400 г. до н. э. — 800 г. Культура кувшинных погребений
Культура кувшинных погребений — археологическая культура, представленная в IV в. до н. э. — VIII в. н. э. на территории Закавказья, особенно на территории Кавказской Албании. Покойники погребены в больших глиняных кувшинах в сильно скорченном положении на боку. Погребальный инвентарь содержит изделия из металлов (бронзовые и главным образом железные орудия и оружие, бронзовые, серебряные и золотые украшения), дерева, камня, глины, стекла и пасты. В поздних погребениях встречаются римские, аршакидские и сасанидские монеты. Данная культура принадлежала оседлому земледельческому населению, занимавшемуся также скотоводством, охотой, рыболовством и ремёслами.
Под кувшинными погребениями подразумевается ингумация, во время которой покойник целиком укладывался в глиняный сосуд разных форм и размеров и таким образом закапывался в землю. Кувшинными погребениями нельзя считать кремационные захоронения в аналогичных сосудах.
4 в. до н. э. Упоминание у Страбона
Вслед за Скилаком Кариндским название ахаиев приводит Страбон (66 г. до н. э. - 23 г. н. э.). В своей "Географии" он пишет: "за Синдикой и Горгиппией (совр. Анапа) идет вдоль моря побережье ахаиев, зигов и гениохов", лишенное большей частью гаваней и гористое, так как оно является частью Кавказа. Эти народности живут морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью до 25 человек, редко - до 30; у греков они называются «камарами»... Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город; они господствовали на море. Иногда им помогают даже жители Боспора, предоставляя свои корабельные стоянки, рынок для сбыта добычи. Когда они возвращаются в родные места, то при отсутствии корабельных стоянок им приходится на своих плечах переносить «камары» в леса, где они и живут, обрабатывая скудную землю. Когда же наступает время плавания, они снова несут свои лодки к берегу. Точно так же поступают они и в чужих странах, где им хорошо известны лесистые места; там они прячут свои «камары», а сами пешком бродят днем и ночью, похищая людей для продажи в рабство. Похищенных они с готовностью предлагают отпустить за выкуп, извещая об этом после выхода в море их родных. В землях, подчиненных местным властителям, правители оказывают помощь жертвам насилия; они нередко в свою очередь нападают на разбойников и, захватив их «камары», приводят назад вместе с экипажем. Области, подчиненные римлянам, более бессильны против этого зла из-за небрежения посылаемых туда правителей»
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
4 в. до н. э. Упоминание у Корнелия Тацита
Современник Страбона Корнелий Тацит в Книге III своего трактата «История» подтверждает мнение о неспособности римлян совладать с западно-кавказскими пиратами: «В Понте неожиданно взялся за оружие раб, варвар, некогда командовавший царским флотом, - отпущенник Полемона Аникет. Прежде он пользовался большой властью в этой стране; когда же она сделалась римской провинцией, принялся с нетерпением ожидать переворота... во главе значительных сил ворвался в Трапезунд. Расположенная здесь когорта была перебита ... Аникет сжег римские суда, забросав их горящими факелами, и стал полновластным хозяином на море... Варвары с удивительной быстротой понастроили себе кораблей и безнаказанно бороздили море. Корабли эти у них называются камары, борта их расположены близко друг к другу, а ниже бортов корпус расширяется, варвары не пользуются при постройке кораблей ни медными, ни железными скрепами. Когда море бурно и волны высоки, поверх бортов накладываются доски, образующие что-то вроде крыши, и защищенные таким образом барки легко маневрируют. Грести на них можно в любую сторону. Эти суда кончаются острым носом спереди и сзади, так что могут с полной безопасностью причаливать к берегу и одним, и другим концом...». Римляне лишь ценой подкупа царя Седохеза в Колхиде, во владениях которого расположился Аникет, сумели подавить это мощное выступление кавказцев. И Аникет, и Седохез - имена абхазо-адыгские, имеющие массу сопоставимых антропонимов в поздней номенклатуре.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
400 г. до н. э. ТОРЕТЫ
Появляются тореты — меотийское племя, размещалось на северокавказском побережье Понта Эвксинского (совр. Черное море), юго-восточнее Горгиппии (совр. Анапа). Подробнее.
