МастерскаяАланы / массагеты

Сообщение Давид Аршба » 26 сен 2016, 00:08, последние изменения » 26 сен 2016, 00:08

Рис. 4. Аланы с поселениями (желтым) (~1 тыс. н.э.)

Я решил подробнее изучить аланов по причине преобладания у осетин основной Y-ДНК гаплогруппы G2a. Как я писал выше эта гаплогруппа также является основной для всего Западного Кавказа, а большинство исследователей связывают аланов именно с осетинами. Принимая в расчёт то, что понятие аланы это скорее собирательный образ союза южноевразийских племён того времени, я всё же постараюсь исследовать источники, связывающие их с Кавказом.

Первые упоминания об аланах встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление аланов в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсами. В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. В IV веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в IV веке были разгромлены гуннами, в VI веке — аварами. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины VI века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов IV-V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С VII по X вв. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с Арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре VIII-XI вв. дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией. Материалы Змейского могильника свидетельствуют о высоком уровне развития культуры северо-кавказских аланов в XI—XII вв. и о наличии торговых связей местного населения с Ираном, Закавказьем, Русью и странами арабского Востока, а также генетических связей между сарматами и аланами, аланами и современными осетинами. Находки предметов вооружения подтверждают сведения письменных источников о том, что главной силой аланского войска была конница. Упадок поздней аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием XIII века. В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. В XIV веке аланы в составе войска Тохтамыша участвуют в битвах с Тамерланом. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае ее великодержавного положения. Если к концу XIV в. на предкавказской равнине ещё сохранились реликтовые группы аланского населения, то нашествием Тамерлана им был нанесен последний удар. Отныне вся предгорная равнина до долины р. Аргун переходит в руки кабардинских феодалов, в течение XV в. продвинувшихся далеко на восток и освоивших почти опустевшие плодородные земли.

Маджар (magiar)

В Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов, родственный осетинам. К середине XIX века ясы полностью перешли на венгерский язык, поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской. Так, в англоязычной научной литературе, ясский язык принято называть диалектом осетинского.
Аммиан Марцеллин (330— после 395 гг. н. э.), описывая гуннов, сообщает, что они дошли до земли «аланов, древних массагетов» (лат. Halanos veteres Massagetas), произведя у них страшное истребление, при этом размещая аланов у Танаиса (совр. Дон). Однако, ссылаясь на Ю. Кулаковского и соглашаясь с ним, Н. Пигулевская отмечает его совершенно справедливое замечание о том, что сообщаемое Аммианом положение алан у Танаиса, заимствовано им из карт, предшествующих ему географов и полного доверия не заслуживает. Во времена жизни самого Аммиана, латинский писатель Иероним, в 397 г. н. э. совершавший паломничество на восток, когда гунны наводнили ромейские провинции Сирию и Каппадокию, сообщает, что гуннская орда (лат. Hunnorum examina) двигалась с Танаиса, где находились «невероятные», «страшные» массагеты. Весь восток «содрогнулся» от сообщений вестников, что «от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, где в Кавказских ущельях Александр дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов». Феофан Византиец (ок. 760—818 гг. н. э.) утверждал, что народы, живущие на восток от Танаида (совр. Дон), в древности носили имя массагетов.

Так же Аммиан приводит речь Юлиана (361—363 гг. н. э), с которой он обратился к своим солдатам: «Не стану говорить о Лукулле или Помпее, который, пройдя через земли албанов и массагетов, которых мы называем теперь аланами разбил и это племя». То есть, по мнению Юлиана Отступника, чьи слова цитирует Аммиан, в начале I в. до н. э. массагеты находились на Прикаспийских территориях Закавказья. А из слов самого Мерцелина следует, что он не видит разницы между аланами и массагетами.

Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565 гг. н. э.) напротив, выводит гуннов от массагетов, сообщая, что среди командиров в византийской коннице был Эган, «из народа массагетов, ныне называемых уннами».

