X в. до н. э.
Общее название многочисленной (около 200 этнонимов) группы племен, населявших в древности северо-восточные районы Балканского полуострова и северо-запад Малой Азии. Впервые фракийцы упоминаются в «Илиаде» Гомера, в рассказе о Троянской войне. В VI—III вв. до н. э. существовало самостоятельное государство фракийцев во главе с одрисами. В III в. до н. э. фракийцы попадают под власть кельтов, с I в. до н. э. пребывали под властью Рима. Во времена правления династии Юлиев—Клавдиев основная территория, заселенная фракийцами, была превращена в римскую провинцию Фракия. Фракийцы занимались земледелием и скотоводством, преимущественно коневодством, славились производством металлов и керамики. Важную роль в их социально-экономическом развитии сыграли контакты с греками. В ходе Великого переселения народов фракийцы смешались с другими племенами. В античной историографии фракийцев считали дикими, склонными к пьянству варварами и искусными наездниками.
Термин «фракийцы» встречается уже у Гомера. Его сведения о Фракии обычно относят к X-IX вв. до н. э., а некоторые эпизоды к VII в. до н. э. Уже в V в. до н. э. греки называли проживавшие на территории современной Румынии племена, разговаривавшие на одном из диалектов фракийского языка, гетами, а позже римляне называли их даками. Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря. Уже Гомер помещает фракийцев на берегах Геллеспонта (Илиада, II, 845). К V веку до нашей эры фракийцы заселяли северо-восток Балкан и земли, прилегающие с запада к Чёрному морю. Геродот в 5-й книге назвал их вторыми (после индийцев) по численности в известном мире, и потенциально самыми мощными в военном плане — если они прекратят внутренние склоки. В ту эпоху фракийцы были разделены на большое количество враждующих племён, об их внутренних войнах красочно поведал Ксенофонт в своём «Анабасисе». Однако фракийцам удавалось создать на некоторое время непрочные государства, такие как Одрисское царство, самое крупное в Европе V в. до н. э., и в римское время - Дакия во главе с Буребистой. После вторжения кельтских племен во Фракию образуется царство галлов со столицей в городе Тилис. В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия, Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств. Однако небольшие группы фракийцев существовали еще до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., т.е. не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами. Записи о фракийцах в Илиаде рассказывают в основном о Геллеспонте, и о племени Киконы, которое воевало на стороне троянцев (Илиада, книга II). От фракийцев, к их соседям грекам перешло множество мифических существ, таких как бог Дионис, принцесса Европа и герой Орфей. Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета, Тирас. Он также утверждал, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их.
Фракийцы говорили на фракийском языке, который относят к индоевропейским. Судя по сохранившимся изоглоссам, фракийцы близки балтам. Греческий философ Ксенофан описывает фракийцев внешне отличных от греков вследствие светлых волос и голубых глаз. Однако антропологи полагают, что у фракийцев все же преобладал средиземноморский тип с небольшой динарской примесью, возможно при светлой пигментации, т.е. в массе они были понтидами. Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами: «У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (История, VII, 75)». Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке. Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской, белозерской и белогрудовской культурами. Генетически, после переселения с Карпат на Балканский полуостров принадлежавшие к гаплогруппе R1a индоевропейцы ассимилировались с местными палеобалканскими племенами гаплогруппы I2a, в результате чего образовались известные нам по письменным источникам фракийские народности (в которых доминировала гаплогруппа I2a с небольшой примесью гаплогруппы R1a); при этом новый, фракийский язык, сложился на основе языка завоевателей, то есть на индоевропейской основе, вобрав в себя некоторые местные черты.
В своей пятой книге Геродот описывает обычаи фракийских племён: «У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами, и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, что выбор пал не на них: ведь это для них — величайший позор. Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. Целомудрие девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, верность замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почётом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почётной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев».
Исторические области фракийцев: Фракия (Болгария и европейская Турция), Дакия (Румыния), Вифиния (северо-западная Анатолия), Мизия (северо-западная Анатолия).
По мнению древних авторов, фракийцы — это смесь степных протоиндоевропейских племён с автохтонными неолитическими жителями Карпат (Трипольская культура). Если так, то их гаплогруппами, вероятнее всего были следующие: R1a (около 30%), R1b (10%), I2a1b (2530%), EV13 (1015%), G2a, J1, J2a, J2b, и T1a. Даки были тесно связаны с фракийцами и вероятно имели тот же состав гаплогрупп. [Maciamo Hay 2008]
По данным Khudaverdyan 2012, краниологические и дентальные исследования выявляют прямую родственную связь между субъектами из следующих могильников:
• 2000—1500 гг. до н. э. — 99 Волго-уральский регион, Спиридоновка II, Рождествено I. Абашевская культура. Figure 2
• 1800—1100 гг. до н. э. — 144 Украина, Широчанский. Фракийцы, киммерийцы. Срубная и Белозерская культуры. Figures 2, 3
• 1100—600 гг. до н. э. — 20 Грузия, Мцхета, Самтавро, Церовани. Figures 2, 3
• 600—300 гг. до н. э. — 129 Устье Дона, Беглица. Скифы, Меоты. Figure 2
Судя по преобладающей в Северном Причерноморье, до Кавказской войны, абхазо-адыгской G2a2b, есть прямые основания считать одной из основных гаплогрупп протофракийцев G2a2b.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Thraci, Thraces, Traces, Thracesii, греч. Θρακος, Θρακες, θρηικες, θρακησιοι, рус. Фракийцы, Фракесии.
Источники:
Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.
Открыть PDF в новом окне: ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА НА СУПЕРЭТНИЧЕСКОМ УРОВНЕ. Л. Н. Гумилёв. Конец и вновь начало