Chronology0—500 AD.200—300 гг.

Post Published » 09 Sep 2015, 09:49, recent changes » 31 Dec 2020, 01:32




200 г. АБАЗГИ


224—642 гг. Азия
Появление абазгов. Арабы, тюрки и греки называли их абхазами. Западнокавказские племена, размещались севернее колхов, от. р. Сингам (совр. Ингури) до Питиунта (совр. Пицунда). Их южное ответвление составляли племена апсилов.

Согласно древнеримскому историку Флавию Арианну во II веке н. э. Абазгия была страной в подчинении Рима, законы которой устанавливал римский цезарь. В начале VI века Абазгия поглотила соседнее княжество Санигию. Начиная с IV века Абазгийские племена столкнулись с усиливающимися племенами апсилов, что вынудило их переселиться на территорию современного города Сухума. Позже Абазгия стала частью Эгриси (Лазики), властелин которой назначал владетеля Абазгии. Абазгия поддерживала Эгриси во время Ирано-византийских войн. Подробнее.


200 г. ЗИДРИТЫ


Появляется кавказское племя зидриты, размещалось южнее колхов и лазов, главным образом на р. Аркампс (южнее Батуми). Подробнее.


200 г. ЗИНХИ


Появляется зинхи — племена, отождествляемые с синдами.


200 г. СВАННОКОЛХИ


Появляются сванноколхи — этноним отождествляется с именем соанов (соседей колхов), локализуемых в горах Западного Кавказа под Диоскуриадой.


200 г. Рим в Питиунте


Во II веке н. э. римский гарнизон разместился и в Питиунте (современная Пицунда). Питиунт также становится местом ссылки первых римских христиан.


200 г. Упоминания у ПсевдоПлутарха


Псевдо-Плутарх (конец I - начало II вв. н.э.) "О названиях рек и гор и об их произведениях"

V. Фасис

1. Фасис - река в Скифии, протекающая мимо города; прежде она называлась Арктуром, получив это название от того, что течет по холодным местностям, а переименована по следующей причине. Фасис, сын Гелиоса и Окиррои, дочери Океана, убил свою мать, застав ее на месте прелюбодеяния; но после этого он вследствие появления Эриний впал в бешенство и бросился в Арктур, который от него и получил название Фасиса.

2. В этой реке растет лоза, называемая белолистником; ее ищут во время мистерий Гекаты в самом начале весны, на рассвете при боговдохновенном пении пеана. Ревнивые мужья срывают эту лозу и разбрасывают вокруг брачного покоя, охраняя, таким образом, чистоту своего брака. Дело в том, что если какой-нибудь нечестивец в пьяном виде слишком далеко зайдет в своей дерзости и войдет в такое место (где разбросан белолистник), то лишается здравого рассудка и тотчас же перед всеми признается во всем, что он беззаконно совершил или намерен совершить. Присутствующие схватывают его, зашивают в кожу и бросают в так называемые "Уста нечестивых": это - отверстие круглой формы, похожее на колодезь; спустя 30 дней оно выбрасывает брошенное в него тело, полное червей, в Меотийское озеро; тут вдруг налетают во множестве коршуны и растерзывают лежащий труп; так рассказывает Ктесипп во II книге "Описания Скифии".

3. (К Фасису) прилегает Кавказская гора, которая прежде называлась "ложем Борея" по следующей причине. Борей, страстно влюбившись в Хлориду, дочь Арктура, похитил ее, принес на один холм, называемый Нифантом, и прижил с нею сына Гирпака, впоследствие наследовавшего престол Гениоха. Поэтому гора стала называться "ложем Борея", а Кавказом была названа по следующему поводу. После борьбы гигантов Кронос, избегая угроз Зевса, убежал на вершину "Бореева ложа" и скрылся там, превратившись в крокодила; (но Прометей), зарезав одного из туземцев, пастуха Кавказа, и исследовав расположение его внутренностей, сказал, что враги недалеко.
Зевс, явившись сюда, отца связал плетеной шерстью и низвергнул в Тартар, а гору в честь пастуха переименовал в Кавказ, приковав к ней Прометея и заставив его терпеть мучения от терзавшего его печень орла за беззаконный поступок с внутренностями пастуха - так рассказывает Клеант в III книге "Теомахий".

