ХронологияБиблиотека300 г. до н. э. — 537 г. Иберия

Сообщение Опубликовано » 21 авг 2014, 16:24, последние изменения » 14 янв 2016, 01:59

Царство на территории исторической области Картли, упоминаемое античными и византийскими авторами. На рубеже III—II веков до н. э. на территории Иберии образовалось государство. Часть объединённых в общины земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).

В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В 337 году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал.

Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (карты-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известноe под названием «ариан-картли», подразумевалo восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидcкoe царствo.

На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государствo с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от названия одного из племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.

Мнение И. Джавахишвили о Мосхах:

Интересное мнение высказал И. Джавахишвили. «Проф. Н.Марр должно быть прав,- писал он,- когда древнее название абхазов «абасхи» связывает с «мас-хи», только в начале стоит обычная абхазская приставка «а»… Таким образом, абхазы и мосхи имеют одно и то же племенное название, однако только этим, разумеется, невозможно доказать их племенное единство, до тех пор, пока не выявлен смысл слова «мас»-, «мос»-, «мес»-хи. Напротив, возможно, это нарицательное имя. Все же, надо думать, что это название принадлежало не только этим двум племенам- абхазам и мосхам, но лезгины (дагестанцы – авт.) тушинцев (грузинская этнографическая группа – авт.) и ныне «мосеками» или «мосхами» называют». 8 В рассуждениях И. Джавахишвили особенно важно предположение о нарицательном значении термина «месхи», что подразумевает возможность встречи подобного имени в широком ареале расселения грузин - в Абхазии, южной Грузии, Тушети и т. д. П. Ингороква разделял ту часть воззрений Н. Марра и И. Джавахишвили, которая касалась идентичности «мосхов» и «абхазов»; поскольку месхи проживали за кораксами, обитавшими, по мнению автора, в Келасурском ущелье (на самом деле проживали в Бзыбском ущелье), П. Ингороква посчитал ареалом их обитания собственно Абхазию от Диоскурии до Бзыбы. Так как принадлежность месхов к грузинскому этносу сомнению не подлежала (и не подлежит), П.Ингороква пришел к выводу об идентичности абхазов и месхов...


Период pacцвeта Иберии

В начале III века до н. э. власть в Картли (Иберии) захватил Фарнаваз, происходивший из числа местных жителей (представитель рода «мцхетис мамасахлисеби»), который стал основателем династии Фарнавазидов. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия стала государством со значительнoй территориeй. Помимо Шида Картли, Кахети и Месхети, в неё входила часть Колхиды (Аргвети, Ачара). Предполагается, что в её составе пeрвонaчальнo были области Гогаренa и Хордзенa в предгорьяx Париадрa (по сведениям Страбона, они были отделены от Иберии армянскими царствами во II веке до н. э.).

Период упaдкa

Во II веке до н. э. Иберия в борьбе с окрепшими армянскими царствами потеряла часть своих территорий. Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.

Союз с Римом

Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 30-50-е годы II века, во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближенных. Император поставил в Риме памятник царю Иберии.

Правящие династии

Арташесиды (oк 165—30 г. до н. э.)
Фарнавазиды (до 189 г. н. э.)
Аршакиды (189—284 гг.)
Хосроиды (после 284 г.)

Иберия и евреи по версии Свтеланы и Александра Северских
Часть 5. Европейская Библия

5.7. Пленение евреев

После завоевания Иисусом Навином обширных территорий следующими правителями, о которых есть какая-либо информация, уже являются Давид и его сын Соломон. Изучение и этого периода подтверждает расположение евреев в области западной Европы — владения царя Соломона были весьма обширны. Имел он и флот у Фарсийского (Тарсийского) моря: «У Соломона имелось в так называемом Тарсийском море множество кораблей, назначение которых состояло в том, чтобы вести самую разнообразную торговлю с отдаленнейшими народами, у которых закупались серебро, золото, множество слоновой кости, эфиопы и обезьяны. Продолжительность плавания каждого корабля, начиная с момента отплытия до возвращения его на родину, доходила до трех лет»1

«ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов».2

Показательный пример демагогии по этому поводу демонстрируют библеисты, пытаясь разъяснить существующий казус:

«Фарсис (евр. Таршиш), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. Ис XXIII:10; Иер. X:9; Иез XXXVIII:13). Но выражение «корабль Фарсисский на море» не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в 2 Пар IX:21; XX:36-37. Vulg. : ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (IX:28; X:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов «гренландский» или «ост-индский».

