ChronologyLibraryМАНРАЛЫ

Post Published » 12 Sep 2015, 15:29, recent changes » 15 Aug 2016, 22:51

I в.

Одно из кавказских племен, отождествляемое некоторыми исследователями с предками нынешних мегрелов.
Плиний Старший (лат. Plinius Maior; 23—79 гг. н. э.) — «IV.14. Затем другая река Хариент, племя салтиев, в древности называвшихся фтирофагами, и другое [племя] — санны, река Хоб, стекающая с Кавказа через [область] суанов; затем Роан [1], область Эгритика [2]; реки: Сигама [3], Терс [4], Астелеф [5], Хрисоррой [6], племя абсилов [7], крепость Севастополь [8] — от Фасиса в 150 км. племя санигов [9], город Кигн [10], река и город Пений [11]; затем [различающиеся] многими названиями племена гениохов [12]».

Комментарии Латышева В. В.:

[1] Роан — река, другими античными источниками не упоминаемая. Существуют попытки сопоставить ее с Херобием Пс.-Скилака (81) и с совр. рекой Чурия вблизи устья совр. Ингури (Ельницкий 1949, 858). Однако связь этой реки с областью Эгритика (см. след. примеч.) и совершенно определенное указание Прокопия Кесарийского (BG, IV, 13) позволяют с достаточным основанием сопоставить Роан с верхним течением совр. реки Риони до слияния ее с Квирилой.

[2] Эгритика — область в Колхиде, упоминаемая также Птолемеем в следующем контексте (V, 10 5): «Приморскую часть Колхиды населяют лазы, вышележащие (местности) — манралы и (другие) народы, живущие в стране Экректике (Ἐκρηκτική χώρα)». См. также Ps.-Scyl. 83 и Anon. РРЕ, 42 о народе энхейриейцев (Ἐκχειριεῖς). В названии Эгритика — Экректика и в имени манралов легко угадываются названия как страны Эгриси, так и населявших ее эгров, более поздних мегрелов — одного из западно-грузинских (мегрело-чанских) народов (Меликишвили 1959, 99). Это единственные у античных авторов сведения об эграх на территории Колхиды. Позже население как приморской, так и внутренней Колхиды в этих источниках связывается с лазами, в то время как не знающие этого этнонима грузинские (уже средневековые) источники называют Колхиду Эгриси, а ее население эграми-эгрисцами (Меликишвили 1959, 66-67).

[3] Сигама — река, помещаемая в этом же районе Аррианом (РРЕ, 13: Сингам), Птолемеем (V, 10, 2: Σιγάνεον) и Пс.-Аррианом (РРЕ, 47: Сигам, Зиганис). Населенный пункт Зиганис упоминается в «Мученичестве Орентия», согласно которому в Зиганисе был похоронен на рубеже III—IV вв. один из сподвижников Орентия — Кириак. На рубеже IV—V вв. согласно Notitia dignitatum (Orien. XXXVIII) в Зиганисе стояла Вторая когорта Валента. В VII—IX вв. Зиганис неоднократно упоминается в списках епископских кафедр Византийской империи. Локализуется Зиганис в совр. пос. Гудава у устья реки Окуми (Ельницкий 1938, 316; Ломоури 1957, 101; Бердзнишвили 1966,52).

[4] Терс — река, по-видимому, идентичная Тарсуре Арриана (РРЕ, 13) и Тарсуре-Моха Пс.-Арриана (РРЕ, 47), которые отождествляются с совр. рекой Моква (Ельницкий 1938, 316; Инадзе 1953, 16; Ломоури 1957, 102).

[5] Астелеф — река, по другим источникам неизвестная; обычно отождествляется с совр. рекой Кодор (Ельницкий 1938, 315; Ельницкий 1949, 858).

[6] Хрисоррой (Χρυσορρόης — греч. «текущая золотом») — река, другим авторам неизвестная и сопоставляемая с упомянутой Страбоном около Диоскуриады рекой Харес (XI, 2, 18) и совр. рекой Келасури (Tomaschek RE. I, 2, 2369).