В древних китайских источниках можно найти информацию о том, что в начале нашей эры, с территории нынешнего северного Китая началось движение на запад племен да-юэчжей которые потом смешавшись с аорсами в области Янцай стали по китайским источникам называться Алань-на или Алань-ляо. В китайском иероглиф, обозначающий звук “на” отличается от иероглифа обозначающего “ляо” всего лишь одной небольшой черточкой, ввиду чего и возник вариант с написанием ляо. Вариант же Алань-на неизбежно восходит к Аран-на, т.е. Арианна, что явилось основой для Аллон в итоге. Кроме того, в той же самой области архитектура башен весьма напоминает осетинскую, а называются они “галон”, что в буквальном переводе с протоцяньского языка означает “каменный дом”. У населения тех мест бытует эпос о Гесэре, сыне Хормусда (явный след иранского влияния, причем не персидского, а восточно-иранского, поскольку Ахура-Мазда именно в бактрийском варианте звался Хормусдом, частью которого являются религиозные песнопения называющиеся Шан Хуар, исполняемые в период весенне-полевых работ). Шан звалась и первая династия Китая, представители которой были европеоидными и принесли в Китай культурные достижения из региона Малой Азии (а именно там родина Западнокавказской гаплогруппы G2a). Именно их захоронения, скорее всего, находят в песках на севере Китая. Примечательно, что хоронили они в лодках-долбленках (баелаегъ) как осетин еще в 18 веке, а у изголовья мужчин находят по несколько головных уборов. Выводы о происхождении хуарасмиев (хорезмийских племен, в том числе и массагетов, они же да-юэчжи, которые позже вместе с аорсами стали называться аланами) из региона Малой Азии делал и академик Толстов, после 8 лет проведенных в хорезмийской археологической экспедиции в своем труде “Древний Хорезм”.

В средневековых источниках сохранилось параллельное название страны масгутов (массагетов) — Абхаз. Это же наименование носили один из средневековых городов, а также этническая группа этого региона. Исходя из этого предполагают, что движение масгутов (массагетов) из Средней Азии на Восточный Кавказ возглавляли апасиаки — племя массагетского происхождения. Ранние цари масгутов принадлежали к ветви династии Аршакидов. Еще Страбон (XI, 8, § 8) сообщал о том, что в свое время основатель этой династии Арсак (Аршак) нашел убежище в стране апасиаков. В составе масгутского союза пребывала также определенная часть племен гуннского происхождения. ("ПАМЯТНИКИ МАСГУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ". Халилов 2009)

Интересный момент, что те же да-юэчжи звучали в древнекитайском варианте как да-гет-ши, т.е. буквально “племя великих гетов”, что в восточно-иранском варианте звучало как раз как мазагета/массагета с тем же значением. Кроме того, их же отмечают как тохаров. Китайские авторы называют тохаров также даха/духо/духолу. Учитывая особенности китайского восприятия звуков “г” и “р” можно говорить о том,что духолу имеет изначальную форму дугору/дугару. По таким же названием описывают и греки это племя, но уже в Бактрийском царстве,куда они мигрировали и которое завоевали – тугар/тагур. Тюрки позже стали их звать дюгер (точно также осетинских дигуров зовут их западные соседи, балкарцы – дюгерла), а иронская часть осетин дыгур. По сей день у туркменов сохранилось племя дюгер, часть этого племени ушла с турками-сельджуками в Малую Азию и тоже сохранила свое название.

Ещё одну часть аланского союза составляла область Янцай, насчет нее китайские авторы отмечают, что одежда, обычаи и язык подобны тем, что у да-юэчжей и у Кандзюй, т.е. Канга, это государство среднеазиатских скифов-саков. Ученый-синтолог Палейбланк восстановил древнекитайское звучание названия Янцай – Апса (Янцай оно стало через форму Ямцай/Амцай, которая тоже фигурирует в китайских текстах, а переход П->М вообще характерен для многих языков мира). В грузинском языке и историографии очень долго фигурировали овси, в мегрельском варианте они же опси, в абхазском ау-апс. Они же упоминаются в союзе с сираками как афсы.