400 г. до н. э. Упоминания у Палефата
ПАЛЕФАТ (IV в. до н.э.) "О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ"
VII, фр.1 К керкетам примыкают мосхи, и хариматы владеют Парфением до Эвксинского Понта.
Фр. 2. Палефат в VII книге сочинения "О троянской войне" говорит, что длинноголовые [подроб.] живут в Ливии выше колхов.
Материалы:
Великая степь в античных и византийских источниках. Гаркавец 2005
400 г. до н. э. Азон (Ясон)
Азон (груз. აზო; Азо) — согласно грузинской средневековой историографии, правитель Картли в последней трети IV в. до н. э. Его историчность весьма сомнительна. Имя Азона сопоставляют с греческим мифологическим героем Ясоном, который, согласно некоторым античным источникам эллинистического времени, правил в Колхиде.
Согласно Тациту, в его время иберы и албаны сами утверждали, что происходят от фессалийца Ясона, вернувшегося в Колхиду (здесь это событие датировано мифической эпохой, то есть XIII в. до н. э.).
Краткое упоминание о нём содержит сочинение «Обращение Грузии». По этому рассказу, якобы Александр Македонский, покорив Картли, назначил её правителем Азо, сына некоего царя Ариан-Картли, который поселился в Мцхете, став её первым царём, его богами были идолы Гаци и Гаим, и он умер своей смертью, его преемником был Фарнаваз I.
Леонти Мровели приводит подробный и существенно отличающийся от предыдущего рассказ о том, как Александр, царь Македонии, после упорной войны покорил земли Картли и поставил своим наместником (эриставом) патрикия Азона, сына Иаредоса, уроженца Македонии, с войском в сто тысяч человек из области Фротатос. По приказу Александра Азон установил почитание Солнца, Луны, пятерицы звёзд (то есть планет) и «незримого бога».
Азон разрушил укрепления городов Картли, кроме четырех крепостей, где разместил гарнизоны. Также он покорил Эгриси и подчинил овсов (осетин), леков (дагестанцев) и хазар — этот перечень народов крайне анахроничен.
Жестокое правление Азона вызывало недовольство картлийцев. Тогда картлиец Фарнаваз поднял восстание, а «тысяча избранных всадников» Азона перешли на его сторону. Фарнаваз стал царём Картли, Азон бежал.
Через два года Азон вернулся из Греции с войском, но был вновь разбит Фарнавазом.
Согласно «Истории Армении» (II 8) Мовсеса Хоренаци, наместником Александра Великого в Картли был Митридат Понтийский.
389—349 гг. до н. э. Правление Левкона
Получив власть в Боспорском Царстве, сын Сатира - Левкон правил очень долго. Он не только продолжал политику своего отца, но и превзошел его. Левкон окончил войну с Феодосией и присоединил ее земли к Боспору, хотя война длилась довольно долго. Чтобы одержать победу, Левкон заключил союз со скифами и приказал скифским конным лучникам расстреливать своих отступающих воинов-гоплитов. Постепенно Левкон присоединил земли синдов [Таманский полуостров], торетов [примерно Приморско-Ахтарский и Тимашевский районы Краснодарского края], дандарии [примерно Темрюкский район Краснодарского края], псессы [примерно Ейский район Краснодарского края]. Опираясь на союз со скифами, Левкон сумел расправиться со всеми противниками власти Спартакидов.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
384—322 гг. до н. э. Упоминания у Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) "Метеорологика"
KH.I, ГЛ.13, § 17. А с Кавказа, кроме многих других рек, выдающихся количеством и величиной, течет Фасис. Кавказ и по величине и по высоте самый большой из горных хребтов с северо-восточной стороны. (18) Доказательством его высоты служит то, что он виден с так называемых пучин и при входе в Меотийское озеро; кроме того, его вершины ночью освещаются солнцем до третьей ее части как перед зарей, так и с вечера; доказательством же его громадности служит то, что хотя в нем много долин, в которых живет много народов, и есть, говорят, большие озера, но все-таки все эти долины, говорят, ясно видны до самой отдаленной вершины.
