Археологическая культура железного века, которая развивается 500 лет (примерно с 900 до 400 гг. до н. э.) от культуры полей погребальных урн в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt), который исследовал в 1846 г. австрийский горняк Иоганн Георг Рамзауэр. Основными носителями гальштаттской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.
Развилась на основе культуры полей погребальных урн, вытеснив ряд автохтонных культур — элпскую и др.
Ближе к IV в. до н. э. гальштатская культура распадается, постепенно сменяясь в западных районах латенской культурой. Если гальштатская культура по своему составу была кельто-иллирийской, то латенская — кельто-дако-фракийской, а кельто-иллирийское единство сохранилось лишь у занимавшей относительно небольшую территорию атестинской культуры в Италии.
Можно выделить две основные области распространения Гальштатской культуры:
- восточную (современная Австрия, Югославия, Албания, частично Чехия и Словакия), которая совпадает с территорией расселения племен, которых относят к древним иллирийцам
- западную (южные части Германии, прирейнские департаменты Франции), где их связывают с племенами кельтов.
Гальштатская культура была распространена также
- в восточной части долины реки По в Италии,
- в Венгрии и части Западной Украины существовал местный вариант — Гава-голиградская культура, которая, вероятно, принадлежала фракийцам.
Изделия гальштатских мастеров были предметом торговли. Например, их находят в Прибалтике. Такие нововведения, как бронзовые удила и упряжь, орнаментированные подвески (многие клады, обнаруженные в прибрежной зоне между Одером и Земландом, содержат такое же оружие, конскую упряжь и украшения, как на северо-западе и в центре Европы). Первые железные предметы поступали в Прибалтику (находки в Померании, Восточной Пруссии и Западной Литве) благодаря посредничеству славян-лужичан. Находки из металла VIII и VI веков до н. э. указывают на продолжение связей с лужичанами в Центральной Европе и германскими племенами. Назад шли изделия из янтаря.
Для каждого из этих локальных типов Гальштатской культуры характерны особенные формы похоронного обряда. Переход от бронзы к железу происходил постепенно, причем на начальном этапе гальштатской культуры (900—700 до н. э.) имело место сосуществование бронзовых и железных инструментов при все большем преобладании последних. В хозяйстве все большее значение приобретало земледелие. Распространялось плужное земледелие. В общественных отношениях происходило разложение рода и переход к отношениям классового общества. Жилища гальштатской культуры — деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и палевые дома. Наиболее распространенный тип поселения — слабо укрепленное село с правильной планировкой улиц. Хорошо исследованы соляные шахты, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузни.
Характерные предметы: бронзовые и железные мечи с рукояткой в виде колокола или в виде дуги, повернутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые конические шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями, панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу, различной формы бронзовая посуда, особого типа фибулы, лепная керамика, ожерелья из непрозрачного стекла. Искусство племен гальштатской культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи, роскоши; разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла, кости, фибулы с фигурками зверей, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда — жёлтая или красная, с полихромным, резным или штампованным геометрическим орнаментом.
Использовался гончарный круг. Появилось и образотворческое искусство: надгробные стелы, статуэтки из глины и бронзы, украшавшие посуду или составляющие композицию (каменная статуя хиршланденского бойца, бронзовая колесница из Штретвега в Австрии со сценой жертвоприношения, 800—600 до н. э.); гравированные или тисненные фризы на глиняной посуде, поясах и цебрах (ситулах) изображают пиры, праздники, воинов и хлеборобов, иногда людей или зверей, поединки, сцены войны и охоты, религиозные ритуалы. Захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.