В кратком обзоре горских племен на Кавказе, составленном покойным Берже, об осетинском племени мы читаем следующее. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харакский упоминает еще в первом веке как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам, они обитали на севере от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром, в соседстве с роксаланами, по сказанию Плиния, их одноплеменниками. Моисей Хоренский полагает алан близ Кавказа. Прокопий включает их в число готских народов. Масуди признает их могущественнейшей из всех наций, обитавших на Северном скате Кавказа.

Аммиан Марцеллин, историк IV в., писавший подробнее всех об аланах, между прочим, говорит, что они получили это имя от названий гор. Это подтверждают Ефстафий и Дегин, последний место жительства алан назначает среди гор Уральских. Далее, Ефстафий, живший около 1160 г., замечает, что слово «алан» происходит от сарматского «ала» — гора и что аланы сами себя называют ир или ирон, названием, которое в прежнее время обозначало восточную часть Кавказа от Терека до Дербента и распространялось на все земли, входившие в состав Персидского государства. Между тем известно, что осетины сами себя называют поныне ирон — имя, совершенно тождественное Ирану. Это-то сходство послужило Д ’Оссону и многим другим поводом считат осетин потомками алан, от которых, по мнению Лерберга, получили название многие реки, текущие с севера в Черное море.

Аланы

Клапрот, посвящая исследованию об осетинах несколько страниц в своем сочинении, приходит к такому выводу, что осетины: а) мидяне, носившие название Иран и известные у Геродота под названием Arianoi; б) мидийские сарматы древних и Мидийская колония, поселившаяся на северной стороне Кавказа, где она была основана, по свидетельству Диодора Сицилийского, скифами; в) аланы средних веков и, наконец г) яссы или ассы, отсюда оссы. В заключение же своего ученого исследования Клапрот выражает мнение, что язык осетинский должно считать отраслью языков индо-германских, а потому и самих осетин сродными со всеми азиатскими и европейскими народами, принадлежащими индо-германскому племени. Мнение Дюбуа, одного из новейших путешественников, было более смелое: по его заключению, осетины-меоты, или, что то же, ассы, яссы, аланы и впоследствии комоны, и что язык их имеет большое сходство с языком эстонским.

Мнение и догадки поясненных писателей о происхождении осетин, как видим, различны. Во всяком же случае, несомненно то, что осетины — потомки алан, об этом в истории встречаем положительные доказательства. Но насчет того, что осетины сами себя называют иронами и потому племенное происхождение их полагают от Ирана, то с этим, безусловно, можно бы согласиться только в том случае, если бы тип осетин сходствовал с народами Ирана, составляющими Персидское государство и вообще с обитателями той страны, по которой в древности расселялись племена иранского происхождения.

Поэтому вопрос о племенном происхождении осетин остается навсегда неразгаданным для интересующихся этим вопросом, во всяком случае, достойным внимания. Найдут другие данные к разъяснению его более вескими догадками, чем то, что Ир и ирон — названия сходствующие. Если бы аланы, впоследствии осетины, происходили от иранского племени, то об этом не упустил бы сказать персидский историк X в. Масуди, и он говорил только, что аланы были могущественнейшим из всех наций. О происхождении их от Ирана полагает только Ефстафий, живший около 1160 г., сочинение которого издано во Флоренции в 1730 г.

Кроме того, из истории видно, что аланы получили название ассов (или в последнее время осетин) от грузин и насчет этого знатоки грузинского языка объясняют, что название оссы придает им значение «народа воинственного». У армян осетины называются оссы, что значит народ, который всему удивляется. Так, например, если встречаются люди, чему-либо удивляющиеся, то им говорят, вы удивляетесь, точно оссы.

Скифский воин
Летописец наш Нестор упоминает о народе яссы, а именно, описывая подвиги Вел. Кн. Святослава Игоревича, говорит, что он победил ясов и касогов. Карамзин при этом полагает, что яссы — нынешние осетины которые будучи аланского племени, обитали среди гор Кавказских в Дагестане, а также и близ устья Волги и, что часть гор Кавказских именовалась у нас в ХIII и XIV веках Ясскими, и ясский город Дедяков или Тетяков был в Дагестане. Армяне и теперь еще называют Дагестанские горы Аланскими.

