VIII в. до н. э.
Племена, заселявшие Северо-Восточное Причерноморье в VIII—VII вв. до н. э. Этноним киммерийцы появился в древнегреческой литературе еще у Гомера. По Геродоту, киммерийцы занимали территорию Северного Причерноморья вплоть до Фракии, однако были оттуда вытеснены. Киммерийцы проводили экспансионистскую политику на территории Фригии, Лидии и Каппадокии, где ассимилировались местным населением. Вопрос об индоевропейском происхождении киммерийцев остается открытым. Этноним ‘киммерийцы’ используется античными и раннесредневековыми авторами для обозначения степных причерноморских племен. Со II в. н. э. в сочинениях древних авторов бытовало мнение о киммерийской земле, как о потустороннем мире и о киммерийцах, как о мифическом народе у входа в преисподнюю.
Киммерийцы проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру». Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему. В 714 г. до н. э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, и что в предыдущий период они платили дань Урарту. Царь Урарту Руса I совершил следующий поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет. За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 г. до н. э. Ассархаддон разбил в Каппадокии войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671—669 гг. до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство. Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются с местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об их западных соплеменниках. В 660-х гг. до н. э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми (Лигдамисом греческих текстов) в 644 г. до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес. Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни, и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.
В Библии киммерийцы известны как яфетический народ гомер. Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья. Также их упоминают Гомер и Каллин. В «Одиссее» киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии» (см. Кербер). О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей. Эфор Кимский помещает их около озера Аверн в Италии.
Киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, и это время носит название «Киммерийской эпохи» (XI—VII вв. до н. э.). Происхождение киммерийцев связывается с племенами срубной культуры позднего бронзового века. А. И. Тереножкин выделил в культуре «киммерийцев» две хронологические ступени: первая (ранняя) получила название черногоровская (по названию кургана у хут. Черногоровский на Украине), вторая (поздняя) — новочеркасская (по названию города Новочеркасск, у которого был найден клад предметов) (Тереножкин, 1976). Для погребений характерно скорченное положение скелетов, многочисленны находки конской упряжи (удила, стремена). Также, исторические киммерийцы отождествляются с представителями белозерской культуры, а также белогрудовской и чернолесской. Следует отметить, что попытки связать исторических киммерийцев и рассматриваемые культуры являются весьма гипотетическими. Известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что никто не показал археологических свидетельств присутствия киммерийцев в Южной части России и в других странах. В Малой Азии обнаружены захоронения, которые можно уверенно связать с историческими киммерийцами, прояснены некоторые детали их истории, отвергнута версия Геродота о появлении киммерийцев в Закавказье. Материальная культура киммерийцев возможно аналогична племенам скифской общности. Д. А. Авдусин считал, что киммерийским является впускное погребение № 5 в кургане Высокая Могила в Запорожской области. Согласно данным радиоуглеродного анализа курган датируется рубежом X и IX вв. до н. э.
Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значку могло придаваться и значение оберегов. Следующую серию составляют круглые бляшки с вписанным прямым равноконечным или чаще мальтийским крестом. В настоящее время все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими в связи с тем, что от их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru), а также название самого народа. С точки зрения И. М. Дьяконова, имя киммерийского царя Сандаксатру абсолютно аналогично иранскому «Артаксеркс» и может быть интерпретировано как «власть бога Сандона» (лувийское божество). Это предполагает индоиранскую принадлежность киммерийцев. Самоназвание киммерийцев, вероятно, звучало как «гимер» или «гимир».
Также существует версия, что киммерийцы были близки фракийцам.
На основании изобразительного искусства соседних народов восстанавливают одежду киммерийцев. Они носили кожаные куртки, штаны, сапоги и островерхие шапки.
Топонимика и известные персонажи: - Киммерик — древний город-порт (Крым, Керченский полуостров); - Киммерийский вал на Керченском и Таманском полуостровах (построен греками после киммерийцев); - Боспор Киммерийский (Керченский пролив); - Киммерийские переправы; - Киммерийская плита; - Теушпа (погиб около 679 до н. э.); - Тугдамме (Дугдамме, Лигдамис) (умер в 640 г. до н. э.); - Сандакурру (Шандакурру) (после 640 г. до н. э.); - В массовой культуре известен вымышленный киммериец по имени Конан.
По данным Khudaverdyan 2012, краниологические и дентальные исследования выявляют прямую родственную связь между субъектами из следующих могильников:
• 2000—1500 гг. до н. э. — 99 Волго-уральский регион, Спиридоновка II, Рождествено I. Абашевская культура. Figure 2
• 1800—1100 гг. до н. э. — 144 Украина, Широчанский. Фракийцы, киммерийцы. Срубная и Белозерская культуры. Figures 2, 3
• 1100—600 гг. до н. э. — 20 Грузия, Мцхета, Самтавро, Церовани. Figures 2, 3
• 600—300 гг. до н. э. — 129 Устье Дона, Беглица. Скифы, Меоты. Figure 2
Судя по преобладающей в Северном Причерноморье, до Кавказской войны, абхазо-адыгской G2a2b, есть прямые основания считать одной из основных гаплогрупп киммерийцев G2a2b.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Cimmerii, Himeres, греч. Κιμμεριοι, Κιμμεριοι, ассир. Gimiri, рус. Киммерийцы, Гимирру, Керберии.
Источники:
Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.
Открыть PDF в новом окне: ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА НА СУПЕРЭТНИЧЕСКОМ УРОВНЕ. Л. Н. Гумилёв. Конец и вновь начало