Хронология500—0 гг. до н. э.200—90 гг. до н. э.

Сообщение Опубликовано » 09 сен 2015, 08:24, последние изменения » 28 сен 2018, 19:55




II в. до н. э. — I в. J2a: Сары-Бел, Алтай, Россия


Древние алтайские J2a2 оказались весьма близкими к некоторым современным иранским, тюркским, а так же монгольским J2а2.

Источник.


200—180 гг. до н. э. Правление Спартока V


Царствование в Боспоре Спартока V, сына Гигена.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009


2 в. до н. э. Стахемфак


Зихский царь Стахемфак называет себя подданным Римского Императора. С течением времени зихи объединяют вокруг себя все большее количество меотских племен. Верования меотов остаются прежними, но дополняются элементами сарматских культов. Многие сираки под влиянием оседлого земледельческого поселения переходят к оседлости и, поселяясь среди меотов, постепенно ассимилируются ими.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009


200 г. до н. э. РОКСОЛАНЫ


Появляются роксоланы — большой сарматский союз племен, кочевавший между р. Борисфеном (совр. Днепр) и Танаисом (совр. Дон). Появляются сираки — сарматское племя, кочевавшее с I века до н. э. в приазовских степях к северу от реки Кубань. Как до, так и после прихода сираков эти территории населяли меоты. Подробнее.


200 г. до н. э. АОРСЫ


Появляются аорсы. Одно из могущественных сарматских племен, обитавшее на Северном Кавказе близ устья Танаиса и на землях восточного берега Меотиды. До II в. до н. э. аорсы занимали территорию к югу от Аральского и Каспийского морей. Продвигаясь на запад, они в начале II в. до н. э. заняли степи между южным берегом Каспийского моря и Доном и дошли до Кавказа. Во II в. н. э. аорсы вошли в союз племен возглавляемый аланами. К середине III века н. э. владения аорсов в римских и китайских источниках обозначаются как «Алания». Подробнее.


200 г. до н. э. Диоскурия в Понтийском царстве


Активная политика Понтийского царства против Рима в Северо-западном Причерноморье. Завоевав Боспорское царство, Понтийские цари превратили городище Эшера в военную крепость, а Диоскуриаде предоставили автономию и сделали её своим опорным пунктом. Диоскуриада чеканила свои монеты. Здесь была судостроительная верфь. На Диоскурийской агоре (античная рыночная площадь) собирались представители от 70 до 300 народностей и племён.

Материалы:

"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011


180—150 гг. до н. э. Правление Перисада III


Царствование в Боспоре Перисада III, сына Гигена.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009


150—125 гг. до н. э. Правление Перисада IV


Царствование в Боспоре Перисада IV, сына Перисада III.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009


130—114/13 гг. до н. э. Скифский царь Скилур (Крым)


Царь скифов Скилур
Скилур смог объединить всю территорию скифов в Крыму, вплоть до устья Днепра и Юж. Буга. Превратил в столицу Неаполь Скифский (близ современного Симферополя). Для борьбы с Понтом начал привлекать сармат (роксаланов) во главе с Тасием. Скилур успел овладеть Керкинитидой, Прекрасной гаванью и Укреплениями, городами западного побережья Крыма, входившими до тех пор в состав херсонесской республики.

---

Источник: Скифы


125—109 гг. до н. э. Правление Перисада V


Царствование в Боспоре Перисада V, сына Перисада IV. Последний царь из династии Спартокидов, вероятно добровольно передал власть царю Понта Митридату V, опасаясь захвата Боспора скифами. Подавляющее большинство поселений в Восточном Крыму гибнет или покидается жителями.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009


100—300 гг. Кушанское царство


Кушанское царство (кит. 貴霜王朝, Гуйшуан, I — III века н. э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи), пришедшим с территории, на которой сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район. Подробнее.


100 г. до н. э. — 200 г. Смешение скифов и сармат


По археологическим данным начинается сильное смешение скифов и сармат, благо их культуры фактически совпадают, и уже достаточно трудно отделить одну культуру от другой.

---

Источник: Скифы


100 г. до н. э. АПАСИАКИ


Появляются апасиаки — одно из кочевых скифских племен в низовьях р. Оке (совр. Аму-Дарья), а также по берегам рек Аральского бассейна и между восточным берегом Каспийского моря и Аральским морем. Отождествляются с абиями. Подробнее.


100 г. до н. э. АПСИНТЫ


Во Фракии появляются апсинты, занимавшие область восточнее фракийского Херсонеса в районе Курудага до верховьев совр. р. Марица. Подробнее.