Иосиф Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: «у Соломона, - говорит И. Флавий, - имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море» (Древн. VIII, 7, 2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим) и павлины (евр. туккиим). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов».3

Удивительно, но ведь слова Флавия подтверждают, что сам флот Соломона находился вблизи Фарсиса, а в 3-й Книге царств указан один из кораблей этого флота. Как можно было это понять иначе? Тем более, что испанский Тарсис являлся древним и известным городом, и относился к одноименной области, имел длинную историю и мифологию, и в честь него могло быть названо море. Кроме того, относя указанный Фарсис к Турции, автор комментария автоматически расширяет границы царства Соломона до Турции, что ничем не подтверждено.

Игнорируется еще одна имеющаяся ссылка у Флавия на этот же город: после разделения Израильского царства на Иудею и Израиль, столицей Израильского царства стал именно Фарсис (Тарс): «Таковы были дела Асана, царя двух израильских колен. Теперь я вернусь к правителю над остальным израильским народом, Васану, который убил сына Иеровоама, Надава, и овладел царством. Этот Васан жил в городе Фарсе и сделал его своею резиденцией)».4

Звучит Фарсис и у Исайи: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Тарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою».5 Под Пулой, возможно, подразумевается регион юга Италии, Апулия (Пулия), Пула есть и на Сардинии; под Лоди же более северный регион Италии, Лоди.

И там же, в Испании, Плиний Старший располагал народ фарузеев. В Фарсе же располагает Иосиф Флавий потомков Яфета: «У сына Яфета, Явана, было [также] три сына: Елисей, давший свое имя народу, которым он правил; это - теперешние эоляне; затем Фарс, родоначальник фарсийцев. Так в древности называлась Киликия, доказательством чего служит следующее: самый выдающийся главный город их носит название Тарса, причем они изменили в его имени букву тау на фиту».6 В Бытие же Фарсис непосредственно сын Иавана.7

И, по факту получается, что Соломон имел корабли в испанском Фарсисе, там же была резиденция израильского царя.

Таким же образом странно умалчивается и то, что союзник Соломона, царь Хирам, царствовал вовсе не на близлежащей территории, а на острове, что неоднократно указывается в приводимой Флавием переписке Хирама и Соломона: «Вместе с тем предлагаю тебе взамен этого позаботиться о доставлении нам хлеба, в котором мы нуждаемся, потому что живем на острове».8 К слову, согласно Флавию Хирам первым установил праздник воскресения Геракла и брал дань с жителей легендарной родины Одиссея, Итаки. Но разве есть данные о поклонении Гераклу на древнем Ближнем Востоке? Нет.

Флавий неоднократно упоминает области Галилейскую, Гауланскую и Галаадскую, соотносимые, вне всякого сомнения, с Галлией. Упоминаются и города Галлии: так, Хираму Соломон подарил галилейский9 — он же Авалон в Галлии. Эта информация может помочь установить местонахождение острова Хирама, ведь находиться он должен был, с одной стороны, неподалеку от подаренных городов Галлии, с другой — от Карфагена, также принадлежащего финикиянам.

То есть евреи, а корректнее иберы-ибри, пришедшие из Африки, во времена Иисуса Навина, захватившие обширные западноевропейские территории, вплоть до разделения Израильского царства, владели ими. Неизбежными были взаимное влияние этих родственных в далеком прошлом народов, вследствие чего спустя три тысячи лет нам сложно определить этнические разграничения.

Несколько историков древности указывают на то, что Навуходоносор дошел до Испании и переселил часть испанских иберов на Кавказ. Впервые это описал греческий писатель, историк и географ Мегасфен (IV-III вв. до н.э.) в своем сочинении об Индии. Затем Страбон и Иосиф Флавий, Евсевий и Мар-Аббас-Катина, Дионисий Периегет.

Это может объяснять ситуацию с двумя народами с идентичным названием «иберы» - испанцев и грузин - по факту переселения испанских иберов на Кавказ, а переселения народов были нормальной практикой завоевателей и до, и после Навуходоносора. Хотя кавказские иберы так себя не называли, и вполне вероятно, что в данном случае речь идет об одном из искусственно названных близнецов, мы это рассмотрим чуть далее. Возможно эти историки лишь пытались объяснить появление иберов в Передней Азии, а потому не нашли лучшего объяснения? Но информация о пленении евреев вавилонским царем подтверждается и Библией.

