В V веке до н. э. — Эсхил, в одной из своих трагедий писал:
Прежде всего поверни отсюда к восходу солнца и иди по невспаханным степям; ты придешь к кочевникам-скифам, …. К ним ты не приближайся, но удались из этой страны, идя вдоль шумного и утесистого морского берега. По левую руку живут обрабатывающие железо халибы, … Далее ты достигнешь Буйной реки, …; не переправляйся через неё, …, пока не придешь к самому Кавказу, …. Перевалив через поднимающиеся до звезд высоты, ты вступишь на конную дорогу, по которой придешь к враждебной мужам рати амазонок, которые со временем поселятся в Фемискире у Термодонта, где находится суровая Салмидесская бухта, …; амазонки очень охотно укажут тебе дорогу. За ними ты достигнешь у самых узких врат озера до Киммерийского перешейка; смело миновав его, переплыви Мэотийский пролив …. Покинув европейскую землю, ты вступишь на азиатский материк…
В II веке до н. э. Аполлоний Родосский, ссылаясь на других античных авторов, писал:
«… Полифем окончил жизнь в сражении с халибами. Это народ скифский.
… Халибы — скифский народ за Термодонтом; они, открыв железные рудники, занимаются их разработкою. Халабами они названы от Аресова сына Халиба. Упоминает о них и Каллимах; „да погибнет род халибов, которые открыли это злое творение, поднимающееся из земли“.»
Аристотель оставил описание халибского способа получения железа:
«… халибы несколько раз промывали речной песок их страны, добавляли к нему какое-то огнеупорное вещество, и плавили в печах особой конструкции; полученный таким образом металл имел серебристый цвет и был нержавеющим».
К IV веку н. э. относится одно из последних упоминаний халибов, которое сделал Руф Фест Авиен, в своем произведении «Описание земного круга» где он писал:
Далее тибарены, а выше их халибы, где богатые гибельным железом поля оглашаются стуком высоких наковален. За ними расстилаются десятины земли ассирийской и Териодонт, берущий начало с Арменийского хребта, лижет нивы племени амазонид (…)
Халибам приписывалось изобретение технологии выплавки железа: от их названия происходит греч. Χάλυβας — «сталь», «железо».
В качестве сырья для выплавки железа использовались магнетитовые пески, запасы которых встречаются по всему побережью Чёрного моря — эти магнетитовые пески состоят из смеси мелких зёрен магнетита, титано-магнетита, ильменита, и обломков других пород, так что выплавляемая халибами сталь была легированной, и, видимо, обладала высокими качествами.
Такой своеобразный способ получения железа не из руды говорит о том, что халибы, скорее, открыли железо как технологический материал, но не способ его повсеместного промышленного производства. Видимо, их открытие послужило толчком для дальнейшего развития металлургии железа, в том числе из руды, добываемой в копях.
Во II веке н.э. Климент Александрийский в своём энциклопедическом труде «Строматы» (глава 21) упоминает, что по греческим преданиям железо было открыто на горе Иде — так называлась горная цепь возле Трои, напротив острова Лесбос (в Илиаде она упоминается как гора Ида, с которой Зевс наблюдал за битвой греков с троянцами).
В хеттских текстах железо обозначается словом «раr-zi-lum» (ср. лат. ferrum и рус. железо), известно что железные изделия изготовлялись хаттами в начале второго тысячелетия до нашей эры. Об этом свидетельствует текст хеттского царя Анитты (около 1800 г. до н. э.) в котором сказано - «Когда на город Пурусханду в поход я пошёл, человек из города Пурусханды ко мне поклониться пришёл. Он мне железный трон и железный скипетр в знак покорности преподнёс».
Кроме того, халибы добывали золото и серебро. Среди окружающих народов они слыли мастерами кузнечного дела, и имели большое уважение, так что по их названию сложились некоторые имена: например, в Библии упоминается Халев (Калеб) из колена Иуды — участник исхода евреев из Египта, бывший активным сторонником и лазутчиком Моисея (Чис. 13:7, Нав. 15:13). В Сирии был широко известен крупный город Халеб (Алеппо), построенный хеттами.