Убейд или Убейдская культура — особое явление в доистории Западной Азии, обширная область взаимодействий энеолитических обществ Ближнего Востока в V—IV тыс до н. э., для которой было характерно наличие определенных общих черт в материальной культуре. Область распространения убейдского феномена включала Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Сузиану, часть Иранского нагорья, Закавказье, побережье и острова Персидского залива. Изначально, под убейдом понималась особая керамическая традиция, получившая название по памятнику Телль эль-Убейд в Южной Месопотамии. С момента открытия и до настоящего времени представления об убейдском феномене претерпели значительные изменения.
Раскопки конца XIX — нач. XX в. городов Древней Месопотамии открыли для человечества культуру, в том числе древнейшей шумерской цивилизации; однако о предыстории этой цивилизации тогда ещё ничего не было известно. В 1918 г. Р. Кэмпбел Томпсон, возглавлявший экспедицию Британского музея, обследовал руины нескольких древних поселений на территории бывшего Шумера, в том числе города Ур и Эреду. При обследовании последнего из них он обратил внимание на особую керамику, которая отличалась от собственно шумерской и казалась древнее; Р. Кэмпбелл Томпсон отнёс эту керамику к «доисторической». В 1919 г. экспедицию Британского музея возглавил Г. Р. Холл, который продолжил работы Р. Кэпмбелл Томпсона. Г. Р. Холл также открыл небольшой памятник Телль эль-Убейд, где уже известная «доисторическая» керамика встречалась массово и имела четкий стратиграфический контекст. Впоследствии, к британской миссии присоединились ученые из университета Пенсильвании; совместная экспедиция под руководством Л. Вулли завершила обследование Телль эль-Убейда, где были четко установлены слои, связанные с «доисторической» керамикой. Л. Вулли обнаружил убейские слои (в том числе кладбище) в Уре; впоследствии слои с этой керамикой были открыты и в некоторых других шумерских городах — в Кише, Эреду, Уруке, в районе Ларсы (Уэйли) и т. д.
В 30-хх гг. XX в. немецкими учёными был открыт ещё один тип доисторической керамики Месопотамии — Хаджи Мухаммад, названный так по одноименному памятнику в окрестностях Урука В 40-х гг. XX в. экспедиция под руководством С. Ллойда и Ф. Сафара провела тщательное обследование города Эреду; в ходе раскопок были открыты слои с убейдской керамикой, ниже них — с керамикой типа Хаджи Мухаммад, еще ниже — слои с неизвестным типом архаичной керамики, которую исследователи назвали «керамикой Эреду». В 1960 г. выщла работа Дж. Оутс, в которой эта исследовательница суммировала имеющийся материал и установила, что Эреду, Хаджи Мухаммад и Убейд — есть разные фазы единой культурной последовательности в Южной Месопотамии, эволюционировавшей в то, что впоследствии стало известно как Шумерская цивилизация. Вся эта последовательность была обозначена как «Убейд», а её фазы пронумерованы (Убейд 1 = Эреду, Убейд 2 = Хаджи Мухаммад, Убейд 3 = собственно Убейд, или «класиический» Убейд, Убейд 4 = поздний Убейд, то есть поздний вариант керамики убейдского типа).
Тем временем археологи продолжали открывать слои с убейдской или схожей керамикой, и не только на территории Нижней Месопотамии. Похожие находки были обнаружены в Верхней Месопотамии; там отчетливо проявлялось влияние более ранней халафской традиции, вследствие чего местный феномен получил название «северного Убейда»; вскоре был выделен и переходный халаф-убейдский период. Схожая керамика была открыта в Иране, Анатолии, Леванте, Закавказье и на территории Аравии. Ученые заговорили о многочисленных локальных вариациях Убейда. Усложнялась ситуация по самой Месопотамии: раскопки французской экспедиции на памятнике Телль эль-Уэйли выявили до того неизвестные слои, более древние чем фаза Убейд 1 (Эреду). Новый тип керамики получил название Убейд 0 (= Уэйли), исследователи установили его связь с керамикой более древней самаррской культуры Центральной Месопотамии. Наконец, на Аравийском побережье Персидского залива и в некоторых нижнемесопотамских поселениях (в частности, в Уруке) был открыт очень поздний тип керамики, переходный между изделиями убейдского времени и собственно шумерской цивилизации (эпоха урук); на основании этих находок была выделена фаза Убейд 6 или финальный Убейд.
Попытки установить абсолютную хронологию убейдских фаз до сих пор терпели неудачи: по-видимому фазы часто сосуществовали, переход был достаточно сложным. Эти проблемы хронологии наложились на сложный культурный фон: убейдские находки обнаружены в слоях достаточно разных регионов, культур и, вероятно, этносов. Все это заставило исследователей пересмотреть само понятие «Убейд». На проходившей в 2006 г. Международной конференции, основной тенденцией выступлений стала «деконструкция» понятия «Убейд»; звучали призывы к полному отказу от этого термина или замене его более адекватными понятиями, такими как «зона взаимодействий», «сфера межкультурного обмена» и др. На сегодняшний день адекватного понимания того, что представлял из себя убейд не существует; большинство исследователей склоняется к мнению что это была зона активного взаимодействия достаточно разных культур, что вылислось в появление неких общих, «убейдских» черт у этих культур. Однако природа и механизмы этих взаимодействий еще предстоит исследовать
Важнейшей чертой убейда является его керамика — изделия цвета бычьей кожи с черным орнаментом (англ. Black-on-Buff). В реальности цвет росписей мог варьироваться от чёрного до коричневатого, фиолетового и тёмно-зеленого; в зависимости от обжига керамика могла приобретать как палевый (цвет бычьей кожи), так и красно-коричневый или даже зелено-коричневый оттенки. Связь других археологических находок с Убейдом имеет локальные особенности.
Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки и так далее.
Выделяется классический южный вариант и северный, более поздний, в котором наряду с южно-убейдскими чертами сохранились сильные следы предыдущей, халафской культуры — двухцветная керамика, круглые в плане дома-толосы, женские статуэтки, более массивные, чем на Юге, и изображающие полных женщин, сидящих с подогнутыми коленями; на Юге же — стройные, удлинённые фигурки стоящих женщин.
Носители Эль-Обейдской культуры были оседлыми земледельцами, имели домашний скот, жили в домах из сырцового кирпича, образующих поселения, которые группировались вокруг центрального культового святилища — храма.
Считается, что носителями культуры были субареи — выходцы из предгорий Загроса. Есть предположение, что они говорили на «банановом языке», некоторые слова которого остались в шумерском (например, Забаба, Инанна, Хумбаба). Усиление шумерской общности привело к вытеснению убейдцев на Верхний Тигр и северные районы Загроса, где они позже ассимилировались с хурритами.
После отрытия Лейлатепинской культуры появились основания полагать, что часть носителей У. культуры мигрировали на Северный Кавказ (памятники Майкопской культуры и Южный Кавказ (памятники Лейлатепинской культуры).