ХронологияБиблиотекаСАКИ

Сообщение Опубликовано » 11 сен 2015, 21:31, последние изменения » 25 фев 2016, 21:14

VI в. до н. э.

Обобщающее название многочисленных восточноиранских народов Памира и кочевых племен Центральной Азии. Греки причисляли саков к скифам, а также применяли этот этноним к массагетам. Античная традиция размещала саков между Аральским морем и Тибетом, по-соседству с индами, бактрами и согдианами. Некоторые античные авторы считали, что эти племена жили восточнее Каспийского моря, в местопребывании массагетов; другие полагали, что саки размещались в Армении, в области Сакасекы. Саки сражались в персидских войсках, способствовали падению греческого владычества в Трансоксании. В I в. до н. э. в связи с передвижениями народов внутри Азии они вторгались в северо-западную Индию.

Первое письменное упоминание о сахах — Бехистунская надпись Дария I. В 519 года до н. э. Дарий предпринял большой поход против саков, обитающих в степях Средней Азии. Можно предположить, что во время этого похода Дарий достиг нижнего междуречья Амударьи и Сырдарьи, а также области, населённой племенем апасиаков. Помещённый в конце Бехистунской надписи на одном древнеперсидском языке рассказ, по-видимому, имеет в виду этот поход. Именно здесь надпись пострадала; можно прочесть лишь следующее: «...Я двинулся на землю Сака... переправился... убил; другого взяли в плен и привели ко мне связанным; я убил его... по имени Скунха, которого взял в плен... Другого поставил начальником, как и была моя воля. Страна стала моей.» В числе подвластных ему народов Дарий упоминает в своей надгробной надписи в Накше-Рустаме «Сака Хумаварка», а в суэцком иероглифическом тексте — «саков с острыми шапками» и «саков концов земли». Но, несмотря на эти успехи, персам так и не удалось полностью подчинить себе племена среднеазиатских саков.

В древнеперсидских надписях четыре группы саков: 1) саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии); 2) саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов); 3) саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)»; 4) саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.

Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому», «носящих остроконечную шапку» и «заморских», отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов), чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и др. В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями». Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами».

В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари.

Индоскифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака. Шаки упоминаются во множестве текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата», «Махабхашья» Патанджали, «Брихат-Самхита» Варахи Михиры, «Кавьямиманса», «Брихат-Ката-Маньяри», «Ката-Саритсагара» и других древних текстах. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. Некоторые источники приписывают сакское происхождение Будде Гаутаме, его отец принадлежал к касте кшатриев. Титул Шакьямуни означает «мудрейший из шакья». Но, возможно, что это одно из заблуждений. Будда принадлежал к индоарийскому племени, называемому сакья/шакья (не сака/шака).

Среди историков некоторых тюркоязычных государств распространено мнение о родстве или происхождении тюркских народов от саков. Как и эфталиты (эфталиты — ираноязычные племена Тарымской впадины, называемые также белыми гуннами), часть саков под напором конкуренции в степи и давлением тюркских народов ушли на юг, где большей частью осели в Персии и Индии, а оставшиеся ассимилировались с новыми племенами, пришедшими с востока, став основой новых племенных объединений. Саки, точнее их мигрировавшая часть, дали название гавару Шакашен (греч. Сакасена) провинции Утик Великой Армении, провинции Сакастан в Персии.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЯ: лат. Sagae, Saccae, Sacae, греч. Σακαι, Σακοι, Σακαι, Σακκαι, Συκαι, рус. Саки, Шаки, Саги, Сакки, Сики.


Источники:

Этногенез абхазов. Д.А. Аршба, 2015 г.