100 г. до н. э. АХЕИ


Появляются первые упоминания об ахеях как о кавказских племенах между Туапсе и Сочи, а также как об одном из основных древнегреческих племен жителей римской провинции Ахайя, в широком смысле слова — греки вообще. Греческие ахеи заселяли северо-восточную часть Фессалии и гористое побережье Пелопоннеса, где первоначально жили ионийцы. Термин ‘ахейцы’ употребляется в качестве общего названия греков. Подробнее.


100 г. до н. э. ГЕПТАКОМЕТЫ


Появляются гептакометы — 1) племя на горе Скидис над Колхидой; 2) горное племя в районе Трапезунта и Фарнакии. Имеет второе более распространенное название — бизеры. Подробнее.


100 г. до н. э. ЗИХИ


Появляются зихи — объединение группы абхазо-адыгских племен в северной части кавказского побережья между Кубанью и Никопсисом. Подробнее.


100 г. до н. э. КАМАРИТЫ


Появляются камариты — название образовалось от морских судов — камар, которыми пользовались некоторые племена кавказского побережья Понта Эвксинского (совр. Черное море), например, ахеи, зиги, гениохи. Подробнее.


100 г. до н. э. МАХЕЛОНЫ и МАХЛИИ


Появляются махелоны и махлии — племя, размещалось на севере Колхиды, рядом с гениохами.


100 г. до н. э. САНИГИ


Появляются саниги — племя гениохов на кавказском побережье Понта Эвксинского (совр. Черное море). Некоторые исследователи идентифицируют эти племена с саниками, сагинами и саннами и размещают их в районе Диоскуриады. Причерноморское племя, на землях которого были основаны римские укрепления Питиунт (совр, Пицунда) и Севастополь (совр. Сухум). Подробнее.


100 г. до н. э. САННЫ


Появляются санны — племя в районе между Диоскуриадой, греческим городом близ совр. Сухум, и Питиунтом (совр. Пицунда). Подробнее.


100 г. до н. э. СВАНЫ


Появляются сваны — ранее соаны, горное племя на юго-западных склонах Кавказского хребта над Диоскуриадой, предки совр. сванов, этнографической группы грузинского народа, живущей в Сванетии. Подробнее.


100 г. до н. э. ФТИРОФАГИ


Появляются фтирофаги. Страбон помещает фтирофагов к северу от Питиунта, в районе Нитики (совр. Сочи). Подробнее.


100 г. до н. э. ЯЗЫГИ


Появляются языги — могущественное кочевое скотоводческое сарматское племя. Первоначально языги жили восточнее р. Танаис (совр. Дон) и были южными соседями роксоланов. Затем обитали между Днепром и Дунаем. В I в. н. э. переселились в низовье Дуная, на территорию Дакии. Подробнее.


100 г. до н. э. Надписи на глиняном светильнике


Самыми ранними письменными памятниками, засвидетельствованными на территории современной Абхазии, являются памятники греческого письма. Оно начало распространяться еще до нашей эры, в античную эпоху. На побережье Абхазии появляются ряд греческих торговых поселений, среди которых наибольшей известностью пользовались Диоскурия (близ Сухуми) (этот город упоминается в греческом мифе об аргонавтах, записанном, в частности, Аполлонием Родосским, Гюэнос (недалеко от Очамчиры) и др. Памятники греческого письма восходят к первым векам нашей эры. Оставляя в стороне греческие монеты с надписями, которые обнаруживались при археологических раскопках (особенно в Сухуми и Пицунде), мы можем указать и на эпиграфические и другие надписи, возникшие уже на местной почве. К таким наиболее древним памятникам греческого письма относятся надписи на сухумском глиняном светильнике, бичвинтской (пицундской. — В. Б.) мозаике и печати абхазского владетеля. Одна из надписей (расшифровка и датировка надписей сделаны Т. С. Каухчишвили) на светильнике (1-е века) гласит: «Странник, поклоняйся владыке Гермесу-Меркурию (божество торговли и покровитель путешественников. — В. Б.) ради спасения”. А в сохранившихся фрагментах надписи на пицундской мозаике (V—VII вв.) есть строки из “Апокалипсиса Иоанна” (“Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит господь...”). Это в одной части фрагмента, а в другой уцелевшей части: “В моление за Орэла и за весь его дом”. На вислой печати абхазского царя VIII в. находим надпись “Константинос Абасгиас”» (Константин Абазгский).


