Хронология0—500 гг.400—500 гг.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 11:54, последние изменения » 28 сен 2018, 20:00




4 в. Великое переселение народов


Началось “великое переселение народов”, продолжавшееся примерно до 7 в.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009


400—600 гг. Эфталиты


Эфталиты IV-VI вв.
Эфталиты — племенное объединение раннего Средневековья (IV-VI вв.), создавшее обширное государство, в которое входили Согдиана и Бактрия (Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия). О гуннах-эфталитах, также называя их «белыми гуннами», писал Прокопий, тогда как другие, в том числе и более ранние авторы, такие как Аммиан Марцеллин, называют их гуннами-хионитами. Некоторые исследователи полагают, что у гуннов-хионитов произошла смена этнонима с «хиониты» на «эфталиты». Со слов Феофана Византийца, Эфталан, царь эфталитов, от которого весь род имеет прозвание, победил Пероза и персов, которые потеряли торговые города и гавани, однако, вскоре их отняли тюрки Ашина. Со слов Приска Панийского Каспийское море и его порты находились у гуннов, в пределах их владений.


400—500 гг. Гунны в Северном Причерноморье


Народ, образовавшийся во II-IV вв. путем смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья. Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах 4 в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. В китайских источниках упоминается как народ хунну или сюнну. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.).

Гунны сметают остатки скифов как в Крыму, так и в Истрии на Дунае. Скифы, можно сказать, полностью растворяются в окружающей их этнической среде.


400 г. Абхазия (Абазгия) вошла в состав Византийской империи


Началась основная фаза христианизация абхазских племён (первая половина VI века. При Юстиниане был построен первый христианский храм в Питиунте.


400 г. Сарматы


Сарматы - (10 в. до н. э. Аорсы - Придонье, Аланы - Восточный Кавказ, Роксоланы - север Приазовья, Сираки - Прикубанье, Языги - Запад Азова). Объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6-4 вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. В 3 в. до н. э. вытеснили из Сев. Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. н. э. разгромлены гуннами.

Подробнее о сарматах.


433 г. Надпись на асомтаврули в Иерусалиме


Перевод:

С помощью Христа и заступничеством св. Теодора, помилуй, Господи, настоятеля Антония и Иосию, сделавшего эту мозаику, а также отца Иосии и мать. Аминь

Монастырь, в котором обнаружена эта надпись на асомтаврули, находится в р-не Ар Хома, на дороге Иерусалим – Вифлеем, сегодня уже в черте Иерусалима, объект зарегистрирован как "Хирбет эль-Кут".

Бир аль-Кут копал Виргилиус Корбо в 1952. Письменных источников о существовании монастыря нет. Всего было найдено четыре надписи. Одна приведена выше, остальные три мы можем увидеть только на иллюстрациях в специальных публикациях.

Для грузинского историка Висариона Хурцилава одна из надписей Бир эль-Кута послужила важнейшим аргументом для выдвижения гипотезы о происхождении грузинской письменности и ее создателях.

Текст (перевод): И воспитанников их Бакура и Гри-Ормизда и детей их, Христос, помилуй, аминь.

В. Хурцилава считает, что в этой надписи упомянуты оба создателя грузинского алфавита. О Гри-Ормизде почти ничего не известно, а вот Бакур – правнук царя Мириана, внук Саломе Ужармской, дед Петра Ивера, дук палестинских границ, живший в Иерусалиме, источник сведений о св. Нино для Тирания Руфина (IV-V века, История церкви – в этом произведении сохранилось древнейшее письменное свидетельство крещения Картли - см. Коте Лернер).

Возможность того, что именно этот Бакур построил монастырь, подтверждается находками монет IV века в Бир эль-Кут.


450 г. Упоминания у Руфия Феста Авиена


Руфий Фест Авиен (вторая половина IV в. н.э.). "Описание земного круга"

852-891. Узнай, наконец, какие народы окружают Тавр. Меоты первые окружили соленое болото. Встречается также свирепый сармат, некогда воинственная отрасль племени амазонид: эти дочери фракийского Марса раньше жили вблизи Потоков широкого Териодонта, а затем вышли оттуда и заключили браки. Сармат живет в обширных лесах. Танаис, вытекая из них, далеко блуждает по варварским полям и потом впадает в соленое болото. Он разграничивает Азию от Европы. Его извергает высокий Кавказ; разлившись в скифские равнины, он кормит молодежь немирных народов. Оба берега его зима поражает жестокими бурями, и холода держат его замерзшим. Ближайшие местности населяют киммерийцы и синды. Вблизи живет племя керкетское и род торетов. Затем ахейцы от берегов Ксанта и от идейского Симоента перевезли своих ларов в обуреваемые ветрами каменистые долины. Вблизи живет суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта. Вблизи живут деятельные колхи: эти изгнанники из плодоносного Египта засевают крутизны высокой скалы. Кавказ очень близок к гирканским водам. Вдали от них шумит в долине Фасис и, протекши по Киркейским полям, впадает в Эвксин. От северной оси неба опять лежит земля, склоненная к пределам восточного света и соседняя с двумя морями. Ибо каспийская волна широко омывает сверху землю, а с другой стороны лежит хребет Эвксинского моря. Здесь живут суровые иберы: они, будучи некогда изгнаны с Пиренского побережья, заняли земли восточной страны, или неверный часто случай увлек их, изгнанных с родины. Поверхность равнины занимает племя камаритов, которые приняли в хижины Вакха, когда он после битвы победоносно вел индийские рати бассарид, и предложили Лиэю угощение. Совершая оргии и опоясав грудь небридой, они водили хороводы, совершая веселые обряды нисейского культа. Выше их поднимается в волны Каспийская Тетия.

942-952 Теперь, камены, напомните мне народы к западу от колхов и синих волн Фасиса до пролива Фракийского моря! Первое здесь суровое племя бизеров, затем грубые бехиры, макроны, филиры и проворное племя дуратеев. Далее тибарены, а выше их халибы, где богатые гибельным железом поля оглашаются стуком высоких наковален. За ними расстилаются десятины земли ассирийской и Териодонт, берущий начало с Арменийского хребта, лижет нивы племени амазонид (...)


Материалы:

ИЗВЕСТИЯ ДРЕВНИХ ПИСАТЕЛЕЙ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ О СКИФИИ И КАВКАЗЕ. Латышев В. В. 1947


500 г. Булгары (Утигуры и Кутригуры)


Утигуры (утригуры, утургуры, оногуры) — племенная группа булгар наряду с кутригурами (кутургурами) и др., кочевавшая в степях между Доном и Кубанью в V—VII веках. В VI веке находились в состоянии войны с кутригурами (кутургурами) возглавляемые своим царем Сандилхом. Впоследствии на время около 568 года они вошли в состав тюркского каганата. В 633 г. кутригуры объединились с утургурами и создали общее государство Великая Болгария. В 670 г. булгары после смерти Кубрата, потерпели поражение от хазар и утигуры во главе с Аспарухом в 679 году форсируют нижний Дунай и на отвоеванных у Византии землях (Мезия и Фракия) основывают Первое Болгарское царство. Главное археологическое отличие утигур от кутригур, ориентация умерших в могилах головой на север в отличие от кутригур головой на запад, а также широкое присутствие искусственной деформации черепа в отличие от кутригур, у которых данный обычай единичен.