ХронологияБиблиотека800—600 гг. до н. э. Фракийцы

Сообщение Опубликовано » 22 авг 2015, 13:24, последние изменения » 28 авг 2015, 11:44

Севт III, правитель Одрисского
царства (Фракии),
331—300 гг. до н. э.
Фракийский пелтаст (пехотинец)
Фраки́йцы (др.-греч. Θρᾳκός; лат. Thraci) — древний народ, обитавший на востоке Балкан и прилегающих территориях. Говорили на фракийском языке, который относят к индоевропейским. Судя по сохранившимся изоглоссам, фракийцы близки балтам.

Первые сведения греческих источников о фракийцах относятся к VIII­ VI вв. до н.э. [1] Уже в V в. до н.э. греки называли проживавшие на территории современной Румынии племена, разговаривавшие на одном из диалектов фракийского языка, гетами, а позже римляне называли их даками.

Вопрос о происхождении фракийцев сложен. Одни ученые придерживаются взгляда, что предками фракийцев были племена, пришедшие в бронзовом веке из северных дунайских областей в Юго­Восточную Европу (и в частности на территорию современной Болгарии); другие считают, что фракийцы были местным коренным населением, а не пришельцами. Существует взгляд, что южнофракийская группа племен сложилась в результате смешения древних аборигенов ­ прафракийцев с появившимися здесь с середины II тысячелетия до н.э. с севера родственными им гето­-даками [2].

Внешний облик

Греческий философ Ксенофан описывает фракийцев внешне отличных от греков вследствие светлых волос и голубых глаз. Однако антропологи полагают, что у фракийцев все же преобладал средиземноморский тип с небольшой динарской примесью, возможно при светлой пигментации, т.е. в массе они были понтидами. Также внешнее своеобразие молдаван, румын и болгар определяется фракийским субстратом.

Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами:

У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (История, VII, 75)

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке.

Происхождение

Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской, белозерской и белогрудовской культурами.

Согласно данным современной генетики, после переселения с Карпат на Балканский полуостров принадлежавшие к гаплогруппе R1a индоевропейцы ассимилировались с местными палеобалканскими племенами гаплогруппы I2a, в результате чего образовались известные нам по письменным источникам фракийские народности (в которых доминировала гаплогруппа I2a с небольшой примесью гаплогруппы R1a); при этом новый, фракийский язык, сложился на основе языка завоевателей, то есть на индоевропейской основе, вобрав в себя некоторые местные черты.

Исторические области фракийцев

Фракия (Болгария и европейская Турция)
Дакия (Румыния)
Вифиния (северо-западная Анатолия)
Мизия (северо-западная Анатолия)

Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.

История

Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря. Уже Гомер помещает фракийцев на берегах Геллеспонта (Илиада, II, 845).

К V веку до нашей эры фракийцы заселяли северо-восток Балкан и земли, прилегающие с запада к Чёрному морю. Геродот в 5-й книге назвал их вторыми (после индийцев) по численности в известном мире, и потенциально самыми мощными в военном плане — если они прекратят внутренние склоки. В ту эпоху фракийцы были разделены на большое количество враждующих племён, об их внутренних войнах красочно поведал Ксенофонт в своём «Анабасисе». Однако фракийцам удавалось создать на некоторое время непрочные государства, такие как Одрисское царство, самое крупное в Европе V в. до н. э., и в римское время - Дакия во главе с Буребистой. После вторжения кельтских племен во Фракию образуется царство галлов со столицей в городе Тилис.

В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия, Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств.

Однако небольшие группы фракийцев существовали еще до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., т.о. не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами.

Записи о фракийцах в Илиаде рассказывают в основном о Геллеспонте, и о племени Киконы, которое воевало на стороне троянцев (Илиада, книга II). От фракийцев, к их соседям грекам перешло множество мифических существ, таких как бог Дионис, принцесса Европа и герой Орфей.

В своей пятой книге Геродот описывает обычаи фракийских племён:
У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, что выбор пал не на них: ведь это для них — величайший позор.

Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. Целомудрие девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, верность замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почётом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почётной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи.

Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса.

Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.


Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета, Тирас. Он также утверждал, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их.

Известные фракийцы

Буребиста — царь Дакии, подчинивший своей власти огромную фракийскую территорию от современной Моравии на западе до реки Буг на востоке, от Карпат на севере, до Дионисополиса (современный Балчик) на юге.

Децебал — король Дакии, победивший во множестве сражений с римлянами, но был разбит войском Траяна.

Орфей — в древнегреческой мифологии певец, музыкант, игравший на лире. Сыграл важную роль в религии Греции и Болгарии.

Спартак — римский гладиатор, поднявший восстание на Апеннинском полуострове в 73-71 годах до нашей эры. Его армия, состоявшая в основном из бежавших гладиаторов и рабов, разбила несколько римских легионов в войне, известной как «Третья война рабов» или «Восстание Спартака».

Максимин I Фракиец — Гай Юлий Вер Максимин Фракиец римский император с 20 марта 235 по 22 марта 238 года, первый «солдатский император».


Заметки:

В списке древних племён Фракии и Дакии есть такие:

Apsinthii

Moesi - Мёзы или Мисы (лат. Moesi, греч. Μυσοί; также мезийцы, мизийцы; ассир. мушки) — народность (группа фракийских племен), обитавшая в первом тысячелетии до н. э. на территории между Нижним Дунаем и Балканскими горами. В современной географии ареалу расселения мёзов приблизительно соответствуют сербская долина Тимок близ Железных Ворот на Дунае, Северная Болгария и далее причерноморско-степная Добруджа за исключением древнегреческой колонии Томы. Считается, что язык ранних мисов родственнен фригийскому.


Примечания:

[1] J. Wiesner. Die Thraker Stultgart, 1963. Термин «фракийцы» встречается уже у Гомера. Его сведения о Фракии обычно относят к X-IX вв. до н. э., а некоторые эпизоды ­ к VII в. до н. э.
[2] См.: статьи Т. Д. Златковской (К вопросу об этногенезе фракийских племен. ­ Советская этнография, 1961, 6, стр. 82­94, Этнические процессы во Фракии в II­I тысячелетиях до н.э. ­ VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М. 1964), опирающейся на языковедческие работы В. Томашека (W. Tomaschek. Die alten Thraker. ­Sitzungsbenchte der Wiener Akademie, Philosophisch­historische Klasse, Bd. CXXVIII, CXXX CXXXI, 1893­ 1894), В. Георгиева (Тракийская език София, 1957) и историко­археологическое исследование И. Венедикова (Праизходът на траките. ­ Езиковедско­етнографиски изследования в памет на акад. Ст. Романски София, 1960, стр. 525­543).


Материалы:

Фракийцы, киммерийцы и скифы. А.Л. Монгайт 1974 г.