Из истории письменности в Абхазии. Х. С. Бгажба. 1967


100 г. до н. э. Упоминания у Витрувия Полиона


Витрувий Поллион
ВИТРУВИЙ ПОЛИОН (I век до н.э.)

В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1949. № 1. С. 213- 215)
Архитектор и механик, современник Юлия Цезаря и Августа, автор сочинения "Об архитектуре" в 10 книгах, на писанного между 16 и 13 гг. до н. э.

Перевод Г. Г. Зоргенфрея.

ОБ АРХИТЕКТУРЕ

II, 1, 4. У народа колхов в Понте вследствие изобилия лесов кладут прямо на землю по правую и левую стороны целые бревна, оставив между этими двумя рядами расстоя ние, равное длине бревен; затем на обоих концах этих ря дов' кладут поверх два других ряда поперек; таким образом окружается пространство жилища, лежащее посреди. Затем :Колхи на четырех сторонах -попеременно на двух противо лежащих - накладывают бревна, соединяя углы и образуя стены, и кверху отвесно от основания возводят башни, а про межутки, которые остаются между бревнами вследствие тол щины материала, они заделывают щепками и глиной. Точно так же, укорачивая концы поперечных балок и суживая их постепенно в виде уступов, они возводят крышу с четырех сторон кверху и образуют в середине пирамидообразную верхушку, которую они покрывают листвой и глиной, и та ким грубым способом строят сводчатые крыши своих башен1 .

VII, 7, 5. Сернистый мышьяк, который по-гречески назы вается офсеччхеп?, добывается в Понте. Сандарака2 встречает ся во многих местах, но лучшие копи находятся в Понте близ реки Гипаниса3 .

VIII, 2, 6. А что северные ветры сухи, а южные прино сят с собой влагу, выделяемую землей под влиянием лучей солнца, это доказывают истоки рек, из которых большинство и самые большие на картах и в описаниях земли - на рисованы и помещены берущими свое начало с севера; так, прежде всего в Индии Ганг и Инд начинаются с гор Кав казских, в Сирии Тигр и Евфрат, в Азии в Понте Бо-рисфен, Гипанис, Танаис, в Колхиде Фасис (...)

VIII, 3, 11. Есть источники, берущие свое начало из горь кого земного сокя, с чрезвычайно горькой водой; такова ре ка Гипанис в Понте. Река эта течет от истоков приблизи тельно 40 миль, имея воду очень сладкую на вкус, затем до стигает места, отстоящего от устья на 160 миль; там она принимает очень небольшой источник. Он. впадая в реку, де лает всю огромную массу воды в ней горькой, так как течет по такой земле и жилам, откуда добывают сандараку, и во да в нем делается горькой.

Сноски

1 Возможно, что описанный Витрувием способ сооружения деревян ных башнеобразных жилищ относится к тем башням-моссинам, о кото рых говорится у Ксенофонта (Анабасис, V, 4, 26) и у других, более поздних авторов, сообщающих о моссиниках, народе, названном по слу жившим ему жилищами деревянным башням. Ср. Аполлоний Родосский, II, 1016 и ел.

2 Совр. реальгар, содержащий до 70% мышьяка; как и сернистый мышьяк, это вещество употреблялось в древности в качестве примеси при изготовлении бронзы.

3 Р. Кубань.


Материалы:

ИЗВЕСТИЯ ДРЕВНИХ ПИСАТЕЛЕЙ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ О СКИФИИ И КАВКАЗЕ. Латышев В. В. 1947


100 г. до н. э. Упоминания у Николая Дамасского


Николай Дамасский (I в. до н.э.) "Свод странных обычаев"

17. Керкеты совершивших какое-либо преступление устраняют от священнодействий; если кто, управляя лодкою, ошибется, то все подходят один за другим и плюют на него.

18. Моссины содержат своего даря запертым в башне; если noкажется, что какой-либо царь когда-либо дурно решил дело, то его умерщвляют голодом; употребляемый в пищу хлеб делят поровну, сообща выделив часть приезжающим иностранцам.

42. Колхи покойников не погребают, а вешают на деревьях.


Материалы:

История Древней Греции и Древнего Рима. Постернак 2008


1 в. до н. э. Появление аланов


“Сарматизация” боспорских городов. Возвышение знати сарматского происхождения в Боспорском Царстве и его новый расцвет. Появление ираноязычных племен аланов на Центральном Кавказе и в Закавказье.


Материалы:

История Адыгеи. Губжоков 2009