Хронология500—0 гг. до н. э.400—300 гг. до н. э.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 07:59, последние изменения » 11 мар 2016, 13:29




400 г. до н. э. — 800 г. Культура кувшинных погребений



Культура кувшинных погребений — археологическая культура, представленная в IV в. до н. э. — VIII в. н. э. на территории Закавказья, особенно на территории Кавказской Албании. Покойники погребены в больших глиняных кувшинах в сильно скорченном положении на боку. Погребальный инвентарь содержит изделия из металлов (бронзовые и главным образом железные орудия и оружие, бронзовые, серебряные и золотые украшения), дерева, камня, глины, стекла и пасты. В поздних погребениях встречаются римские, аршакидские и сасанидские монеты. Данная культура принадлежала оседлому земледельческому населению, занимавшемуся также скотоводством, охотой, рыболовством и ремёслами.

Под кувшинными погребениями подразумевается ингумация, во время которой покойник целиком укладывался в глиняный сосуд разных форм и размеров и таким образом закапывался в землю. Кувшинными погребениями нельзя считать кремационные захоронения в аналогичных сосудах.


400 г. до н. э. ТОРЕТЫ



Появляются тореты — меотийское племя, размещалось на северокавказском побережье Понта Эвксинского (совр. Черное море), юго-восточнее Горгиппии (совр. Анапа). Подробнее.


400 г. до н. э. Упоминания у Палефата



ПАЛЕФАТ (IV в. до н.э.) "О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ"

VII, фр.1 К керкетам примыкают мосхи, и хариматы владеют Парфением до Эвксинского Понта.
Фр. 2. Палефат в VII книге сочинения "О троянской войне" говорит, что длинноголовые [подроб.] живут в Ливии выше колхов.


Материалы:

Великая степь в античных и византийских источниках. Гаркавец 2005


400 г. до н. э. Азон (Ясон)



Азон (груз. აზო; Азо) — согласно грузинской средневековой историографии, правитель Картли в последней трети IV в. до н. э. Его историчность весьма сомнительна. Имя Азона сопоставляют с греческим мифологическим героем Ясоном, который, согласно некоторым античным источникам эллинистического времени, правил в Колхиде.

Согласно Тациту, в его время иберы и албаны сами утверждали, что происходят от фессалийца Ясона, вернувшегося в Колхиду (здесь это событие датировано мифической эпохой, то есть XIII в. до н. э.).

Краткое упоминание о нём содержит сочинение «Обращение Грузии». По этому рассказу, якобы Александр Македонский, покорив Картли, назначил её правителем Азо, сына некоего царя Ариан-Картли, который поселился в Мцхете, став её первым царём, его богами были идолы Гаци и Гаим, и он умер своей смертью, его преемником был Фарнаваз I.

Леонти Мровели приводит подробный и существенно отличающийся от предыдущего рассказ о том, как Александр, царь Македонии, после упорной войны покорил земли Картли и поставил своим наместником (эриставом) патрикия Азона, сына Иаредоса, уроженца Македонии, с войском в сто тысяч человек из области Фротатос. По приказу Александра Азон установил почитание Солнца, Луны, пятерицы звёзд (то есть планет) и «незримого бога».

Азон разрушил укрепления городов Картли, кроме четырех крепостей, где разместил гарнизоны. Также он покорил Эгриси и подчинил овсов (осетин), леков (дагестанцев) и хазар — этот перечень народов крайне анахроничен.

Жестокое правление Азона вызывало недовольство картлийцев. Тогда картлиец Фарнаваз поднял восстание, а «тысяча избранных всадников» Азона перешли на его сторону. Фарнаваз стал царём Картли, Азон бежал.

Через два года Азон вернулся из Греции с войском, но был вновь разбит Фарнавазом.

Согласно «Истории Армении» (II 8) Мовсеса Хоренаци, наместником Александра Великого в Картли был Митридат Понтийский.


384—322 гг. до н. э. Упоминания у Аристотеля



Аристотель (384-322 гг. до н.э.) "Метеорологика"

KH.I, ГЛ.13, § 17. А с Кавказа, кроме многих других рек, выдающихся количеством и величиной, течет Фасис. Кавказ и по величине и по высоте самый большой из горных хребтов с северо-восточной стороны. (18) Доказательством его высоты служит то, что он виден с так называемых пучин и при входе в Меотийское озеро; кроме того, его вершины ночью освещаются солнцем до третьей ее части как перед зарей, так и с вечера; доказательством же его громадности служит то, что хотя в нем много долин, в которых живет много народов, и есть, говорят, большие озера, но все-таки все эти долины, говорят, ясно видны до самой отдаленной вершины.
(29). ... Находящееся под Кавказом озеро, которое туземцы называют морем, очевидно, находит себе выход в глубине: принимая в себя много больших рек и не имея открытого стока, оно изливается под землю у страны кораксов, около так называемых пучин Понта; это неизмеримая глубина моря: по крайней мере никто еще никогда не мог достать дна, спуская лот.

"Политика"

Кн. VIII, гл. 4, § 4. Есть много народов, склонных к убийству и людоедству, как, например, из числа припонтийских, ахейцы и эниохи, а равно и другие племена из живущих на материке, одни подобно этим, а другие еще больше их; они ведут разбойничий образ жизни, но храбростью не отличаются.


Материалы:

Аристотель - Сочинения. 1976-1983


302—64 гг. до н. э. Понтийское царство



Понтийское царство (Понт) — греко-персидское государство в Малой Азии в 302 — 64 до н. э., на южном берегу Эвксинского понта (Чёрного моря). Основано Митридатом (имя персидского происхождения) в Пафлагонии. Наибольшего размера достигло при Митридате VI (132 — 63 до н. э.), присоединившем Вифинию, Каппадокию, Колхиду, греческие колонии Тавриды и на короткое время захватившем римскую провинцию Азию. После окончательного поражения в войнах с Римской республикой западная часть государства была обращена в провинцию Вифиния и Понт (Bithynia et Pontus), а восточная стала клиентским царством. Подробнее.



cron