(29). ... Находящееся под Кавказом озеро, которое туземцы называют морем, очевидно, находит себе выход в глубине: принимая в себя много больших рек и не имея открытого стока, оно изливается под землю у страны кораксов, около так называемых пучин Понта; это неизмеримая глубина моря: по крайней мере никто еще никогда не мог достать дна, спуская лот.
"Политика"
Кн. VIII, гл. 4, § 4. Есть много народов, склонных к убийству и людоедству, как, например, из числа припонтийских, ахейцы и эниохи, а равно и другие племена из живущих на материке, одни подобно этим, а другие еще больше их; они ведут разбойничий образ жизни, но храбростью не отличаются.
Материалы:
Аристотель - Сочинения. 1976-1983
349—344 гг. до н. э. Правления Спартока II и Перисада
После Левкона власть перешла в руки его сыновей Спартока II и Перисада.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
344—310 гг. до н. э. Правление Перисада
Главным содержанием политики Перисада было укрепление власти архонта над греческими полисами и царя над подчиненными отцом "варварами", к которым он присоединил еще земли досхов [Тимашевский район Краснодарского края] и фатеев [Динской район и окрестности Краснодара]. В период правления Перисада Боспорская держава еще больше обогатилась за счет торговли хлебом.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
310—309 гг. до н. э. Правления Сатира II и Пристана
Царствование в Боспоре Сатира II и Пристана, сыновей Перисада. после смерти Перисада началась междоусобная война за власть между сыновьями. Евмел, вступив в дружеские отношения с меотскими племенами, собрал огромное войско и и начал войну против брата, но первую стычку проиграл. С остатками своего войска он укрылся в замке союзника Арифарна, царя фатеев. Сатир II попытался захватить замок, но в бою был ранен и вскоре скончался. Его тело перевезли в Пантикапей, где власть принял его брат Пристан. Евмел попытался вести переговоры о разделе Боспора, но Пристан не пожелал его слушать. Воспользовавшись моментом, Евмел захватил значительную часть территории азиатского Боспора. Вскоре войска Пристана капитулировали, а сам он отказался от власти.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
309—304 гг. до н. э. Правление Евмела
Царствование в Боспорском Царстве Евмела, сына Перисада. Его правление принесло много благ боспорцам в основном за счет увеличения торговли и территориального расширения государства. Кроме того, Евмел, как и его отец, всеми доступными методами укреплял авторитет Боспора на Понте [Черное море]. При его правлении море было очищено от пиратов [зихи, ахеи, гениохи и др.], что улучшило торговые контакты. Последующие цари Боспора не сумели преумножить свои богатства. В античной литературе о них сохранилось крайне мало сведений, а некоторым из них даже не нашлось места.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
304—284 гг. до н. э. Правление Спартока III
Царствование в Боспорском Царстве Спартока III, сына Эвмела. При нем остыли отношения с Афинами, прекратилась жизнь на Елизаветинском городище, некогда центра торговли с меотами. На правление Спартока III приходится уход скифов со своих земель и приход сарматов.
Материалы:
История Адыгеи. Губжоков 2009
302—64 гг. до н. э. Понтийское царство
Понтийское царство (Понт) — греко-персидское государство в Малой Азии в 302 — 64 до н. э., на южном берегу Эвксинского понта (Чёрного моря). Основано Митридатом (имя персидского происхождения) в Пафлагонии. Наибольшего размера достигло при Митридате VI (132 — 63 до н. э.), присоединившем Вифинию, Каппадокию, Колхиду, греческие колонии Тавриды и на короткое время захватившем римскую провинцию Азию. После окончательного поражения в войнах с Римской республикой западная часть государства была обращена в провинцию Вифиния и Понт (Bithynia et Pontus), а восточная стала клиентским царством. Подробнее.