Library 2500—2000 гг. до н. э. Катакомбная культура

Post Published » 09 Aug 2014, 19:40, recent changes » 11 May 2025, 09:23


Этнокультурное объединение эпохи средней бронзы (XXV—XX вв. до н. э.), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Была изначально выделена как археологическая культура в 1901—1903 гг. В. А. Городцовым. Позднее исследователями были выделены локальные варианты, которые были выделены в самостоятельные археологические культуры. В научный оборот было введено понятие «катакомбная культурно-историческая общность». Представлена памятниками раннекатакомбной (XXV—XXIII вв. до н. э.), донецкой (XXIII—XX вв. до н. э.), харьковско-воронежской или среднедонской (XXVIII/XXVII—XX вв. до н. э.) и ингульской катакомбных культур (XXVIII—XX вв. до н. э.).

История исследования

Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил свое внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название катакомбной. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах ХХ века ряда локальных вариантов. С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов ХХ века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой.

Происхождение катакомбной общности

Проблема происхождения катакомбной культуры (позднее катакомбной культурно-исторической общности) была поставлена в начале XX века В. А. Городцовым, почти сразу после открытия на Северском Донце подкурганных захоронений в катакомбах, но до сих пор остаётся дискуссионной. Исследователями обсуждаются автохтонная и миграционная теории происхождения племён катакомбной общности. Приверженцы автохтонной теории считают, что появление катакомбной общности следует связывать с дальнейшим развитием местного ямного населения. Сторонники миграционной теории высказывают мысль о том, что катакомбные племена восходят генетически к ямному, но возникают под сильным миграционным воздействием популяций Предкавказья.


Раннекатакомбная культура

Понятие «раннекатакомбного времени» и «раннекатакомбной культуры» широко используются исследователями, хотя и не имеет чётко сформулированного статуса. В раннекатакомбное время в среде ямных племён распространяется обряд погребения в катакомбах, но эти изменения не сопровождаются сменой населения. На это указывают антропологические материалы и характер материальной культуры, которая всё ещё насыщена ямными чертами. Отмечается определённое сосуществование позднеямной и раннекатакомбной культур, с последующим доминированием последней.

Тип хозяйства

Тип хозяйства носителей катакомбной культурно-исторической общности определялся экологическими условиями степной и лесостепной зон. Так, в степи укоренилось пастушеское или отгонное скотоводство кочевого типа, которое было основано на разведении крупного и мелкого рогатого скота. В лесостепи распространяется модель пастушеского или стойлового скотоводства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. Зернотерки свидетельствуют о мучной пище. Велась торговля с регионами Кавказа и Передней Азии.

Культура

Посуда катакомбной культуры (керамика) лепная, преимущественно с плоским дном. Амфоры в основном однообразны: реповидно-округлобокие с цилиндрической шейкой. Наиболее распространёнными были горшки и амфоры высотой 15-20 см и горшочки высотой 10-12 см. Орнамент нанесён верёвочным штампом (шнуровая керамика). Помимо горшков представлены миски, чаши и кувшины. Известны металлические (медные) ножи и шилья. Известны каменные и бронзовые топоры, украшения (бляхи, бусы и браслеты), каменные булавы, кремневые наконечники стрел. Имелись пряслица, что свидетельствует о присутствии одежды из текстиля.

Широко распространёнными были различные украшения и амулеты из просверленных зубов оленя, клыков и зубов хищных животных. Найдены бронзовые и серебряные спирально изогнутые в полтора оборота височные кольца; бронзовые привески в виде веревочки с петлей и узелком; круглые, боченкообразные или биконические бронзовые бусы; синие стеклянные, белые пастовые (пастой условно называют непрозрачное стекло) и красноватые сердоликовые бусы; спиральные или трубчатые бронзовые пронизи; костяные кольца.

Для катакомбной культурно-исторической общности характерны родовые посёлки и невысокие (до 1 м) курганные могильники без кремации. В погребениях встречаются деревянные повозки.

На территории Донбасса располагался металлургический центр. Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой.

Этническая принадлежность

Относительно этнической принадлежности носителей катакомбной культуры нет сколько-нибудь достоверных сведений. Автохтонная версия происхождения катакомбников выводит эту культуру из более ранней ямной культуры. Ямная культура в свою очередь отождествляется некоторыми исследователями с носителями предков индо-иранских языков. Л. С. Клейн выдвинул гипотезу о том, что катакомбная общность представляла собой ранний этап культур-носителей индоарийских языков.
 

cron