4. На Кавказе растет трава, называемая прометеевой; по рассказу того же Клеанта, Медея, собирая и растирая ее, употребляла для отвращения неприязни отца.


Материалы:

Великая степь в античных и византийских источниках. Гаркавец 2005


200 г. Упоминания у Аппиана


Аппиан (II в. н.э.) "Митридатовы войны"

64. (...) Митридат же, поплыв в Понт, воевал с отпавшими колхами и боспорцами. Из них колхи просили его, что бы им был дан царем сын его, Митридат, и, получив его, тот час подчинились. Царь же, заподозрив, что это произошло по проискам сына его, желавшего царства, призвав его к себе, заключил в золотые оковы и немного спустя казнил его:

67. Пользуясь досугом, Митридат подчинил себе Боспор и дал им царем одного из своих сыновей Махара. Напав же на живших за колхами ахейцев, которые считаются заблудившимися при возвращении из Трои, и, потеряв две трети войска в сражениях, от мороза и засад, возвратился назад и послал в Рим уполномоченных, чтобы подписать договор (...).

72. : В качестве союзников к нему присоединились, кроме прежней силы, халибы, армении, скифы, тавры, ахейцы, гениохи, левкосиры и все те, которые живут на земле так называемой Амазонской вокруг реки Термодонта.

101. Митридат, оттесненный с одними гипаспистами на обрывистые скалы и бежавший, оказался с несколькими наемными всадниками и пехотинцами в количестве до трех тысяч, которые тотчас последовали за ним в укрепление Синореги, где у него было спрятано много денег; он дал подарки и плату за год тем, которые бежали вместе с ним. Захватив же до шести тысяч талантов, он устремился к истокам Евфрата, чтобы оттуда перейти к колхам. Двигаясь безостановочно, он уже на четвертый день перешел Евфрат, в течение же трех других, остановившись и вооружив бывших с ним или подходивших к нему, вторгся в Армению Хотену, там он прогнал хотенов и иберов, хотевших помешать ему стрелами и пращами, и вышел к реке Апсуру. Иберов же, которые в Азии, одни считают предками, другие же - колонистами европейских иберов, иные же - только одноименным с ними племенем. Ибо у них нет ничего сходного ни по нравам, ни по языку. Митридат же, зимуя в Диоскурах, каковой город колхи считают доказательством путешествия Диоскуров с аргонавтами, задумал не малое дело, и не такое, на которое мог бы решиться человек, находящийся в бегстве, но, обойдя кругом весь Понт и скифов на Понте и Меотийское озеро, напасть на Боспор, и, отобрав область сына своего Махара, оказавшегося по отношению к нему неблагодарным, вновь очутиться перед римлянами и воевать из Европы с ними, находящимися в Азии, поставив посередине пролив, который, как считают, был назван Боспором, по тому что его переплыла Ио, когда она, ставшая коровой из-за ревности Геры, должна была бежать.

102. Занявшись столь невероятными планами, Митридат все-таки решил их выполнить и прошел через земли скифских народов, и воинственных, и враждебных, договариваясь с ними или принуждая их силой. Так, и будучи беглецом и в несчастии, он вызывал еще к себе почтение и страх. Так он прошел через землю гениохов, дружески принявших его, ахейцев же обратил в бегство и преследовал; говорят, что они, возвращаясь из-под Трои, бурей были занесены в Понт и много страдали от варваров как эллины; послав же в родные города за кораблями и не получив ответа, они, говорят, рассердились на весь эллинский род, и всех тех эллинов, которых брали в плен, стали убивать по обычаю скифов, сначала всех от гнева, со временем же одних красивейших из них, потом же тех, на кого падет жребий. Вот что рассказывают о скифских ахейцах. Митридат же, вступив в область Меотиды, над которой много династов, когда все они, ввиду славы его деяний и его власти, а также потому, что военная сила, бывшая еще при нем, была значительна, приняли его, пропустили и обменялись взаимно многими подарками, заключил с ними союз, задумав другие, еще более удивительные планы - вторгнувшись через Фракию - в Македонию и через землю македонян в Пеонию, перейти в Италию через Альпийские горы; для укрепления этого союза он отдал замуж за наиболее могущественных из них своих дочерей. Сын его Махар, узнав, что он совершил столь огромный путь в короткое время и через дикие племена и так называемые "скифские запоры", никогда никому не бывшие доступными, отправил к нему послов, чтобы оправдаться перед ним, якобы он по необходимости служит римлянам; но, узнав про крайний гнев Митридата, он бежал на полуостров, находящийся в Понте, сжегши корабли, чтобы отец не мог его преследовать. Когда же Митридат послал против него другие корабли, он, предупредив его, лишил себя жизни. Митридат же казнил всех его друзей, которых он сам дал ему, когда тот уходил управлять этой страной, друзей же своего сына он отпустил невредимыми, как служивших своему другу.