В начале XI в. народ этот часто делал набеги на хазар, как об этом говорится в Военном энциклопедическом лексиконе, а в 1126 году третий сын Мономахов Ярополк Владимирович, воюя в окрестностях Дона, пленил множество яссов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на которой женился. Монголы около 1223 года покорили яссов с семью народами в окрестностях Азовских. Рубруквис пишет, что недалеко от реки Ахтубы, на среднем притоке Волги, находился древнейший город Сумеркент, где обитали яссы и сарацины; татары осаждали его 8 лет и едва могли взять. В 1277 году князья русские, исполняя волю хана, ходили с татарами в Дагестан, завоевали ясский город Дедяков и сожгли его. Во время хана Узбека, папа Венедикт XII распространил на земле яссов латинскую веру. В 1395 году завоевал эту страну Тамерлан. Упоминается при том, что многие русские князья женились на яссинках.

Те кого многие исследователи называют индоевропейскими народами восточной европы, сибири и средней азии (скифы, тохары, массагеты, аланы, аорсы и прочие) являются индоевропеизироваными потомками хаттов (хеттов-неситов) (геты), которые в глубокой древности мигрировали из Малой Азии в Китай, а потом обратно на Кавказ и Малую Азию. В связи с этим любопытно отметить, что в осетинском языке словом "хат" называют странствие, бродяжничество, скитание, а словом "хатан" именуют военный поход или грабеж.

Так же довольно интересно отметить (если реально был переход от языка хаттов к языку хеттов-неситов) и то, что в нартском эпосе упоминается некий язык "хатиаг авзаг", то есть хатийский язык, на котором когда то разговаривали нарты, и который нарты забыли, а помнили его лишь самые старшие из нартов. Так же интересная параллель: у нартов хатиаг авзаг был языком сакральным и магическим, так же как у хеттов-неситов хатский язык был языком богослужений и культов.

Родство осетин и адыго-абхазов подтверждают не только памятники и общий эпос, но и современные исследования по генетике. Известно также, что самоназвание алан было "Ас", и в языке абхазов сохранилось в лексике название северных абазин Ашуа (Асуа), то есть народ Аш или Ас.

Упоминания аланов:
1) ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ АЛАН В ЭТОМ РАЙОНЕ У Г.ФЛАКАГАЙ ВАЛЕРИЙ ФЛАКК
(1 в.н.э.),,..Анавсий, уже раньше ставший врагом за то, что Медея была обещана в жены албанскому тирану, выслал пылких аланов, за которыми вскоре последовал и сам, и свирепых гениохов,,

2) ,,Кавказское предание Константинопольского пресвитера Епифания,,4век - ,,И придоша в Химар град, тужде есть покой многостраннику Максиму ,,Матвей остался, Симон же и Андрей УШЛИ В АЛАНИЮ В ГОРОД ФУСТА, затем в Авазгию и Севастополь.
Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы.

3) VI в. Прокопий Кессарийский, описывая население бассейна р. Боас (совр. Квирила) – основного притока р. Фазиса (Риона) отметил: "Здесь обитает много разных народов, в том числе аланы и абазги, которые являются христианами и давнишними друзьями римлян".
Прокопий:,,Река Воас имеет исток близ гор Цанских. Сперва она течёт направо довольно далеко,тут она мелка и удобопроходима до того места, где на правой руке границы Ивирии, а насупротив, оканчивается гора Кавказа. Здесь обитают разные народы, МЕЖДУ НИМИ АЛАНЫ И АБАЗГИ, издревле христианам и римлянам дружественные, а также зихи, а за ними гуны-савиры,,

4) АГАФИЙ (VI в.) ,, Итак, когда он пришел к ним, они были заняты обсуждением вопроса о его намерении передать одно из их укреплений, расположенных у самих границ лазов, которое они называют Бухлоон, аланам, чтобы послы более отдаленных народов, собираясь там, получали субсидии и чтобы больше не было необходимости привозящему деньги предгорья Кавказских гор и самому идти к ним,,.