[7] Абсилы (или апсилы — Ἀψίλαι) — племя, древнейшее упоминание о котором принадлежит Плинию. Арриан помещает апсилов к северу от Фасиса: «За лазами следуют апсилы; у них царь Юлиан, получивший царство от своего отца (т. е. от императора Траяна. — Сост.)» (РРЕ, 15). Позднейшая Апсилия, по данным Прокопия Кесарийского (BG, IV, 9, 15-17), простиралась по побережью от района совр. города Очамчиры до совр. поселка Новый Афон (в VI в. Трахея), а ее центр располагался у совр. села Цебельда (Тзибила, Тибелия, Цибилиум). Многолетние раскопки в окрестностях этого села выявили большое число поселений, крепостей и могильников апсилов (Шамба 1970, 80; Трапги 1971, 216; Воронов 1975, 134-153; Гунба 1978, 6). По своему происхождению апсилы обычно связываются с кораксами, локализуемыми в окрестностях Диоскуриады (ср. Plin. NH, VI, 15) (Анчабадзе 1964, 134), а через них с гениохами. Этноним «апсилы» до сих пор сохранился в форме «апсуа» в качестве самоназвания абхазов (Анчабадзе 1964, 179). Наиболее полное последнее исследование истории Апсилии по литературным и археологическим источникам см.: Воронов 1998.

[8] Себастополь (Σεβαστόπολις — греч. «священный (блистательный) город»), названный в честь императора Августа, чье имя переводится на греч. как Σεβαστος (подробнее о такого рода названиях в античности см.: Солопов 2006, 46-69). Как римская крепость впервые упомянута Плинием. Арриан сохранил сведения, что «Себастополь прежде назывался Диоскуриадой» (РРЕ, 14) и был расположен на территории санигов (РРЕ, 15). Обстоятельства своего пребывания в Себастополе Арриан передает следующим образом: «...мы раньше полудня прибыли в Себастополь... в тот же день успели выдать жалование солдатам, осмотреть коней, оружие, прыгание всадников на коней, больных и хлебные запасы, обойти стену и ров... Себастополь прежде назывался Диоскуриадой, колония Милета... Крепость Диоскуриада представляет собой конечный пункт римского владычества на правой стороне от входа в Понт» (РРЕ, 14). Согласно Notitia Dignitatum (Or. XXXVIII), в Себастополе (Sebastopolis) на рубеже IV—V вв. стояла Первая конная когорта Клавдия (Conors prima Claudia equitata). В качестве византийского опорного пункта, как сообщает Прокопий Кесарийский, Себастополь существовал до 542 г. (BG, IV, 4, 6), а после 555 г. был вновь отстроен Юстинианом. Археологические раскопки на территории совр. Сухумской крепости позволили обнаружить три крепости, отражающие различные этапы в жизни Себастополя в I—VI вв. н. э. (Апакидзе, Лордкипанидзе 1963, 218-221; Трапш 1969, 354-360; Шервашидзе, Соловьев 1960, 171-179; Леквинадзе 1966, 203-210; Воронов 1980, 78-97). Несколько ниже (IV, 15) Плиний упоминает Диоскуриаду как отдельный город, не связанный с Севастополем (см. подробнее примеч. 486).

[9] Саниги (Σανίγες) — племя, по своему расположению совпадающее с упоминаемыми в этом районе на столетие ранее Страбоном соанами, которые были «пожалуй даже первые (из местных народов) по силе и могуществу. По крайней мере они господствуют над окрестными (народами), занимая вершины гор, (те) что над Диоскуриадой» (XI, 2, 19). Арриан помещает на территории санигов Себастополь и отмечает, что «царь санигов Спадаг получил царство» от императора Адриана (РРЕ, 15). По Арриану, саниги жили до реки Ахеунта (совр. Шахе близ Сочи) (РРЕ, 27). О том, что Себастополь был основан на территории санигов (сагинов), знает и Прокопий Кесарийский, однако в его время они занимали более ограниченное пространство западнее, между совр. Гагрой и Сочи (BG, IV, 4, 4). Большинство исследователей сопоставляет санигов с гениохами, полагая, что это два варианта одного и того же этнонима (так уже Орбели 1911, 213-214: heniqu > henik > senik >= саны = сваны; см. также: Меликишвили 1959, 91; Анчабадзе 1964, 136-137), в носителях которого одни видят предков современных сванов (Меликишвили 1959, 85-61), другие — абхазов (Анчабадзе 1964, 136; Воронов 1980, 60-75).