103. Так обстояли дела с Митридатом. Помпей же тотчас после его бегства преследовал его до колхов. после же, считая, что тот никогда не обойдет кругом ни Понт, ни Меотиду и что, даже ускользнув, он уже не попытается предпринять что-либо важное, отправился к колхам, интересуясь рассказами о пребывании здесь аргонавтов, Диоскуров и Геракла и особенно желая увидеть место страданий, где, говорят, на Кавказских горах страдал Прометей. Многие источники, вытекающие с Кавказских гор, несут незаметный золотой песок; окрестные жители, положив в воду длинношерстные шкуры овец, собирают пристающий к ним золотой песок. Таково, вероятно, было и золотое руно Ээта. Итак, когда Помпей ходил по этим историческим местам, одни племена, которые были соседними с царством Митридата, пропускали его; Ороз же, царь албанов, и Арток, царь иберов, с семью десятью тысячами воинов подстерегли его около реки Кирна, которая двенадцатью судоходными устьями изливается в Каспийское море после того, как в нее впадает много рек н величайшая из всех - Аракс. Заметив же эту засаду, Помпей построил мост через реку и, загнав варваров в густую чащу (они же очень искусны сражаться в лесах, скрываясь и появляясь незаметно), поставив войско вокруг этой чащи, поджег ее н стал преследовать выбегающих, пока все они не прислали заложников и не принесли даров. В Рим он вступил в триумфальном шествии между прочим и за это. Среди же этих заложников и пленных было много женщин, имевших не меньше ран, чем мужчины; н считали, что это амазонки, то ли потому, что есть некий народ амазонки, соседний с ними, оказавшийся призванным тогда на помощь, или потому, что вообще некоторых воинственных женщин здешние варвары называют амазонками.


Материалы:

Великая степь в античных и византийских источниках. Гаркавец 2005


210 г. Расхождение абхазов и осетин


Результаты исследования методом BATWING, Balanovsky et al. 2011 [1], показывают, что расхождение абхазской и осетинской популяций началось 1800 лет назад.

---

[1] Parallel Evolution of Genes and Languages in the Caucasus Region. Balanovsky 2011. Supplementary Data. Supplementary Figure 4


225 г. Рождение общего предка J2a1b (M67) для черкесов


Источники:

Что говорит ДНК-генеалогия о кавказцах. Клёсов 2013


225 г. АРСАКИ


Появляются Арсаки — жители города Арсака в Гиркании. Гиркания (др.-греч. Ὑρκανία из др.-перс. Варкана — «Страна волков») — греческое название области вдоль юго-восточного берега Каспийского моря, в бассейне современных рек Гурган и Атрек, входившая в состав Персии. Кстати, Иберия в Ашхарацуйц. 700 г. Изд. Патканов 1877 г. созвучно именуется Вирк. Подробнее.


252 г. Питиунт - место ссылки христиан Рима


Питиунт опустошили готы и другие северо-причерноморские племена, однако затем после утверждения римлян на территории современной Абхазии, Питиунт был восстановлен и превращен в место ссылки христиан Римской империи. В конце III – нач. IV вв. в Питиунте, на земле абазгов, находилась одна из древнейших христианских общин на Кавказе.

Карты данного периода.


Материалы:

"История Абхазии в датах". Т.А. Ачугба 2011


257 г. н. э. Приход готов в Крым


Приход готов в Крым. Они нападают на Боспроское царство. С этого же времени прекращает существовать и Скифское царство как таковое.


Источник: Скифы



cron