5) 7век - Анастасий Апокрисарий: ,,Максим Исповедник прибыл в страну христолюбивых лазов, его после поместили в крепость Схимар поблизости в стране Аланской (в грузинском переводе -,,стране осетинской,,). Анастасий, оставшийся в живых в крепости мисимиан Буколус, был перемещён в крепости Схимар (Тусуме) и Фуста... Перевод греческого текста (С.П.Шестаков): ,,В крепости Тусуме, расположенной выше хутора Мохоес, на границе Апсилии, на востоке от Понта, у самой подошвы Кавказских гор, близ страны христолюбивых авазгов, У ПЛЕМЕНИ АЛАН, около 5 миль от поместия Зихахория, те резиденции истинно христолюбивого патриция и ПРАВИТЕЛЯ ТОЙ САМОЙ ОБЛАСТИ АЛАНИИ,,

6) АРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (VII в.) Описание азиатской Сарматии: ...Между болгарами и морем Понта живут народы гарши, куты и сваны до Питинунта на морском берегу Страны абазгов, где живут апшилы и абазги до приморского своего города Себастополя и далее до реки Дракон, вытекающей из Алании и отделяющей Абазгию от страны Егер.

7) АБУ ЭЛЬ-КАССИМ [(Х в.) За Джорзаном и рядом с горной цепью Кабох расположена страна абхазов, народа христианского, царь которых является вассалом царя алан, своего соседа….

8) МАСУДИ (середина Х в.) Рядом со страною аланов живут абхазы. Абхазы исповедуют христианскую религию и сейчас они имеют своего царя, но аланский царь главенствует (музтазхир) над ними.

9) И. ЦЕЦ 12век,,... Иверы, абазги и аланы составляют одно племя, Иверы первенствуют, абазги на втором месте,
А аланы занимают последнее место,,.

10) В конце царствования Георгия IV Лаши (сына Тамары), около 1222 года http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ist ... etext1.htm
..Царь предался отдыху, развлечениям и охоте. В зимнее время он иногда переходил в Залихскую Имерию и доходил до моря Понтийского, при этом охотился по всей Аланской земле, то есть, в Абхазии.

11) 13 век м. Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 3
…Из бывших в Алании епархий сохранилось известие только о двух, и то уже в позднейших исторических памятниках. Одна из них не только в церковной росписи императора Андроника Палеолога (ок. 1298 г.), но и в росписи Льва Мудрого (886-912) называется митрополиею Алании, и неизвестно, где именно находилась, другая в той же росписи Палеолога и некоторых соборных актах XIII в. титулуется митрополиею Битзины, или Вичины (????????) (Пицунда).

12) Джосафат Барбаро в 1487 г. называет следующие черкасские племена: 1) Кремук (Кромук), 2) Хиппихе (может быть, Кипджак), 3) Тетаркосса (Тартакозия), 4) Собай, 5) Хевертей или Харбатей (может быть, Кабарда), 6) Ас или Алани .

13) Луи Гранже (1615г) - ,,в стране Лазии говорят по гречески, а ближе к Грузии на языке Мингрелии ,,бывшей колонии лазов или АЛАНОВ, народом Мингрелии. Они переходят мало-помалу в магометанство...,,

14) АРКАНДЖЕЛО ЛАМБЕРТИ. ОПИСАНИЕ КОЛХИДЫ ИЛИ МИНГРЕЛИИ (в Грузии с 1635г!) ...Кавказ населен весьма дикими народами, говорящими на различных языках, совершенно неизвестных. Ближайшие к Мингрелии — Сванеты , Абхазцы , Аланы, Черкесы, Зихи и Карачоли.

15) Павел Длепский 1667 год О Мегрелии ,,О горе Ялбузе (Кавказе - сост.).
Живут в той горе 18 языков. Начинается от Апхазио. Апхазана суть два государства; одно государство в подданстве у Дадьяна менгрельского и суть христиане именем, но не крещены. Поклоняются святым иконам и почитают церкви. А тово ради некрещены, что нет у них владыки, ни священников. Другое государство есть нечестивый и близ их живут олланы, авазги, зикхи, черкесы, леки, соаны; и есть великие недруги Мегрелию и восхищают и пленят их,,.