[10] РГИ: Кигн (Κύκνος — греч. «Лебедь») — город, упоминаемый также Помпонием Мелой (I, 110) в качестве греческой колонии, расположенной у поворота береговой линии Понта с востока на север. Плиний помещает Кигн сначала в ряду, вероятно, мифологических названий (Тиндарида, Киркей, Эя), а затем локализует его на территории саников между Севастополем (совр. Сухум) и Пением (совр. Пицунда). Подробнее см. примеч. 20 к Меле I, 110.

[11] Так Плиний называет, вероятно, известный в античности город Питиунт, локализующийся на месте совр. Пицунды. Это название связывается с произрастающей в этом районе сосной (греч. πίτιυς), шишки которой, по утверждению Феофраста (Hist. plant. II, 2, 6), служили пищей для местного населения. Река Пений — скорее всего, совр. Бзыбь. Кроме Плиния, реку Penius, впадающую в Черное море, упомянул в своих «Письмах с Понта» Овидий (см. Ер. IV, 10, 47 и Подосинов 1985, 134 и 233).

[12] Гениохи (от греч. Ἡνίοχοι — букв. «возницы») — племена, населявшие когда-то Северную Колхиду и имевшие, по преданию, своими родоначальниками возниц братьев Кастора и Поллукса, Амфита и Телхия, основавших также город Диоскуриаду (Plin. NH, VI, 16; ср. также Strabo XI, 2, 12; Solin. XV, 17). О происхождении этнонима «гениох» см.: Гигинейшвили 1975. В данном случае гениохи помещены между Пением (совр. Пицунда) и «страною Понта Коликой», в другом случае (VI, 30) гениохами названо все население Северной Колхиды, проживавшее на территории длиною почти в 200 миль (т. е. около 300 км) от Гурдийских гор (район к западу от Дарьяльского прохода) до Черноморского побережья. Гениохи, по Плинию, различались «многими названиями» и имели в своем составе «множество» племен. Наиболее яркая характеристика гениохов Северо-Западной Колхиды эллинистической эпохи дана Страбоном: «...побережье ахеев, зигов и гениохов, по большей части не имеющее гаваней и гористое... (обитатели его) живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и легкие ладьи, вмещающие около двадцати пяти (человек) и редко могущие принять тридцать; эллины называют их камарами... Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность или даже город, они господствуют на море. Случается, что им содействуют и владетели Боспора, предоставляя им стоянки, покупку провианта и продажу награбленного. Возвращаясь в родные места, они, за неимением стоянок, взваливают (свои) камары на плечи и уносят в леса, в которых и живут, обрабатывая скудную почву... Таков образ жизни этих (народов). Они находятся под властью так называемых скиптродержцев, которые в свою очередь подчинены тиранам или царям. Так, например, у гениохов было четыре царя, когда Митридат Евпатор во время бегства из отеческой (земли) на Боспор проходил через их страну» (X, 2, 12-13). Помпоний Мела (I, 111) и Аристотель (дошло через: Heracl. Polit. Phas. XVIII - FGrHist, II 218) сохранили сведения о том, что Диоскуриада и Фасис в VI в. до н. э. были основаны в земле гениохов. По Геродоту, еще в V в. до н. э. к северу от колхов, занимавших территорию по побережью южнее Фасиса, проживали «соседи их до Кавказских гор» (I, 104; II, 97), которыми могли быть только гениохи (Меликишвили 1966, 86). Как полагают, именно гениохи «являлись древнейшим населением Восточного Причерноморья», центральные области которого были первоначально (IX—VIII вв. до н. э.) «основными районами их расселения» (Инадзе 1953, 18). На северо-запад территория, заселенная гениохийскими племенами, простиралась до совр. Сочи, а возможно, и дальше по побережью (Воронов, 1979, 61). Тот факт, что Плиний уже упоминал выше (IV, 12) гениохов в окрестностях Трапезунта, равно как и некоторые другие названия (город Кигн, народ санны), приводит Л. А. Ельницкого к выводу о контаминации Плинием разновременных источников (периплов), которые перечисляли местности в различных направлениях (Ельницкий 1949, 859). См. о гениохах также: Kiessling 1913, 259-280; Asheri 1998, 265-285.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: греч. Μανραλοι, Μαυραλοι, рус. Манралы, Мавралы.


Источники:

Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.
cron