аламанны'.

Считается, что Монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам. В грузинских источниках аланы упоминаются как ovsi, osi. Данный экзононим по настоящее время употребляется грузинами в отношении современных осетин. Закономерным развитием древнеиранского *ārуаnа в осетинском, по мнению В. И. Абаева, является allon (из *āryana) и ællon (из *ăryana). Этноним в форме æллон сохранился в фольклоре осетин, но не используется как самоназвание. Аммиан Марцеллин (330 — после 395 гг. н. э.), описывая гуннов, сообщает, что они дошли до земли «аланов, древних массагетов» (лат. Halanos veteres Massagetas), произведя у них страшное истребление, при этом размещая аланов у Танаиса (совр. Дон). Однако, ссылаясь на Ю. Кулаковского и соглашаясь с ним, Н. Пигулевская отмечает его совершенно справедливое замечание о том, что сообщаемое Аммианом положение алан у Танаиса, заимствовано им из карт, предшествующих ему географов и полного доверия не заслуживает. Во времена жизни самого Аммиана, латинский писатель Иероним, в 397 г. н. э. совершавший паломничество на восток, когда гунны наводнили ромейские провинции Сирию и Каппадокию, сообщает, что гуннская орда (лат. Hunnorum examina) двигалась с Танаиса, где находились «невероятные», «страшные» массагеты. Весь восток «содрогнулся» от сообщений вестников, что «от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, где в Кавказских ущельях Александр дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов». Феофан Византиец (ок. 760—818 гг. н. э.) утверждал, что народы, живущие на восток от Танаида (совр. Дон), в древности носили имя массагетов.

Иоанн Цец: (585) Иберы, абазги и аланы - одного рода … (Иоанн Цец. ориг. Kissling 1826. Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии. 1967, Т. VII, 22—26).

В древних китайских источниках можно найти информацию о том, что в начале нашей эры, с территории нынешнего северного Китая началось движение на запад племен да-юэчжей которые потом смешавшись с аорсами в области Янцай стали по китайским источникам называться Алань-на или Алань-ляо. В китайском иероглиф, обозначающий звук ‘на’ отличается от иероглифа, обозначающего ‘ляо’ всего лишь одной небольшой черточкой, ввиду чего и возник вариант с написанием ляо. Вариант же Алань-на неизбежно восходит к Аран-на, т.е. Арианна, что явилось основой для Аллон в итоге. Кроме того, в той же самой области архитектура башен весьма напоминает осетинскую, а называются они ‘галон’, что в буквальном переводе с протоцяньского языка означает ‘каменный дом’. У населения тех мест бытует эпос о Гесэре, сыне Хормусда (явный след иранского влияния, причем не персидского, а восточно-иранского, поскольку Ахура-Мазда именно в бактрийском варианте звался Хормусдом, частью которого являются религиозные песнопения называющиеся Шан Хуар, исполняемые в период весенне-полевых работ). Шан звалась и первая династия Китая, представители которой были европеоидными и принесли в Китай культурные достижения из региона Малой Азии. Именно их захоронения, скорее всего, находят в песках на севере Китая. Примечательно, что хоронили они в лодках-долбленках (баелаегъ) как осетин еще в 18 веке, а у изголовья мужчин находят по несколько головных уборов. Выводы о происхождении хуарасмиев (хорезмийских племен, в том числе и массагетов, они же да-юэчжи, которые позже вместе с аорсами стали называться аланами) из региона Малой Азии делал и академик Толстов, после 8 лет проведенных в хорезмийской археологической экспедиции в своем труде ‘Древний Хорезм’. Интересный момент, что те же да-юэчжи звучали в древнекитайском варианте как да-гет-ши, т.е. буквально ‘племя великих гетов’, что в восточно-иранском варианте звучало как раз как мазагета/массагета с тем же значением. Кроме того, их же отмечают как тохаров. Китайские авторы называют тохаров также даха/духо/духолу. Учитывая особенности китайского восприятия звуков ‘г’ и ‘р’ можно говорить о том, что духолу имеет изначальную форму дугору/дугару. По таким же названием описывают и греки это племя, но уже в Бактрийском царстве, куда они мигрировали и которое завоевали – тугар/тагур. Тюрки позже стали их звать дюгер (точно также осетинских дигуров зовут их западные соседи, балкарцы – дюгерла), а иронская часть осетин дыгур. По сей день у туркменов сохранилось племя дюгер, часть этого племени ушла с турками-
сельджуками в Малую Азию и тоже сохранила свое название. Часть аланского союза составляла область Янцай, насчет нее китайские авторы отмечают, что одежда, обычаи и язык подобны тем, что у да-юэчжей и у Кандзюй, т.е. Канга, это государство среднеазиатских скифов-саков. Ученый-синтолог Палейбланк восстановил древнекитайское звучание названия Янцай – Апса (Янцай оно стало через форму Ямцай/Амцай, которая тоже фигурирует в китайских текстах, а переход П->М вообще характерен для многих языков мира). В грузинском языке и историографии очень долго фигурировали овси, в мегрельском варианте они же опси, в абхазском ау-апс, а-ҧс-уа — абхазы на абхазском; ауа-ҧс — осетины на абхазском; о-пс-и — осетины на мегрельском; э-бз-е — сваны на карачаевском; а-бз-ангэ — безенгийцы (балкарцы) на осетинском. Они же упоминаются в союзе с сираками как афсы.

