ChronologyLibraryСИНДЫ

Post Published » 11 Sep 2015, 21:35

VI в. до н. э.

Многочисленное меотийское племя, обитавшее на Таманском полуострове и окрестном побережье Понта Эвксинского (совр. Черное море). Возможно соплеменники тавров.

В VI в. до н. э. о синдах впервые и кратко упомянул Псевдо-Скилак, в частности он написал: Синды. После же меотов живут синды; но достигают они и областей вовне залива; и у них существуют такие греческие полисы: полис Фанагория, Кепы, Синдская Гавань, Питиунт. Затем, в V в. до н. э. о синдах пишет Геродот и позже другие греческие и римские историки — Псевдо-Скимн, Страбон и т. д. Согласно их сообщениям, основными занятиями синдов были земледелие, рыболовство, ремёсла и торговля (в ранний период — с Урарту, с VI в. до н. э. — с греками), как через свои порты — Синдскую гавань, Корокондаму, так и через греческие города, основанные на территории Синдики. Войны со скифами привели к усилению у синдов власти военачальников. В V в. до н. э. возникло синдское (меотское) государство, которая также именовалось Синдика. Из всех причерноморских племён синды были наиболее эллинизированы: они заимствовали у греков язык и письменность, имена и обычаи, торговые и финансовые инструменты, участвовали в греческих состязаниях и религиозных культах, носили греческие украшения. В II в. до н. э. Аполлоний Родосский, ссылаясь на других античных авторов, писал: «У равнины синдов разделяется река Истр и одним рукавом изливается в Адриатическое море, а другим в Эвксинский Понт». Гиппонакт (вторая пол. VI в. до н. э.) также упоминает о «синдской расщелине». Гелланик Митиленский (V в. до н. э.) в сочинении «О народах» говорит: «Когда проплывешь Боспор, будут синды, а выше их - меоты-скифы».

Первый известный истории царь синдов — Гекатэй (родом грек). По мнению большинства нумизматов, возможно ещё при нём синдское государство Синдика выпускались собственные деньги в обращение, а именно были выпущены синдские серебряные монеты (трех видов). Примерно в 480 до н. э. синды потеряли свою политическую самостоятельность и вошли в состав Боспорского царства, а синдская знать вошла в состав правящей боспорской аристократии. Второй известный истории царь синдов — Горгипп, брат Левкона I Боспорского. Следующими царями синдов были цари Боспорского государства, что отразилось в их каменных титуларах.

Страбон, автор I в. до н. э., упоминает Горгиппию как столицу Синдики: «В Синдской области есть место Горгиппия — царская столица синдов, недалеко от моря, а также Аборака». Археологически известны синдские города (Семибратнее городище близ Кубани и Раевское городище около Анапы). Многие курганы Таманского полуострова и Прикубанья (Курган Карагодеуашх, Большая Близница, Мерджаны и др.) — погребения синдской знати. Синды самостоятельно производили и использовали мечи, именуемые ныне археологами как синдо-меотские мечи.

Первоначально, лингвоэтническая принадлежность синдов не была надежно идентифицирована: синдские надписи на территории Синдики не были обнаружены, синды были наиболее эллинизированы, единственным доступным материалом являются топонимика Синдики, дошедшая в виде скифских глосс в греческих текстах. О. Н. Трубачёв в своей работе «О синдах и их языке» делал предположение, что синды были «местными праиндоевропейцами, в отличие от соседних индоиранцев. Язык синдо-меотский — это индоарийский, с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов)». Н. В. Анфимов же критически относится к мнению Трубачёва, считая, что данные выводы спорны и предлагает относить синдов к кавказским народам, отмечая участие синдов как части меотских племён в этногенезе адыгов. По данным антропологов население Синдики несколько отличалось от большинства меотов, так как характеризовалось невысоким и широким лицом с широким носом.

Согласно сообщения Геродота (IV.28) имели место зимние военные походы скифов в V в. до н. э. в земли синдов. Археологами выявлено несколько групп археологических находок, свидетельствующих о проникновении отдельных элементов материальной культуры скифов в культуру населения Синдики и соседних с нею районов именно в то время, о котором сообщает Геродот. Примерно через 500 лет, после того как синды вошли в состав Боспорского государства, греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский, в своем Сочинении (в форме диалога) «ТОКСАРИД, ИЛИ ДРУЖБА», мельком упоминает синдов. В частности, один участник диалога сообщает, что аланы обязались перед скифами подчинить им синдов, «которые давно отложились» (то есть вышли из-под контроля). На что другой участник отвечает: — Очень уж это … похоже на миф.
Николай Дамасский (64 г. до н. э. — 4 г. н. э.) писал: «Синды бросают на могилу столько рыб, сколько врагов убил погребаемый».

К IV в. н. э. относится одно из последних упоминаний синдов, которое сделал Руф Фест Авиен, в своем произведении «Описание земного круга», где он писал: «Узнай, наконец, какие народы окружают Тавр. Меоты первые окружили соленое болото. Встречается также свирепый сармат… Ближайшие местности населяют киммерийцы и синды. Вблизи живёт племя керкетское и род торетов».

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Sindi, Zinchi, Sindones, Sinchi, греч. Σινδοι, Ζιγχοι, рус. Синды, Синдоны, Синхи, Зинхи.


Источники:

Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.