Дольменная культура Западного Кавказа — археологическая культура среднего бронзового века. Занимала преимущественно горную (предгорья) территорию по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничиваясь бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходила до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал занимал и равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).
История открытия и исследований
Открытие культуры началось с изучения наиболее заметного её проявления — мегалитических гробниц. 1794 год — академик П. С. Паллас оставил первое упоминание о группе дольменов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани. Затем и другие путешественники оставили свои наблюдения: 1818 год — Тебу де Мариньи, 1837—1839 гг. — Джеймс Белл, в эти же годы — Дюбуа де Монперэ. Впервые практическое изучение дольменов начал во второй половине XIX века Н. Л. Каменев (1869—1870 гг.). Затем дольмены копали Е. Д. Фелицын (1878—1886 гг.), в те же времена — П. С. Уварова, В. М. Сысоев, В. И. Сизов. Раскопки 1898 г. Н. И. Веселовского у станицы Царской (ныне Новосвободной) открыли миру культуру, предшествующую дольменной.
Позже памятники исследовали многие учёные (В. В. Бжания, О. М. Джапаридзе и др.), но внимание уделялось лишь дольменам. Хотя краевед И. Н. Аханов в 1945—1950 гг. исследовал в Геленджикской бухте древнее поселение, содержащее и дольменные материалы. В Воронцовской пещере в пятидесятые годы были обнаружены слои дольменной культуры Л. Н. Соловьёвым. В 1960 г. имеющийся к тому времени материал по дольменам обобщил и систематизировал в своей книге Л. И. Лавров.
Следующий этап ознаменует создание в 1967 г. специального отряда для изучения дольменов под руководством В. И. Марковина (участвовали также: П. У. Аутлев, В. И. Козенкова, В. В. Бжания). С 1967 по 1975 г. был добыт огромный материал. Особенно важно, что тогда началось направленное изучение поселений дольменной культуры. В первую очередь это раскопки в 1970 г. Дегуакско-Даховского поселения на реке Белой, в Адыгее. Также экспедицией было исследовано временное становище на Богатырской поляне, в районе станицы Новосвободной.
В 1967 г. археолог из Майкопа П. У. Аутлев открыл ещё два дольменных поселения в районе Новосвободной, на реке Фарс (Новосвободненское 1 — на Длинной поляне и Новосвободнеское 2 — в урочище Старчики). Первое из них шурфовалось в 80-е гг. XX в. А. Д. Резепкиным, а второе поселение, получившее название «Старчики» исследовалось тогда же в течение десятка лет М. Б. Рысиным. Постепенно известных поселений дольменной культуры становилось всё больше. Так в районе станицы Новосвободной сейчас известны ещё Осиновое II, Чубукин Бугор, Старчики II, а также ещё одна стоянка или поселение на Богатырской поляне.
Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче, В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране были также проведены реконструкции мегалитических комплексов (В. А. Трифонов).
В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин). Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь — на южном склоне Главного Кавказского хребта.
Происхождение и датировка
Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому — поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы — была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов. Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе. А оно может и не совпадать с движением этносов.
Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900—2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. — возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. — возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800—1500 гг. до н. э. — датировка дольмена Колихо. Дольмены перестают возводить около 1400—1300 гг. до н. э. Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность.
Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах — охотничьей сцены и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.
Поселения и жилища
Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей. Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.
Экономика
Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках. Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.
Предметы быта
В керамике дольменная культура значительно превосходит своих предшественников по разнообразию форм и декора сосудов. Технология же гончарства осталась прежней. Сосуды были ручной лепки, часто имели пятнистый неравномерный обжиг. Отмучивание глины не проводилось. Использовались самые разнообразные отощители, иногда доволно крупных фракций. Выступающие частицы отощителя мог прикрывать слой ангоба, белого, жёлтого, коричневого, красного и даже сиреневого цветов. В декорировании применяли лощение, расчёсы, окраску красной краской (в том числе, и внутренней поверхности). Сосуды могли не иметь орнамента совсем, а могли быть и декорированы полностью (даже кольцевой поддон имел насечки). Орнамент наносили прочерчиванием; штампиками; ногтевыми вдавлениями; гребенчатым штампом, защипами; налепами в виде валиков, сосков, плюснутых шариков, жемчужника. Характерно прочерчивание внутренней поверхности сосудов. Сосуды имели ручки: разнообразные петельчатые, ручки-ушки для продевания верёвки и ручки-упоры.