Это очень важный момент, который указывает на то, что Навуходоносор, и возможно другие цари древности, вели войны на территории Европы. Что, в свою очередь, косвенно подтверждает местоположение древнего еврейского государства.

Правда, известная нам «официальная» версия истории не учитывает эти источники, локализуя державу и войны Навуходоносора на востоке. Та же самая история повторяется и с Ахеменидами. Почему же эти завоеватели игнорировали Европу? Во времена Навуходоносора опять же в соответствии с существующей версией не было сильных государств, но были плодородные земли. Так для чего же было воевать за пустыни, если рядом цветущие земли? При этом в своих сухопутных походах войска, по крайней мере, Ахеменидов, доходили очень далеко, вплоть до Индии, в связи с чем ближневосточная локализация не может быть объяснена отсутствием необходимых для дальних походов возможностей у армий. Конечно, и Навуходоносор и Ахемениды должны были пытаться завоевать Европу,

Причина переселений народов довольно очевидна — для подчинения захваченной территории в древности довольно часто завоеватели забирали на свои земли заложников, как правило, высокопоставленных особ, и/или их семьи. Именно так описывается переселение евреев из Иерусалима.

В Вавилон были переселены только жители Иерусалима — правители, воины и искусные ремесленники, бедняков Навуходоносор с собой не взял. Сам Вавилон, кстати, построен именно Навуходоносором в 6 веке до н.э., наличие города с таким названием на месте, где его идентифицировали современные историки, до этого ничем не подтверждено, соответственно, он мог быть в другом месте, может быть и в Европе.

Но главное — переселена была часть жителей Иерусалима, а не все Иудейское или, тем более, Израильское царство. В Иерусалиме был назначен новый царь: «И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию».10 То есть и Иерусалим, и Иудея, и Израиль остались, более того, в отношении переселенцев сформировалось негативное отношение: «Так были перечислены по родам своим все Израильтяне, и вот они записаны в книге царей Израильских. Иудеи же за беззакония свои переселены в Вавилон. Первые жители, которые жили во владениях своих, по городам Израильским, были Израильтяне, священники, левиты и нефинеи» и далее: «И доныне сии привратники у ворот царских, к востоку, содержат стражу сынов Левииных».11

Именно в этом периоде существовал небольшой шанс создания второго Израильского царства и Иерусалима на территории Ближнего Востока. Однако же царь Ахеменидов Кир Великий в 6 веке до н.э. освобождает евреев, спустя совсем небольшой промежуток времени, что указывает на практическую невозможность слияния переселенцев с местным населением. А далее — он позволяет переселенцам вернуться на свои земли, подчеркнем — именно вернуться, а не поселиться в новой области. Что евреи и делают, возвращаясь в Иерусалим, и восстанавливая благодаря указу Кира свой храм. Немногочисленные географические названия, приведенные в книгах, описывающих этот период, как книги Ездры, например, совпадают с предшествующими более древними, что подтверждает возврат на европейскую территорию.

Никаких следов пребывания иберов-евреев на востоке не осталось – мнения же древних историков о том, что часть иберов была переселена, действительно есть, но согласно Библии, они вернулись на исконные территории. Последующее обозначение Иберии на картах Передней Азии более указывает на предположение, что иберы-евреи могли там остаться. Но, если даже некоторые переселенцы и не вернулись на родину, то стоит признать, что они мало что сохранили от своей прежней культуры, не сохранив даже названия. Впрочем, версии о родстве грузинского и баскского языков могут быть некоторым подтверждением, но явно недостаточным без дополнительных аргументов, и требующим более детального изучения.

Геродот12 в своей «Истории» не упоминает в Азии ни Иудеи, ни Израиля вообще. И это странно, если исходить из предположения о размещении евреев на Ближнем Востоке, ведь Геродот жил уже после освобождения персидским царем Киром евреев из вавилонского плена, то есть они уже должны были вернуться и заново отстроить храм.

Отсутствие информации, как известно, тоже информация, и таковое отсутствие вполне может рассматриваться как указание на то, что Иудеи и Израиля на этой территории, по крайней мере, в описанный период не было.



1 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 8, гл. 7

2 3-я Книга царств, 10, 22

3Толковая библия Лопухина

4 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 7, гл. 2

5 Ис 66:19

6 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 1, гл. 6

7 Бытие, 10, 4

8 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 8, гл. 7

9 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 5, гл. 3

10 4 книга царств, 24

11 Первая книга Паралипоменон

12 484-425 гг. до н.э.

Источник: http://saversky.ru/hist/41.html