Китайские источники о сарматах и аланах:

1. «Яньцай лежит в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение. В обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Войско более 100 тысяч. Лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное море (под западным морем китайцы подразумевали Аральское море, под северным Каспийское море)».

2. Интересно сообщение рубежа нашей эры (хроники династии Младшая Хань): «Владение Янь лежит от Яньцай на север. Состоит в зависимости от Кангюя, которой подать платит кожами зверьков мышиной породы. Владение Яньцай переименовалось Аланья. Состоит в зависимости от Кангюя. Климат умеренный. Много сосны, ракитника и ковыля. Обыкновения и одеяния народа сходны с Кангюйскими».

Ж. Сабитов: «Судя по сообщениям китайских авторов, сарматы и аланы жили возле Каспийского моря, на рубеже веков название «яньцай» (обозначение сарматов) уступило место названию «аланы», в силу их усиления. По сказанию, переданному Геродотом, часть позднейших савроматов прибыла из области современной турецкой гавани Самсун (север Турции) морским путем в северокубанскую область и здесь смешалась со скифскими племенами. В савроматских и сарматских археологических памятниках, которые локализуют в районе Нижнего Поволжья, Западного Казахстана и Южного Приуралья, в женских (погребениях фиксируется большое количество оружия, что может косвенно свидетельствовать о том, что мифы об амазонках, переселившихся из Малой Азии к скифам, являются отражением реальности.

По свидетельствам Геродота и археологов, мы можем предположить, что предки савроматов (сарматов и аланов) прибыли из Малой Азии. Здесь же они, под воздействием скифов, сменили свой язык на индоевропейский, но со своим колоритом («Савроматы говорят языком скифским, но с давнего времени искаженным, так как амазонки недостаточно усвоили себе скифский язык»). Данный язык впоследствии стал предковым языком для аланов и их потомков - осетин. Аланы и сарматы считаются представителями гаплогруппы R1a, точнее, одного из ее кластеров. Это, например, выразилось в том, что один из кластеров R1a условно назвали «сарматским». Большинство сходилось во мнении, что R1a могли быть одной из мажоритарных групп у сарматов и аланов. Стоит отметить версию, высказанную И.Л. Рожанским: «в то время часть носителей G2a1a оказалась отделенной от своих сородичей, и их история развивалась другими путями. Первое, что приходит в голову, - это то, что они влились в состав формировавшихся тогда в прикаспийских степях протоиранских этносов, с соответствующим языковым переходом и сменой национальной самоидентификации. Если так, то неуловимые ираноязычные аланы - это потомки той самой ветви G2a1a, ушедшей когда-то в степь. Время жизни предка ветви с DYS391=9 попадает почти в точности на конец эпохи Великого переселения народов, что согласуется с историческими данными о формировании аланской государственности. Почему предок оказался G2a1a, а не, например, R1a1 или I2a, - это дело случая».