Индустрия расщепления камня ещё существовала, но находилась на излёте — кремня сравнительно мало (вкладыши серпов с зубчатым или прямым лезвием, скребки и скрёбла, проколки, наконечники дротиков и стрел и т. п.). Наконечники дротиков имеют черешковые насады. Наконечники стрел иногда могут иметь пильчатую ретушь. Насады у них бывают разные: черешковые, с прямым основанием (базой), с вогнутым основанием и с опущенными шипами, с глубокой выемкой-насадом в прямом основании.
Имеется обилие абразивных инструментов — точил, тёрочников. Много зернотёрок, отбойников, гладилок. Продолжалось использование какого-то количества каменных клиновидных топоров и зубил для работы по дереву и мягкому камню при монументальном строительстве. Не очень часто, но применялось крупное сверление по камню, например, отверстий в булавах. Имеются находки необработанного сердолика, бус из него и из других видов камня. Находят также бусы из стеклянной пасты.
Мелкая пластика дольменников предположительно представлена маленькой человеческой головой из песчаника с довольно примитивным изображением лица. Она была найдена в окрестностях Адлера. Одна известняковая статуэтка грузной женщины была извлечена из дольмена селения Отхара в Абхазии. Больше достоверных сведений о дольменной скульптуре нет. Каменный диск с неясными знаками из дольмена на реке Колихо тоже пока не имеет аналогов.
Изделий из кости известно немного: проколки, подвески из зуба оленя и клыка кабана, какие-то неопределённые поделки. Была найдена муфта для каменного топора из рога оленя.
Металл представлен находками в дольменах листовидных бронзовых ножей-кинжалов с закруглёнными или заострёнными концами. Топоры имеются двух видов — колунообразные, предназначенные для работы по дереву, и боевые, имеющие вытянутое изогнутое книзу лезвие. Для работы по дереву и камню служили бронзовые тёсла. К орудиям труда относятся и бронзовые шилья. Имеются находки бронзовых крюков, предназначенных для доставания мяса из котлов. Из металла также делали украшения: височные подвески, спиральные трубочки, бусы.
Погребения
Несмотря на наличие довольно многолюдных дольменных поселений, погребений в простых грунтовых могилах, которые можно было бы отнести к этой культуре, нет. Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже как-то относятся к данному дольмену.
На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода. Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник). Принадлежность к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.
Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было предметом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно, как всё это менялось со временем.
Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры. Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже — парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей. Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. Т. е. это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.
Святилища
Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех, дромос, менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки, на самих дольменах или на отдельных камнях. Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников.
Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками, кругами и другими изображениями. Предположительно, к дольменной культуре относится и кудепстинский культовый или «жертвенный» камень — песчаниковая глыба с вырубленными на ней парой сидений, корытообразным углублением и лунками. Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери.
Имеются также сообщения о разграблении, а позже и полной разборке на камень пирамидальной конструкции в районе Архипо-Осиповки. По рассказам, сооружение высотой до 12 м было сложено из прямоугольных каменных плит.
Дольмены
Распространены от Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере — до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).
Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 — второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики.
Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта сооружали и мелкие дольмены, собранные из случайных камней. Там же имеются небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Есть даже наземные гробницы с настоящим куполом, набранным небольшими камнями и плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре, то с хронологией других пока полной ясности нет.
Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому — в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам. В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них. Есть параллели в орнаментальной символике. Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают приблизительно так: Португалия — Сардиния — Северная Африка и Сицилия — Иордания и Сирия — Малая Азия и Балканы — Западный Кавказ.
Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе — представители кеми-обинской культуры — строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их. А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.
В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном — на высотах в 250—400 м над уровнем моря, максимальная высота — более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.
Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.
Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.
В настоящее время дольменные кладбища, стараниями различных неадекватных, сектантствующих, ищущих популярности или выгоды личностей, превращаются в места паломничества и постоянного присутствия людей, что многократно усиливает нагрузку на ветхие строения, ускоряя их разрушение.
Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков. В одной постройке могли сочетаться разные породы.
В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками, которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.
Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.
Архитектура дольменов
Конструкция
Большинство дольменов представляют собой некие домики, сложенные из больших каменных плит с отверстиями (лазами) на фасаде, которые закрываются каменной пробкой. Разновидностей их довольно много. Более того, каждый дольмен имеет свои особенности. Выделяют несколько основных типов.
