4000—3200 гг. до н. э. Майкопская культура
Археологическая культура, распространённая в предгорьях Северного Кавказа в раннем бронзовом веке. Названа по Большому Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским. Основная территория распространения — равнины и предгорья Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни. В Прикубанье культура доходит на север до 46°, а в Чечне — до 43°. На юге она проникает в предгорья по долинам рек, но достигает черноморского побережья только в районе Тамань — Геленджик. Выделяют также кумо-манычскую периферию — зону влияния или дальнейшего проникновения культуры на север, а также обширный ареал изделий или стиля изделий майкопской культуры. Подробнее.
4—3 тыс. лет до н. э. Человек начинает использовать медь
Зарождение "майкопской культуры". Время существования единого "ашуйского" [адыго-абхазского] праязыка, названного так по имени археологической культуры. Первые дольменные постройки Пиренеев. Дольмены "Страны басков" являются ключом к пониманию происхождения "дольменной культуры" Западного Кавказа. С "протобасками" ученые связывают крупнейший в мире ареал дольменной культуры, охватывающий весь север и восток Испании, все западные и часть центральных департаментов Франции.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
4000—3000 гг. до н. э. Майкопская плита
Найдена случайно в 1960 году, на территории Коэщевского городища (солярного святилища).
Первая публикация была в журнале «Техника — молодежи», № 11, 1964 г., с.9. Единственный экземпляр каменной плиты (треугольной формы) с надписью хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее. Предварительно датируется синхронным с майкопской археологической культурой, то есть с середины 4 тыс.до. н. э. по середину 3 тыс. до н. э. Даже при датировке конец 3 тыс. до н. э. Майкопская плита является самым древним материальным артефактом созданния письменности автохонным народом на территории бывшего СССР, а значит и России.
Пока известны только две попытки расшифровки:
Г. Ф. Турчанинов заявил, что успешно расшифровал надпись на Майкопской плите, используя абхазский язык, и заявил об открытии им Ашуйского письма, которым по его мнению пользовались далёкие предки абхазо-адыгских народов. По его мнению плита содержит следующий текст: «Этот азегского царя Великого Марны потомок (сын) есть. Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил (эту) крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху».
Н. Г. Ловпаче предпринял попытки сопоставления Майкопской плиты с надписями на т. н. меотских таблетках, более поздней меотской археологической культуры, которые пока не позволили приблизиться к расшифровке. Также он обнародовал свою версию перевода текста Майкопской плиты используя реконструкцию древнеадыгского языка: «Великий жрец Хебату, наместник бога касутава, 51-летний муж, придя в „сады“, построил город отпрыску царского дома Сапуле, младшему брату Арнувады. Тысячу рук (строителей), маталла и агари (граб) доставил правитель в город. В 25й год хатама (процветания?) правитель освятил дворцовую крепость Маэ жертвой 21 овцы божеству зерна Хаяме обпахав его».
Однако эти расшифровки ещё не получили оценки или признания научного сообщества.
4000—2000 гг. до н. э. J2b2, G2a2b2a: Причерноморье
J2b2 и G2a2b2a (P303) заселяют Причерноморские степи и либо проходят через Кавказ из Восточной Анатолии, либо, что более приемлемо, из Фессалии или Карпато-балканской металлургической провинции.
G2a2b: Майкопская Культура, Причерноморская степь и предгорья.
Источники:
Древняя ДНК
Maciamo Hay
4 тыс. лет до н. э. Разделилась "Хатто-хурритская" языковая семья
Хатты обосновались в Малой Азия и на черноморском побережье Кавказа. Древнее государство Хатти [3-2 тыс. до н. э.] возникло на этнооснове хаттов, смешавшихся с индоевропейскими народами "анатолийской группы" – лувийцами, палайцами и неситами. Хурриты разделились на 3 ветви: первая заселила горные районы Восточного Кавказа [Дагестан]; вторая – горные районы в верховьях реки Тигр, озеро Урмия [Иран], Кура-Араксинскую низменность [Азербайджан]; третья – заселила запад Малой Азии, Балканы [пеласги?] и Эгейское море [будущие “народы моря”?], Аппенинский п-ов [этруски?].
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
4000 г. до н. э. Куро-аракская культура
Археологическая культура, представленная в IV — начале III тысячелетия до н. э. на территории Северного Кавказа, Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока (Азербайджан, Армения, Грузия, восток Турции и северный Иран). Данную культуру впервые выделил и описал советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин.
