III в. до н. э.
1) Возможно, предки аланов, группа племен, живших на берегах Каспийского моря, в северной части уралокаспийских степей у р. Араке. В результате походов Дария I в 518—514 гг. до н. э. их земли вошли в состав Персидской державы, а после ее разгрома в империю Александра Македонского. Впоследствии массагеты слились с другими степными племенами; 2) см. Гунны; 3) в античных письменных свидетельствах собирательное наименование ряда кочевых племен.
М. Дж. Халилов. Памятники масгутской АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ: «Масгуты и их царь впервые были зафиксированы в письменных источниках приблизительно в 293 г. в знаменитой надписи из Пайкули. Учитывая то, что сасанидские надписи 60-х гг. III в. умалчивают о них, можно утверждать, что масгуты появились на территории южнее Дербента в 70–80-х гг. III в. Таким образом, появление культуры масгутов на северо-востоке Кавказской Албании можно датировать этим временем. В 30-х гг. IV в. — в период наивысшего могущества Масгутского царства — его юго-западная граница достигала места слияния Куры с Араксом, но при этом собственно страна масгутов располагалась на равнинной части исторической албанской области Чол — между городами Дербент и Шабран, ограничиваясь на севере Дербентскими, на юге Гильгильчайскими оборонительными стенами, на востоке Каспийским морем, а на западе предгорьем Большого Кавказа. Эта зона совпадала с ареалом масгутской культуры.
В средневековых источниках сохранилось параллельное название страны масгутов — Абхаз. Это же наименование носили один из средневековых городов, а также этническая группа этого региона. Исходя из этого предполагают, что движение масгутов (массагетов) из Средней Азии на Восточный Кавказ возглавляли апасиаки — племя массагетского происхождения. Ранние цари масгутов принадлежали к ветви династии Аршакидов. Еще Страбон (XI, 8, § 8) сообщал о том, что в свое время основатель этой династии Арсак (Аршак) нашел убежище в стране апасиаков. В составе масгутского союза пребывала также определенная часть племен гуннского происхождения. Масгутская культура просуществовала с конца III в. до конца VIII в. Резиденция масгутских царей до V в., видимо, находилась в Юго-Восточном Дагестане, южнее Дербента. В конце V в. после основания города Масгата их столица переместилась в Северо-Восточный Азербайджан. Этот город предположительно локализуется на месте средневекового села Мускар вблизи современного села Ниязоба. Но пока археологические памятники, связанные с городами Абхаз и Масгат, не выявлены. Масгутские поселения зафиксированы в Паласа-сырте (Дербентский район Дагестана), Гухур-обе (Кусарский район Азербайджана) и в других местах. Из них пока лучше изучено Паласа-сыртское поселение IV–VI вв., где выявлены два типа жилищ. Одно из них — наземные жилища жердевой конструкции, которые были характерны для переходящих к оседлости кочевников, однако основные конструктивные детали жилища (жердевая основа, деревянные столбы — опоры) несут на себе черты традиционного жилища кочевника (Л.Б. Гмыря). Погребальные памятники племен масгутского союза выявлены в Юго-Восточном Дагестане (Паласа-сырт, Кухмазкунт, Ашага Стал казмаляр) и в Северо-Восточном Азербайджане (Гухур-оба, некоторые погребения Худжбалы и Сандыгтепе). Могильники состоят из подкурганных катакомбных (Паласа-сырт, Кухмазкунт, Ашага Стал казмаляр), подбойных и ямных погребений (Паласа-сырт), а также катакомбных (Гухур-оба) и грунтовых (Гухур-оба, Худжбала, Сандыгтепе) погребений без курганных насыпей.
В 30-х гг. IV в. трое сыновей масгутского царя приняли христианскую религию, а уже в конце IV в. в стране масгутов жил епископ гуннский Иоанн. Однако после перенесения резиденции албанского католикоса с Чолы христианство в этом регионе сдало свои позиции. В эпоху средневековья страна масгутов Масгат уже не простиралась до Дербента. Северная граница Масгата проходила по реке Самур. Масгутское царство было ликвидировано в 833 г. Дербентским эмиратом. Масгат превратился в область с мусульманским населением. Принятие масгутами исламской религии положило конец их самобытной языческой культуре».
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Massagetae, греч. Μασσαγεται, Κερμυχιουες, Κερμυχιωυες, рус. Массагеты, Масгуты.
Источники:
Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.