Археолог и этнограф Л. И. Лавров составил классификацию типов дольменов:
- Обычные или (по В. И. Марковину) плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит.
- Составные — с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней.
- Корытообразные — вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами.
- Дольмены-монолиты — камера полностью вырублена в скале через входное отверстие.
Новосвободненских гробниц в этой схеме нет, так как они вошли в научный оборот позже.
Исследователь новосвободненской культуры А. Д. Резепкин в рамках своей теории происхождения мегалитов Западного Кавказа предложил другую классификацию:
- Прямоугольные гробницы — одно- и двухкамерные новосвободненские и подобные им гробницы, являющиеся продолжением развития западно-европейских галерейных гробниц.
- Подковообразные гробницы, которые происходят от западно-европейских круглых купольных коридорных гробниц.
- Дольмены — конечный вариант развития предыдущего типа.
Истоком или одним из истоков для кавказских дольменов являются каменные гробницы майкопской культуры. Особенно — более поздние новосвободненские подкурганные гробницы. Классические дольмены отличаются от них обычно более толстыми плитами и наличием фундамента. Из собственно дольменов более древними считают, например, те, у которых полностью отсутствуют входные отверстия.
Дольмены могут иметь множество индивидуальных особенностей, которые соответствовали местным обычаям той или иной местности и менялись с течением времени. Плиточные дольмены в плане бывают квадратными, трапециевиднымии, прямоугольными. Составные ещё могут быть округлыми или полностью круглыми. В профиль и фас дольмены также бывают прямоугольными или трапециевидными. Плита перекрытия может лежать горизонтально или наклонно, поднимаясь к передней стороне. Иногда она сильно выступает вперёд, образуя козырёк. Соединяются плиты посредством желобков. Часто такое соединение выполнено с большой тщательностью. Но встречаются и неоправданно мелкие желобки или вообще их отсутствие (например, на крышках).
У плиточных дольменов боковые плиты могут выступать далеко вперёд (портальные выступы), образуя небольшое портальное пространство, которое может перекрываться основной потолочной плитой или дополнительным козырьком. Плита козырька может лежать выше основного перекрытия. Получается так называемый «летящий фасад». В очень многих случаях у дольмена фасад или портал оформлен приставными боковыми плитами со своим перекрытием. Это уже собственно «портальные дольмены». У них также перекрытие портала может быть выше основного.
Иногда боковые плиты дольмена подпирают контрфорсы из плит, поставленных под углом, или крупных камней. Они должны были обеспечить более сильное сжатие боковых плит. Так пытались (часто безуспешно) предотвратить падение фасадной и задней стенок. Этого же добивались, засыпая дольмен камнем и землёй. Фундаментом дольмена служат так называемые пяточные камни. Но часто портальные дольмены их не имеют или имеют только под фасадной плитой. В этом случае, плиты опираются на грунт или выкладки из строительных обломков и речного булыжника. Пол в дольмене может быть из одной большой плиты или состоять из нескольких мелких. Портал также может иметь пол. Полом в камере дольмена может служить и галечная засыпка.
Обычно, в нижней части фасадной плиты имеется отверстие, чаще всего круглое, но бывают овальные, в форме арки, подтреугольные и квадратные. Но наличие отверстия необязательно. Его может и не быть вовсе (ровная плита), а может быть также имитация закрытого пробкой отверстия на глухой фронтальной плите. Входное отверстие в таком случае располагается либо сзади, либо сбоку. Такие дольмены называются ложнопортальными.
Редко, но бывает, что на стенах внутри камеры находят горизонтальные канавки и валики. Это места крепления деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.
Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид — монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и два незавершённых монолита.
Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата. Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика. Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней — кромлех, который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос — крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Коридор могла образовывать аллея менгиров, которые дальше переходила в округлый дворик. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.
Не все дольмены стоят открыто. Многие находятся в каирне, то есть обложены камнями по крышу или выше. Некоторые ещё прикрывает и земляная насыпь кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен единственный случай (Псынако I), когда дольмен не был засыпан камнем, а находился в под подобием купола, то есть в толосе, сооружённом методом ложного свода. Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.
После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.
Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее — грубо собранный из плитняка каменный ящик.
Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом — уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.
Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.
Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.
Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины. Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного — неизвестно.
Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.
Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры, а также на стелах во Франции. Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.
Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.
Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более ранний период.