ChronologyLibraryИЕВУСЕИ

Post Published » 10 Sep 2015, 10:46, recent changes » 10 Sep 2015, 10:49

III тыс. до н. э.

Доеврейское население Иудеи, которые в конце III тыс. до н. э. основали город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус — "Книга Судей", 19:10) и первоначально населяли его. Согласно Библии, жили в горах (Книги Иисуса Навина, 11:3) и являлись потомками Иевусея из рода Ханаана (Бытие, 10:15-16). Множество фактов говорят о родстве иевусеев с хеттами. Иевусеи управлялись царями, имя одного из них — Абду-Геба (раба Евы) — упоминается в египетских папирусах времен Аменхотепа III, а имя другого — Адониседека — сохранила Библия (Книга Иисуса Навина, 10:3). Впрочем, последний мог иметь аморейское происхождение (Книга Иисуса Навина, 10:5), из чего делается вывод, что на момент прихода евреев иевусеи были народом смешанного семито-хуррито-хеттского происхождения, что находит подтверждение в Библии (Книга пророка Иезекииля, 16:3).

Библия так же указывает на близкое родство иевусеев с хеттами: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Книга пророка Иезекииля, 16:3). При завоевании Ханаана Иисусом Навином (1399 г. до н. э. 1) коалиция местных царей, в числе которых был царь Иерусалима, была разгромлена в битве при Гаваоне, однако покорить горных иевусеев не удалось (Книга Иисуса Навина, 15:63). В последующую «Эпоху Судей» (1445—1045 г. до н. э.) иевусеи были вполне независимым народом, а Иерусалим не входил в состав Израиля. Конец существованию иевусеев был положен только при царе Давиде, который взял штурмом иевусейский акрополь на горе Сион и перенес туда столицу своего государства. Это произошло за 33 года до смерти Царя Давида или около 1000 года до н. э. Тем не менее, имя их не истребилось всецело — Иоанн Дамаскин упоминает иевусеев как один из четырех «толков» самаритян. О взятии Иерусалима Давидом, во Второй книге Царств, на сей счет сохранились лишь туманные малопонятные фразы: «И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Иевусеев и доберется до трубопровода (дословно «и дотронется до трубы») и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида...» Археолог Кетлин Кеньон, обнаружившая основание древнейшей городской стены недалеко от источника Тихон, показала, что в начальный период своего существования город-крепость находился в руках хеттов — народа, создавшего могучее государство в Передней Азии. Теперь библейский текст о покорений города иевусеев стал окончательно ясен. Воины Давида проникли в город по «трубе» и только поэтому сумели бескровно овладеть им. Что же до «слепых и хромых», то, по мнению израильского археолога Игаля Ядина, речь идет о некоей магической церемонии, с помощью которой иевусеи (хетты) пытались напугать Давида и его людей, прежде чем те попытались овладеть городом. У хеттов была традиция выставлять хромых и слепых на стенах города и запугивать неприятельских солдат. Таким образом, было установлено, что иевусеи и хетты — один и тот же народ, а одна из библейских историй, которая прежде считалась легендарной, нашла свое материальное подтверждение. Долгое время хетты представляли основную угрозу интересам крупнейшей мировой державы — Египту. На восточных рубежах великой африканской державы стоял крупный военный гарнизон, отсюда египтяне отправлялись в военные походы против хеттов.

По некоторым данным, иевусеем был царь салимский (иерусалимский) Мелхиседек, который встречал Авраама хлебом и вином. Это подтверждается тем фактом, что священная для иевусеев гора Сион продолжила почитаться и у иудеев.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: ивр. ‏יבוסים, греч. Ιβηροι, Ιβηραι, Ιβηρες, Ιβυροι, рус. Иевусеи.


Источники:

Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.