16) Мари Дзампи о набегах абхазцев (апсуа) на Мегрелию 70-е годы XVII века Наша миссионерская деятельность с каждым днем могла бы стать все более плодотворней, если бы враги этого (Мегрельского - сост.) владетеля и граничащие с Мегрелией народы, такие как аланы, черкесы, джики, абхазы и другие постоянно не опустошали эту страну, не беспокоили народ и священников.

17) М.Тамарашвили ,,История католичества среди грузин,, Тбилиси, 1902 год.
Письмо в Рим монаха Распони представителя Сарека Шервашидзе—1685г(!!), Сарек направил его послом к аланам, АЛАНСКИЙ ВЛАДЕТЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ БУСЛАК принял ,,с большим почётом как доверенное лицо мтавара Сарека,,

18) Жан Шарден (1697г) - ...Церковь св. Георгия находится в местечке Иссариен близ Черного моря, в епископстве Бедиель. Окрестные народы очень благочестивы, даже нехристиане. Самые близкие соседи — абхазцы, алланы , жигезы и другие неверные не осмеливаются ее ограбить, хотя хорошо знают, что эта церковь очень богата, в особенности драгоценностями и деньгами.
...Те из них, которые граничат с Колхидой, суть, во-первых АЛАНЫ.... Это известный народ,,...,, Остальные состоят из сванов, жигов, карачиолов или карачеркесов, народов, ещё более диких, чем их имена,,.

19)Энгельбердт Кемпфер об абхазцах, границах Черкесии.
1723 год ,,..К черкесам причисляются также аланы или жители Кавказа, а равным образом сваны и карачеркесы...,,

20) Вахушти Багратиони 1745 гОб Алании. Алания находится на западной стороне от Сванетии и по севернее от Бедии. С восточной стороны она упирается о Кавказский хребет и доходит до границы Сванетии, с южной стороны ее находится гора Бедийский Кавказ, проходящий между Одишом (Мингрелией) и Аланией . С запада Алании также Кавказ, равно и с востока. По Алании протекает быстрая и большая река, называемая Каипетис-цкали, которая истекает из Рачинской горы, проходит из Сванетии в Аланию и, пройдя между двумя отрогами Кавказа, изливается в море с западной стороны Бичвинты
Плодоносность Алании такая же, как Сванетии, а также и скот одинаков и тут и там. Население без веры и идолопоклонники. Хотя первоначально они были христианами, но с течением времени позабыли истинную веру и сделались идолопоклонниками, а некоторые — магометанами; впрочем, и в этой последней вере они невежественны.
....А когда сей Леон сел царем и захватил весь Эгриси, не называл больше Эгриси, а [называл] Абхазети и разделил сего Эгриси, а уже Абхазети на восемь эриставств: 1-го посадил абхазским [эриставом] и дал ему Абхазети Джикети вплоть до моря и Хазарской реки. 2-го посадил в Цхоми и дал [земли] за Эгриси, Анакопию вместе с аланами
...---,,страна, лежащая МЕЖДУ Сванетией, Мингрелией и Абхазией, называется Аланией… Западнее Бичвинты течёт река Каппети, большая и быстротечная; она вытекает с Рачинских гор, с Кавказа, протекает через Сванети, АЛАНИЮ и ниже неё между двумя ответвлениями Кавказа, и здесь, с севера впадает в море,,.

21) Якоб Рейнеггс (1744—1793) бедный, немногочисленный народец, которого татары называют отей или эдеки-алан , вероятно потому, что они зависят от князей Айтековых: темиргоевских черкесов,,.