По мнению Ж. Сабитов, гаплогруппа G2a1a (P18) появилась на Кавказе с территории Малой Азии в период 2500-3000 лет назад. Савроматы сумели сохранить свою мажоритарную гаплогруппу (естественно, приняв разрозненные гаплотипы соседних народов) и распространились вплоть до Западного Казахстана, но утеряли язык («приняли искаженный язык скифов» по Геродоту) и уже позже их потомки-аланы, при нашествии разных народов (гунны, тюрки, хазары, кипчаки, и впоследствии монголы), ушли в горы, сохранив свой язык от ассимиляции. Безусловно, можно согласиться, что каждый из кластеров данной гаплогруппы имеет свою историю, и время жизни предка каждого кластера может быть гораздо ниже общего возраста жизни всей популяции. Посчитанные возрасты четырех кластеров осетин на основе генеалогической скорости дали следующие результаты:

1. G2a1a-α: возраст 1400±500
2. G2a1a-β: возраст 1300±500
3. G2a1a-γ: возраст 1000±500
4. R1b1b2-β: возраст 800±300

Аланы фактически, во времена монголов, отступили в горы. Об этом свидетельствует взятие войсками монголов Магаса во время Западного похода и последовавшие за ним походы. Например, Сартак фактически вынужден был выделять двух человек из десятка для охраны стад от набегов аланов с гор. Позже к Хулагу от Берке убежало огромное количество аланов, во главе с царицей Лимачав из рода Ахасарфакианов и ее двумя детьми Фареджаном и Бакатаром. Позже, во времена Ильхана Гейхату, Фареджан разорял Картли и захватил город Гори (возможно, отсюда пошел гаплотип И.В. Сталина). Здесь же можно упомянуть поход золотоордынских войск для взятия «ясского города Дедякова в 1278 году».

Заключение Ж. Сабитова: предки сарматов и аланов жили на севере Малой Азии, откуда они около 3000 лет назад переселились на Кубань и Северный Кавказ. Позже они распространили свою экспансию до Западного Казахстана, где были зафиксированы китайскими источниками. На рубеже новой эры аланы (один из сарматских родов) начали играть главную роль в сарматском союзе племен. Произошла экспансия на Запад. Позже гунны, кипчаки, монголы фактически выдавили аланов в горы, где те обрели свое современное место жительства. Никакой языковой ассимиляции большого количества населения Кавказа аланами не было (отличие от первой точки зрения). Отличие от второй точки зрения заключается в том, что мы считаем, что источником данной гаплогруппы у осетин были савроматы, переселившиеся из Малой Азии и что данная гаплогруппа была мажоритарной, которая у них превалировала, а оставшиеся гаплогруппы были следами контакта с другими популяциями. Согласно данной точке зрения, аланы являлись одним из сарматских родов, который на рубеже веков начал играть первую роль в сарматском этносе. Таким образом, маршрут миграций этой гаплогруппы таков: переселение савроматов из Малой Азии в степи Кавказа (переход на индоевропейский язык), распространение вплоть до Западного Казахстана, начало доминирования аланов, их частичный уход к горам Кавказа во время гуннов (другая часть ушла в Европу), уход в горы в эпоху монголов. Легенда о переселение савроматов и амазонок с территории Малой Азии, записанная Геродотом и повторенная более поздними авторами. В связи с упоминаниями этой легенды другими авторами и отсутствия упоминаний у других авторов о происхождении савроматов (сармат) более вероятно, что в данной легенде о переселении предков из Малой Азии есть рациональное зерно.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Alani, Halani, греч. Αλανοι, Αλανικοι.


Источники:

Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.

Открыть PDF в новом окне: ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА НА СУПЕРЭТНИЧЕСКОМ УРОВНЕ. Л. Н. Гумилёв. Конец и вновь начало