Культура зародилась в Передней Азии, а затем распространилась на Кавказ. Выявлено сходство артефактов Майкопской культуры и местной Лейлатепинской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тыс. до н. э., что соответственно укрепляет версию миграции на Южный и затем и на Северный Кавказ племен Убейд-Урукского круга Ближнего Востока. Носители культуры обитали в укрепленных поселках со стенами из сырцового кирпича. Дома в плане имели круглую форму. В центре поселений располагались ямы для хранения зерна. Основное занятие: земледелие и скотоводство. Имеются следы керамики. На сосудах культуры встречается серия характерных знаков, которые рассматриваются как протописьменность или тамги.
- J2a, J1 и G2a: доминирующие в Кура-Аракской культуре Северного Кавказа, Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока. Представители этих гаплогрупп продвигаются с Кавказа в Анатолию, Северную Месопотамию и Западный Иран.
- Небольшое количество J2b2, G2a2b2a (P303) и R1b (M269) с Кавказа мигрируют в Волго-уральский регион, несся с собой бронзу и протоиндоевропейский язык.
Источники:
Древняя ДНК
Maciamo Hay
4000 г. до н. э. Хетты на Балканах
Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы.
3800—3300 гг. до н. э. G (M201): Европа
G (M201): Франция, Италия, Германия.
Источники:
Maciamo Hay
Древняя ДНК
3750—1700 гг. до н. э. Хатты
Хатты — народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии (нынешняя Турция) в период 2500—1700 г. до н. э. в эпоху раннего и среднего бронзового века. Название страны и народа позднее унаследовали покорившие их хетты, однако устаревшее наименование хаттов как «протохеттов» в корне неверно — хетты относились к совершенно другой языковой семье. Нескольким лингвистам (Э. Форрер, Э. Ларош, И. М. Дунаевская и А. Камменхубер) удалось выяснить грамматическую структуру хаттского языка, и по их выражению — «она являет черты разительного структурного сходства с северо-западными кавказскими языками (абхазо-адыгскими)», а лингвистические исследования Г.А. Меликишвили и Г.Г. Гиоргадзе также делают вероятным близкое родство хаттского с языком каски. Каски (или Кашки, Кашаки, Каскейцы) — народность (группа племён) населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э. от р. Галиса (Кызыл-Ирмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от совр. Ерзнка — Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешиль-Ирмак) и Лик (Волчья река, Гайл-гет, Келькит). Говорили на языке родственном языку хаттов. Данная народность засвидетельствована в клинописных надписях древней Малой Азии Иногда их называют — каскайские племена. Сегодня уже мало кто сомневается, что Хаттский язык принадлежал к Северо-Кавказской семье Абахазо-Адыгской группы. Подробнее.
3750 гг. до н. э. Фар Хатти приходит и занимает трон Аккада
Фар Хатти [Var Hatti — "царь хатти"] приходит и занимает трон Аккада [из древнехалдейского трактата по астрологии]. В древнем фольклоре адыгов сохранилась аналогичная легенда о походе Уар-Хату в Малую Азию, который окончился на Евфрате. Плита из г.Кархемиша с иероглифическим текстом, содержание которого передано в “Рукописи Древней Гилдани [Ассирии]” более подробно описывает поход Фар Хатти, военачальника или вождя, возглавившего народ "хатуун" [людей хатти]. "Уун" — с древнего адыго-абхазского можно перевести как "человек". Если принять во внимание древнеассирийское “Var” [царь], которое по-адыгски звучит как “Уар”, то Хату был царем хатуунов, основавшим в Малой Азии “хаттское” царство.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
3600—2800 гг. до н. э. Баденская культура
Баденская культура, в Венгрии — пецельская культура — неолитическая (энеолитическая) культура Центральной и Юго-Восточной Европы (3600—2800 гг. до н. э.). Как варианты баденской рассматриваются костолацкаяи болеразская культуры, хотя они имеют ряд важных отличий.
Этническая принадлежность
Согласно мнению М. Гимбутас баденская культура представляла собой одну из первых волн индоевропейцев в Европе. Однако существует гипотеза, что носители этой культуры могли иметь и доиндоевропейское происхождение. Согласно ещё одной гипотезе баденская культура наряду с родственными культурами пецель и коцофень была общим предком носителей италийских языков и лузитанов.
Жилища
Население обитало в укрепленных поселках с каменными стенами.
Артефакты
Изготовляли украшения из раковин и меди (кольца). Использовались луки и стрелы. Найдены следы керамики и глиняные фигурки животных. Предполагается, что племена баденской культуры были знакомы с колесным транспортом (телега — англ. wagons).
Погребения
Из погребальных обрядов характерна кремация.
Хозяйство
Основу хозяйства занимали охота и скотоводство.
3600—2300 гг. до н. э. Ямная культура
Археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Подробнее.