22) ГИЛЬДЕНШТЕДТ, ИОГАНН АНТОН.
1771 г.http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ka...780/Gildenstedt
С Абхазети дальше на С.З. граничат округа Джикети и Алалети; на В., вверх по Кабети, Сонета, или Сванети. На грузинском языке жителей Абхазети называют Абхази, во множ. числе Абхазеби. [Жители] Джикети называются джики, Алалети — алали; последняя, кажется, является Аланией, первая — Цихией Байера. Г) напротив Сванети.
...Это, конечно, Абазгиа Константина; название Паганети и Алалети происходят, очевидно, от Папаги и Алани императора Константина 238. Эти же наименования должны иметь также, как утверждают грузины, абазийские округа, о которых я, однако, не смог узнать ничего достоверного.

23) Надпись на пушке в крепости Моди Нахе.
1780г. ,,..Мы - царь всей Имеретии, Соломон первый, из рода Давида, когда вступили в бой в Зугдиди с абхазами, джиками и аланами, то с божьей помощью победили тогда врагов, состоящих из двенадцати тысяч человек.

24) Ян Потоцкий.
(от 19 ноября 1797 г.) что, по уверению епископа Моздокского и Маджарского Гая, аланы еще до сих пор существуют в одной долине Кавказа, близкой к сванетам, но что он сам (Гай) не видел ни одного алана и полагает, что к ним нельзя проникнуть.
От 15 декабря он пишет: «Я нашел в канцелярии по черкесским делам доказательство существования алан, которых в настоящее время считается не более 1000 душ. Если бы была возможность вступить в сношения с остатками этого народа и узнать его язык, мы имели бы решение великой исторической проблемы».

25) ГЕНРИХ ЮЛИУС КЛАПРОТ.
Путешествие в горах Кавказа и в Грузии по госп. Юлия Клапрота, т.1, Париж, 1823. Согласно с некоторыми сведениями, которые я собрал в течение моего пребывания на Кавказе, племя Азге, живущее на источниках Убуха, притока верхнего течения Шагваши, также называется аланами. Это племя имеет особый язык и носит шляпы».

26) Июнь 1833 г. Ведомость о численности народонаселения Кавказа и степени их покорности царскому правительству
12. Аланеты или Медовей 8.000 ЦГИА Гр. ССР ф. 2, оп. 1, д. 2459, лл. 63—69. Подлинник.

27) Ф.Ф.Торнау (1835)---…Таким образом, верховья Зеленчуков считались заселёнными довольно сильным племенем аланетов, которого я нигде не мог отыскать или, вернее сказать НАХОДИЛ ПОВСЮДУ, ПОТОМУ ЧТО АЛАНЕТ НА МЕГРЕЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ ЗНАЧИТ ГОРЕЦ … далее (в тексте на следующей странице) Он отдельно говорит и о карачаевцах с их татарским языком.

28) Л.Я.Люлье.
,,Черкессия,,-1857г ...Замечательно, что поныне у Убыхов одно племя, носящее имя АЛАНЬ .

29) Ив. Шопен об абхазах и Абхазии
1866 год . Апхазети, Абасгои. По тому же берегу, ниже Апсилианов, обитает племя того же происхождения, живущие тут вероятно со времени первых переселений Асов, это Апг-Асы или Абасы. Показывает их пределы у реки Шаке... Соседи называли их и Агу-ас, что значит огненные Асы, вероятно от поклонения огню...
Ап, Аб... значит реки, воды; следовательно, Ап'г-ас, значит бассейн рек или вод Асов... Собственно Апгасы долго жили в горных ущельях; морское же прибрежье занято было иногда коленом их - Сагид (Джиги).Язык абасгов происходит от общего Асского, а черкесский -от смешения наречий Ахайских Асов с вендским или андским.



В сасанидских источниках мы встречаем первое в истории упоминание Грузии – «страна Гурзан» [1]. Однако насельниками страны Сасаниды почему-то считали аланов, тогда как сам грузинский этнос в сасанидских источниках не упоминается [2].

[1] - с. 393, Меликишвили Г.А. "К истории древней Грузии." – Тбилиси, 1959.
[2] - с. 137–141, Меликишвили Г.А. "К истории древней Грузии." – Тбилиси, 1959.


Материалы:

Происхождение гаплогруппы G2a1a у осетин. Сабитов 2011
Иранский компонент в этногенезе и глоттогенезе народов Южного Кавказа. Э.Б. Сатцев 2011